Почему воспитатели и учителя издеваются над детьми и как это остановить
В Костанае воспитатель детского сада сильно одёрнула трёхлетнего ребенка, в результате чего он получил перелом ключицы. Воспитатель уволена, директор детского сада привлечена к административной ответственности.
В Уральске дети пожаловались родителям на то, что воспитатель их бьёт. По словам воспитанников, их били систематически на протяжении нескольких месяцев. Всё это время они молчали и ничего не рассказывали родителям, потому что боялись воспитателя. В отношении сотрудника детского сада началось расследование.
Почему взрослые бьют детей, и как это остановить?
Мало профессионалов
Психолог Татьяна Федотова обратила внимание на кадровые проблемы системы дошкольного образования.
"Если посмотреть на этот вопрос с точки зрения профессионала, могу сказать следующее: на мой взгляд, на самом деле изменилась система ценностей в отношении детей, что, безусловно, сказывается на самих детях", – пояснила Татьяна Федотова.
По словам психолога, дошкольное время очень важно для ребёнка. То, что происходит у ребёнка в период до шести-семи лет – это то, что потом становится основой его взрослой жизни. А в Казахстане разрушили систему подготовки педагогов дошкольного образования, педагогов-психологов, подчеркнула эксперт.
По словам психолога, многие проблемы взрослых идут из детства, и чем осознаннее будут родители подходить к родительству как к процессу, тем лучше для ребёнка. Это как в медицине: детский хирург может оперировать взрослого человека, а вот взрослый хирург не может оперировать ребёнка, потому что там есть свои физиологические особенности. То же самое и в психологии: дошкольный или детский психолог, который хорошо знает, как развивается ребёнок, погружён в эту тему, может консультировать взрослых людей, потому что проблемы взрослых идут из детства.
"Мне очень жаль, что взрослые люди и чиновники в Казахстане не понимают важности дошкольного детства". – добавила психолог.
Очень важно, по словам психолога, чтобы в этот период рядом с детьми находились профессионалы, которые знают, что происходит с ребёнком, учитывают его возрастные особенности.
"На мой взгляд, подготовка профессиональных кадров, профессиональных детских психологов очень важна", – резюмировала эксперт.
Почему взрослые бьют детей
Насилие в отношении ребёнка – это, по словам психолога, результат когда-то пережитой взрослым травмы.
Теория Джона Боулби о привязанности рассказывает о том, что если первые два года жизни у ребёнка с родителями произошло нарушение привязанности, то есть по какой-то причине мама не была рядом или не откликалась на его потребности, то в будущем это может обернуться тревожностью и недоверием.
Представим себе маленького человека, который попал в ситуацию, в которой он не может сам себе помочь. Естественно, он реагирует на эту ситуацию, предположим, плачем – его поведение направлено на привлечение внимания матери, а она в этот момент делает ему строгое и сердитое замечание, говоря, что мальчики не плачут. То есть ему не дали прожить эту эмоцию, её загнали – хорошо, если просто сказали, а то ещё могли и шлёпнуть. Эмоция ушла вовнутрь и очень крепко засела в виде мысли, что её проявлять нельзя. А теперь представим себе, что этот мальчик стал взрослым человеком, который находится на детской площадке или же вообще работает в детском саду и вдруг рядом с ним начинает плакать малыш. Эта ситуация становится для взрослого триггером, и он считает, что это решается только криком, угрозой или ударом.
"То есть у взрослого внутри сработал его внутренний ребёнок: эта ситуация как триггер запустила тот механизм непонимания, отчаяния, негатива, который когда-то был заложен родителями этого взрослого человека", – пояснила Татьяна Федотова.
Когда пора в садик, и как его выбрать
Прежде всего, по словам психолога, взрослые должны учитывать степень готовности ребёнка. Рекомендовано, чтобы ребёнок начинал ходить в детский сад после двух лет, ближе к трём. Это тоже связано с теорией привязанности: ребёнок в три года начинает переживать уже второй кризисный период и на этом этапе очень важно перейти на новую ступень развития, после чего он уже может идти в детский коллектив. До этого момента ребёнку сложно сепарироваться от родителей.
