Почему экспорт зерновых в Китай – золотая жила для казахстанских аграриев
Китай – страна с активно растущей экономикой. Увеличение благосостояния китайцев сопровождается растущим потреблением энергоресурсов, сырья и продовольствия. В этом контексте Китай стабильно увеличивает объёмы торговли с различными странами, включая Казахстан. Для республики это открывает значительные перспективы экспорта продукции в соседнюю страну.
По данным Министерства сельского хозяйства, экспорт сельхозпродукции в Китай в 2023 году увеличился в два раза и достиг в денежном выражении 1 млрд долларов. Согласно данным ведомства, объём экспорта из Казахстана в Китай с января по апрель 2024 года составил 301,7 млн долларов. Это на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
"Имеется замечательный опыт поставок на китайский рынок зерновых, масличных культур, муки, растительных масел, мясной, молочной, рыбной продукции, мёда и кормов, которые мы бы хотели в дальнейшем нарастить. Мы готовы начать экспортировать в Китай охлаждённое мясо в дополнение к замороженному мясу, субпродуктам, птицеводческой продукции: масличным, бобовым культурам, картофелю. Это будет способствовать значительному увеличению объёмов товарооборота между нашими странами", – заявил вице-министр сельского хозяйства Ермек Кенжеханулы.
Всё же основной объём казахстанского экспорта в Китай приходится на семена подсолнечника (дроблёные и недроблёные), льна (дроблёные и недроблёные), пшеницу и маслины, ячмень, масло – подсолнечное, сафлоровое, хлопковое и их фракции.
Об объёмах производства и потребления
Даже в неурожайные периоды, по словам официального представителя Зернового союза Евгения Карабанова, Казахстан производит в два раза больше зерновых, чем потребляет на внутреннем рынке. Например, в прошлом году, как отметил собеседник, в стране произвели 12 млн тонн пшеницы, потребили – 6 млн тонн.
"Если мы перестанем экспортировать избыток зерна, это приведёт к проблемам. Тогда нам придётся решать, что производить вместо него, какова будет его стоимость и как это повлияет на население. Только в этом году Казахстан экспортировал в Китай некондиционную проросшую пшеницу, которая не была воспринята внутренним рынком. Без экспорта эту пшеницу продали бы значительно дешевле или она вообще не имела бы ценности", – рассказал эксперт.
По словам собеседника, необходимо искать рынки сбыта для избытков продукции, будь то сырьё или переработанная продукция. Тем не менее выбор между экспортом сырья и его переработкой внутри страны всё еще остаётся предметом активных дискуссий. Эксперт считает, что важно развивать производство исходя из реального спроса, избегая волюнтаризма и обеспечивая последовательное развитие отрасли.
"Не стоит бояться того, что мы всё продадим и останемся ни с чем. Меня постоянно спрашивают о российском зерне. Так вот, не нужно бояться российского зерна, потому что мы продаём наше зерно дороже, чем затем покупаем его в России. Это отличный бизнес: мы продаем своё по высокой цене и покупаем зарубежное дешевле. Например, в прошлом году у нас было много низкокачественной пшеницы. Нам не стоит её перерабатывать или снижать качество продукции для казахстанцев. Лучше продать её и купить более качественное зерно для наших потребителей, которое можно использовать в кормах и производстве спирта. Китай оказался нашим спасением, выкупив большую часть нашего запаса", – объяснил свою позицию собеседник.
В Казахстане национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" хранит резервный запас зерна на случай чрезвычайных ситуаций (периоды неурожая) и стабилизирует рынок. Основная задача нацкомпании заключается в выкупе избыточного зерна. Так, "Продкорпорация" хранит более 700 тысяч тонн зерна в фуражных запасах и государственном резерве. В периоды стабилизации цен компания продаёт дешёвую пшеницу, чтобы удерживать цены на хлеб на приемлемом уровне.
Как Казахстан заходит на рынок Китая
В 2017/18 аграрном году Казахстан поставил в Китай чуть больше полумиллиона тонн пшеницы, что стало рекордом для республики. В настоящее время, по словам Евгения Карабанова, страна лишь приближается к этому уровню.
"Экспорт ячменя в Китай также показывает хорошие объёмы – около 700 тысяч тонн. Учитывая объёмы закупок Китаем, считаю, наша страна должна занимать не менее 15% доли от каждой из этих поставок на мировом рынке", – полагает Карабанов.
Казахстанскую агропродукцию поставляют преимущественно в Западный Китай. Другая часть продукции, как отметил спикер, достигает Центрального и Восточного Китая.