"При выборе учреждения очень важно посмотреть на тех специалистов, которые будут работать с ребёнком. – отметила психолог. – Профессионалов сейчас, к сожалению, очень мало. Очень важно посмотреть на отзывы родителей, которые, может быть, уже ходили в это учреждение, а самое главное – оценить, какое внимание уделяется безопасности детей".
Как узнать, обращаются ли с ребёнком жестоко
Татьяна Федотова уверена, что те родители, которые уделяют должное внимание своим детям и находятся с ними в контакте, очень быстро это увидят и поймут. Реакция на это у ребёнка может быть разная: начиная с того, что он может замкнуться в себе и стать очень тихим, до момента, когда ребёнок начнёт очень часто болеть.
"Нужно быть в контакте с ребёнком, расспрашивать его, что происходило в детском саду и самое главное – рассказывать самому, – добавила она. – Очень важно, чтобы родители понимали , что дети непроизвольно учатся всё время, они получают информацию ежеминутно. И то, как взрослые себя ведут, обращаются с ним, разговаривают – та же информация ложится в основу личности ребёнка. Если взрослые будут приходить с работы и рассказывать ребёнку о том, как у них прошёл день, ребёнок также в свою очередь будет делиться своими ощущениями и переживаниями".
"Иногда бывает, что детям трудно говорить, – садитесь и рисуйте с ребёнком, играйте с ним, – посоветовала эксперт. – Сейчас очень много игрушек, которые моделируют ситуацию: играйте в детский сад, и вы всё увидите, самое главное – уметь считывать эту информацию".
Как родителям общаться с воспитателями
Психолог отметила, что было бы здорово, если бы родители и воспитатели были в одной команде, но не против ребёнка, а вместе с ребёнком.
Эксперт посоветовала родителям больше интересоваться и разговаривать с воспитателями о том, как прошёл день ребёнка. Воспитатели как люди, находящиеся с детьми почти целый день, должны понимать, что родитель всё время в курсе происходящего, что он держит руку на пульсе и что его ребёнок будет защищен.
"Не позволяйте, пожалуйста, взрослым ругать вашего малыша, всегда защищайте своего ребёнка. Если к ребёнку есть претензии, то взрослые могут обсудить это наедине, по телефону или при личной встрече, но ни в коем случае не при ребёнке. Вариант, когда воспитатель отчитывает ребёнка при маме, а она стоит и поддерживает воспитателя, – очень травмирующий для ребёнка, это один из видов психологического насилия. Ни в коем случае этого делать нельзя", – заключила психолог.
Поможет ли лицензирование
В территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования ежедневно поступает информация о получении различных травм детьми в стенах детских садов. Это свидетельствует о недостаточном контроле над детьми со стороны педагогов. В Кызылорде, к примеру, дети самостоятельно вышли из садика на улицу. Такой же случай имел место в столичном детском саду. Воспитатели привлечены к дисциплинарной ответственности.
"Для того чтобы сократить количество нарушений и навести порядок в работе детских садов, мы инициируем введение лицензирования. Это позволит усилить безопасность нахождения детей в детских садах. Если детский сад будет соответствовать требованиям, то он за короткое время в цифровом формате получит лицензию. Если же нет, то будет дано время на устранение недостатков. Требования по лицензированию будут адекватными. Бояться точно нечего. Абсолютное большинство существующих детских садов легко смогут получить лицензии. Мы заинтересованы в обеспечении детей качественным дошкольным воспитанием и обучением", – отметила председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства просвещения Гулзат Кобенова.
Эксперт по детской безопасности Зарина Джумагулова согласна, что всё, что касается принципиально важных вопросов, должно быть лицензируемым.
"Выдача лицензии, с одной стороны, прерогатива государства, но я считаю, что в этом вопросе большую помощь оказали бы независимые, неправительственные организации (НПО и НКО). Я думаю, что институт репутации легче всего зарождать в негосударственном секторе. НПО могли бы взять на себя функцию проверки и создания условий для получения лицензии дошкольным заведением. Нам нужна альтернатива государственным детским садам, потому что частные детские сады – это, конечно, хорошее решение перегруженности государственных детских садов, но рассматривать их исключительно как бизнес мы не имеем права, потому что на кону стоит жизнь, здоровье и развитие наших детей – нашего будущего поколения. Чем больше оно будет травмировано, тем худшее будущее ждёт нас впереди", – пояснила эксперт по детской безопасности Зарина Джумагулова.
"Мы не можем так рисковать и не проводить проверку того, что творится в детских садах, не иметь возможности прекратить эту деятельность, если она проводится с нарушениями, и также не можем просто взять и запретить частные детские сады и оставить только государственные, потому что эта нагрузка спустится на родителей, которые будут задаваться вопросом, куда устроить ребёнка. – добавила она. – Когда профессиональные педагоги занимаются воспитанием и развитием детей, это идёт ребёнку на пользу (если не используются насильственные методы). Поэтому при участии независимых некоммерческих организаций с большим опытом работы и высоким репутационным рейтингом было бы сложнее включать коррупционную составляющую и принимать необоснованные решения. Многие правозащитные НПО и НКО, работающие над проблемами детей и подростков, гораздо ближе к людям, которые пострадали от насилия или столкнулись с невозможностью признания правды, они борются с неправомерными действиями со стороны руководителей учреждений".
"Такие организации могли бы оказывать поддержку государству в качестве независимых экспертов при принятии решений о выдаче и отзыве лицензии. Кроме того, эти организации могли бы помочь создавать инфраструктуру для обучения, повышения квалификации педагогов дошкольных и других учебных заведений, рекомендовать методики, которые необходимо применять в детсадах, школах и колледжах, помогать выстраивать внутренние процессы – очень много сопутствующих услуг, которые оказывают различные НКО и которые могли бы влиять на развитие безопасной и здоровой среды в образовании", – резюмировала эксперт.
В Ассоциации непрерывного образования считают, что лицензирование – вовсе не панацея. По мнению председателя ассоциации Лейлы Куленовой, лицензирование – это политический манёвр, который просто отвлекает внимание общества от решения настоящих проблем. Она считает, что лицензирование не улучшит качество педагогического состава и не сократит количество вопиющих случаев избиения детей в садах. Многие резонансные истории, когда детям наносили увечья, происходили и в государственных садиках.
"В минувшую среду, когда министр Аймагамбетов пафосно вещал с трибуны августовской конференции педагогических работников и доказывал, как нам всем поможет лицензирование, параллельно в этот же момент появилась новость о том, что в государственном детском саду в Павлодаре был избит ребёнок, идёт следствие. Мы оперативно изучили ситуацию: это настоящий государственный садик с отдельным зданием и всем необходимым оснащением, документами и разрешениями. В этом детсаду лицензия была до отмены. У садика есть работающее видеонаблюдение, садик полностью подчиняется отделу образования. Это государственный объект, и возможности по мониторингу его деятельности не ограничены в любой момент", – сказала Лейла Куленова.
В организации считают, что лицензирование поспособствует уходу частных садов в тень: они будут работать подпольно и пользоваться спросом за счёт своей цены, а ещё потому, что у родителей из-за нехватки мест в детсадах просто не будет выбора.
Нулевая терпимость
В качестве одной из мер, направленных на решение проблем насилия в дошкольных учреждениях, предлагают введение повсеместного видеонаблюдения.
Зарина Джумагулова находит это неэффективным, потому что, во-первых, увидеть то, что происходит, можно будет уже постфактум, когда насилие или жестокое обращение с ребёнком совершилось. Во-вторых, не всегда будет возможность зафиксировать на видеокамеру оскорбления, унижения, а также другие формы психологического и эмоционального насилия над ребёнком. И в-третьих, даже если видеокамера будет в классе или в том помещении, где находится ребёнок, не факт, что запись смогут предоставить и что родители либо полиция смогут добиться снятия записи с этой камеры.