"В Западном Китае у нас практически нет конкурентов. Китайские компании выражают готовность покупать всё, что мы можем предложить. Спрос огромен, особенно учитывая значительное расширение перерабатывающих мощностей в Китае за последнее время. Они закупают первичные продукты у нас и перерабатывают их на месте, затем поставляют конечную продукцию на собственный рынок", – сообщил эксперт.
Каждый год Китай закупает около 10 млн тонн пшеницы и 11 млн тонн ячменя со всего мира. Основные поставщики зерновых – США, Канада, Австралия и Европейский союз. Казахстан, по словам спикера, не оказывает значительного влияния на мировой рынок. Несмотря на это, географическая близость Казахстана к Китаю, общая граница (протяжённостью 1782 км) делают его приоритетным партнёром. Эксперт уверен: Казахстану нужно использовать этот потенциал.
"Например, вместо того чтобы строить терминал в Персидском заливе Ирана, находящегося под международными санкциями, где нестабильный политический режим, мы можем сосредоточиться на развитии торговли с Китаем – нашим соседом с огромным платёжеспособным рынком. Это позволит нам избежать необходимости дальних транспортировок и конкуренции с ведущими мировыми игроками", – привёл пример Евгений Карабанов.
Проблемы, сдерживающие экспорт
По мнению Карабанова, на сегодняшний день основной проблемой экспорта продукции в Китай стала логистика: пропускная способность инфраструктуры на стороне Казахстана исчерпана и требует модернизации. Имеется один путь, по которому поезд может двигаться только в одном направлении.
"Поезда, отсутствие нормального движения вагонов и ограниченное количество планов, которые выделяются на китайское направление, сильно осложняют экспорт. Там есть покупатели, здесь есть продавцы, но из-за инфраструктурных проблем возникают большие сложности, и мы не можем нарастить объёмы экспорта", – подчеркнул руководитель комитета производства ОЮЛ "Зерновой союз Казахстана" Талгат Алдажаров.
Второй момент, по словам эксперта, касается строгих требований со стороны карантинных служб Китая. Китай не только требует аккредитацию казахстанских поставщиков, мест производства и отгрузки товара, но и проводит собственные проверки.
"Эти проверки включают анализ содержания пестицидов, тяжёлых металлов, радиоактивности и наличия карантинных объектов, таких как сорные семена и вредители, а также проверку на наличие ГМО. Всё это время товар остаётся в погруженном состоянии в транспортных средствах, ожидая решения по результатам проверок", – объяснил Евгений Карабанов.
Евгений Карабанов отметил, что после отправки торговой миссии в Китай и встречи с местными чиновниками и предпринимателями была создана совместная рабочая комиссия. Она занимается отслеживанием временных задержек на разных этапах доставки товаров – от прихода вагонов или контейнеров до их разгрузки. Цель комиссии – собрать данные о времени выполнения каждой операции, чтобы выявить основные проблемные моменты и разработать рекомендации по улучшению процессов и сокращению задержек.
"Третья проблема связана с необходимостью гармонизации требований и стандартов. В настоящее время мы успешно решаем эту проблему на местном уровне: запрашиваем требования китайской стороны и проводим необходимые мероприятия, испытания и анализы", – рассказал собеседник.
Почему фермерам невыгодно торговать на внутреннем рынке
Если экспорт приносит выгоду казахстанским фермерам, то продажа на внутреннем рынке стала для них серьёзной проблемой. Значительное вмешательство в экономику государства в виде различных ограничений, бюрократии и взяток препятствует эффективной работе частных предпринимателей.
"Во-первых, та же самая пшеница отправляется по тенговым ценам. Во-вторых, все торговые потоки на внутренний рынок так или иначе контролируются государством. Поэтому у нас периодически возникают проблемы со сбытом и дефицитом, которые зажимают наших производителей. Большая доля участия государства в нашей экономике не позволяет частникам эффективно работать на внутреннем рынке. Это приводит к другой проблеме. Фермерам проще отправить выращенный урожай за рубеж, ещё и за валюту, чем на внутренний рынок", – объяснил Арман Бейсембаев.
Невозможность конкурировать – следующая проблема, которую выделил эксперт. Чтобы товары попали на полки магазинов, производителям приходится давать взятки и договариваться с многочисленными чиновниками.
"Ключевые торговые потоки и логистика раньше находились под контролем семьи первого президента. В таких условиях работать практически невозможно, поэтому производителям проще было отправлять продукцию за границу. Сказать, что эта практика прекратилась, преждевременно. У нас в этом смысле классическая вывозная экономика. Нам проще из страны вывезти и продать там, причём за валюту, потому что это всегда выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. На внутреннем рынке условия таковы, что в лучшем случае выйдешь в ноль по себестоимости, в худшем – окажешься в убытке", – выразил свою точку зрения Арман Бейсембаев.