"Под любым предлогом и с различными оговорками: например, не сработала камера в тот момент, система зависла или записи имеют маленький срок хранения – под любым предлогом такие записи не будут предоставляться. Я в этом решения проблемы не вижу абсолютно", – подчеркнула Зарина Джумагулова.
Здесь, по словам эксперта, нельзя действовать исключительно кнутом: ограничениями, различными лишениями, наказаниями, административными методами. Важнее чётко обозначить, какие действия являются неприемлемыми и создать систему выявления неприемлемого поведения по отношению к ребёнку.
"Сейчас в школах действуют комитеты по этике, где разбираются все случаи подобного характера, то есть проявление насилия или другого оскорбительного поведения. – отметила эксперт. – Но в эти комитеты должны входить и независимые лица: помимо представителей попечительского совета и родительского комитета, должны быть люди, которые не имеют совершенно никакого отношения к этой школе, но пользуются заслуженным авторитетом в данном городе или селе. Со стороны независимых организаций должен быть мониторинг всех случаев, которые рассматриваются на комитете по этике".
"Дело не в наказаниях, а в проблеме выявления и признания, что данный факт действительно является нарушением педагогической этики, нарушением прав ребёнка, проявлением насилия со стороны взрослого человека. Чтобы помогать выявлять такие случаи, необходимо прописывать, что такое вообще насилие, в чём оно может проявляться и как мы его можем фиксировать", – подчеркнула Зарина Джумагулова.
По словам эксперта, для этого нужно разрабатывать специальные внутренние документы: кодексы, в которых будет чётко прописано, что такое буллинг, насилие, какие действия носят уничижающий или оскорбительный характер, чтобы если такая ситуация произойдёт, действовать согласно определённому пункту, по которому школа берёт на себя обязательство такие случаи выявлять и проводить расследование, принимать меры по развитию нулевой терпимости к насилию.
Определение буллинга уже прописано в Законе об образовании, в Законе о правах ребёнка, а наказания за оскорбление и клевету в Административном и Уголовном кодексах уже существуют. Важно, чтобы правоохранительные и судебные органы сделали эти статьи рабочими.
"К сожалению, у нас пока не запущен процесс формирования нулевой терпимости к насилию, – отметила эксперт. – Это гораздо более масштабный вопрос, чем оснащение помещений видеокамерами или усиление наказаний, потому что сложнее всего настроить всю систему так, чтобы проявление насилия было бы не только недопустимым, неприемлемым, но и невыгодным для тех, кто пока этим пользуется".
"Сейчас мы видим, что нет базовых ценностей, которые мы закладываем в основу нашей системы образования. Каких людей мы хотим видеть на выходе из школы или колледжа, – добавила она. – Я считаю, что в центре любой образовательной системы должен находиться ребёнок. Нужно смотреть на всё через призму того, насколько соблюдены его права, насколько ребёнку комфортно учиться. Любые рамки, условия, правила, ограничения, также должны опираться на базовые потребности ребёнка в безопасности".
"У нас, к сожалению, подход идёт не снизу вверх (по иерархии потребностей) – не с базовых потребностей – а сверху вниз, то есть сначала перед детьми ставится задача самореализации, самоуважения, саморазвития и только потом, где-то там в конце, потребность базового порядка: вода, питание и безопасность", – акцентировала Зарина Джумагулова.
В 2022 году Зарина Джумагулова вместе с коллегами организовали антибуллинговое комьюнити, которое помогает детям и их родителям, столкнувшимся с буллингом – оскорблениями, насилием в стенах образовательных учреждений – справляться с этой проблемой. Они оказывают юридическую, психологическую, информационную поддержку этим семьям, которые зачастую оказываются один на один с системой.
Очень часто адвокаты не берутся за такие дела. Их смущают конфликты, в которых обе стороны – несовершеннолетние. Или же они находят бесперспективными дела, если, к примеру, директор школы имеет весомое положение в городе. Такие случаи, по словам Зарины Джумагуловой, требуют тщательной проработки.
"Комитеты по этике также часто выгораживают учителей, поскольку во многих школах имеются проблемы с кадрами либо преследуются личные интересы, для того чтобы оставить этого учителя безнаказанным, – отметила эксперт. – Привлечь педагогов и образовательные учреждения к ответственности – достаточно серьёзная проблема. У нас нет независимого рейтинга по учреждениям, нет института репутации, который бы имел вес и значимость для школы, чтобы даже, например, при выявленном случае насилия школе было бы выгодно самой признать этот факт и выработать систему мер по реагированию на такие случаи: прописать протокол, в котором будет указано, что участникам образовательного процесса рекомендуется действовать сообща для выявления случаев насилия или его превенции, принятия необходимых мер для того, чтобы эти случаи не повторялись".
Как отметила эксперт, чаще всего родители просто забирают ребёнка из школы и переводят его в другую, чтобы избежать огромной потери ресурсов.
"В наших силах это изменить. То есть начать создавать такие условия, при которых школе самой было бы выгодно избавляться от старых способов выяснения отношений или воспитания детей через насильственные способы, чтобы у школы был определённый независимый рейтинг, в который входили бы случаи выявления и профилактики насилия", – резюмировала Зарина Джумагулова.
Родители переводят детей в другую школу, поскольку любое их действие против школьной системы, как, например, заявление на имя директора или обращение в департамент по контролю качества образования, или в Комитет по охране прав детей, или в другие независимые организации, – всё это будет расцениваться школой как посягательство на неприкосновенность, безопасность школьной закрытой системы, как угрозу смещения с должностей. И образовательное учреждение в свою очередь начнёт принимать активные агрессивные действия и в отношении родителей, и в отношении ребёнка, для того чтобы остановить родителя, который отстаивает права своего ребёнка.
"Нам не хватает правозащитных организаций, которые бы стояли на защите интересов детей. Мы с антибуллинговым комьюнити в активном поиске таких адвокатов, которые не боялись бы идти против системы, против авторитета руководителей школ, детских садов, которые могли бы действительно отстаивать права детей в суде, доводить эти дела до него", – сообщила Зарина Джумагулова.
"Также мы нуждаемся в повышении информированности родителей о том, как реагировать и действовать в первые минуты, как только им стало известно, что в отношении их ребёнка было совершено насилие любого характера, то есть как это всё фиксировать, как собирать доказательную базу, как обращаться в инспекцию по делам несовершеннолетних (ИДН), как составлять протокол и что там нужно указывать, – добавила эксперт. – Не хватает информированности родителей, для того чтобы не допускать более серьёзных случаев насилия, чтобы они научились отстаивать права своих детей на начальном уровне, чтобы сразу обозначали, что это недопустимо и немедленно сигнализировали об этом педагогу, директору школы и тем, кто отвечает за порядок в образовательном учреждении".
"Проблема в том, что нет массового запроса от родителей на формирование нулевой терпимости к насилию в образовательных учреждениях. Огромная часть родителей считает правомерным применение насилия по отношению к их детям. Они считают допустимым кричать на детей, унижать, называть оскорбительными словами и применять физическое наказание, если ребёнок что-то недопонял, не сделал, не выполнил, не соответствует ожиданиям учителя. Огромное количество родителей считают, что так и должно быть, их так воспитали в своё время и они видят этот способ воздействия единственно применимым к их собственным детям", – пояснила Зарина Джумагулова.
Установку "кто сильнее, тот и прав", которая распространена в нашем обществе, нужно менять, чтобы этим не пользовались в том числе и образовательные учреждения. Установка должна идти с самого верха: в самом Министерстве просвещения нужно устанавливать высокие морально-этические нормы поведения по отношению друг к другу, к сотрудникам и подчинённым, чтобы агрессия и неуважительное отношение не передавались по цепочке.
"Необходимо на всех уровнях демонстрировать уважительное отношение к личности, к достоинству, к правам человека – по цепочке это дойдёт и до детей", – заключила эксперт.
Читайте также:
- В Алматы воспитатель, которая била детей, покончила с собой
- В Нур-Султане воспитатель избила девочку в детском саду. Дело направили в суд
- В Павлодаре воспитатель в детском саду закрыла раздетую девочку в прохладной комнате