В казахстанском парламенте продолжают отрабатывать поправки к закону "Об ответственном обращении с животными". Избранники народа предлагали вернуться к практике умерщвления бездомных животных, а также организовать пункты приёма ненужных собак и кошек.

В свою очередь юристы Animal Law категорически не согласились с такой риторикой и разработали альтернативную концепцию, которую представили общественности на заседании круглого стола в Maqsut Narikbayev University. 

Почему Казахстану никак не удаётся избавиться от бродячих собак, сколько ещё бюджетных миллиардов понадобится на борьбу с проблемой и что думают о предлагаемых поправках в администрации президента, разбиралась журналист Informburo.kz.

Что мы делаем?

О том, как рабочая группа мажилиса изучала международный опыт, можно прочесть здесь. Если кратко: депутаты опирались на устаревшие данные и нерелевантную статистику, в контексте которой поголовное умерщвление действительно выглядело приемлемым. Но аргумент "все так делают" не выдержал критики, ведь, по официальным данным, развитые страны, такие как США, Австралия и Канада, стремятся отказаться от поголовной эвтаназии и свести количество беспризорных животных к нулю. В таком случае возникает вопрос: а что Казахстан делает не так?

Юристы, работающие над альтернативной концепцией поправок, с уверенность заявляют: казахстанское общество путает причину со следствием. Ни гуманная система ОСВВ, ни поголовный отстрел не смогут уберечь казахстанцев от нападения бродячих собак, пока государство не перекроет каналы поступления животных на улицы. 

Наталья Уголькова, которая больше десяти лет работает с бездомными животными, выделила три возможных пути их появления. 

№1. Домашние питомцы

Человек заводит собаку, но по каким-то причинам решает её не стерилизовать. Если это самка, то хозяин и оглянуться не успеет, как она окажется беременна. И такое происходит не только в сёлах, но и в городских условиях. А если животное на самовыгуле, то вероятность беременности близится к 100%. 

Потом самка ощенится, и нерадивый хозяин начнёт пристраивать щенят "в добрые руки", а какими окажутся эти руки – никто не знает. Но это ещё позитивный сценарий. В большинстве случаев щенков просто вынесут на улицу. Кто-то погибнет от холода и голода, кого-то замучают живодёры, а кто-то выживет и начнёт плодиться.

Отдельного упоминания заслуживают те, кто заводит крупных собак, но не готов удовлетворять их потребности. Без должного ухода собака становится неуправляемой – портит мебель, проявляет агрессию, громко лает. Не желая терпеть дискомфорт, хозяева избавляются от проблемного животного. Такую собаку могут передавать из рук в руки годами, но в конечном итоге она оказывается на улице. 

№2. Породистые 

Второй канал поставки – заводчики животных, деятельность которых государство не регулирует. Они зарабатывают на продаже щенков до тех пор, пока собака способна рожать. А когда здоровье животного истощится, отправляют его на улицу. Если потомство будет дефектным, что вероятно при несоблюдении условий содержания, от него избавляются ещё раньше.

Недобросовестные заводчики экономят на корме и вакцинах, содержат животных в тесноте и не следят за распространением инфекций. Клиент покупает такого щенка, а потом выясняется, что он болен. Лечить дорого, проще выбросить и купить нового.

№3. Размножение на улице

Те, кто попал на улицу и сумел выжить, начинают плодиться. Всего за один год самка способна принести 6–12 щенят, часть из которых вырастет на улице и тоже начнёт плодиться. 

Наибольшую опасность собаки представляют в периоды гона, так называемой собачьей свадьбы, и выращивания потомства. Ощенившись, самка будет во что бы то ни стало защищать своё потомство как от других животных, так и от людей. 

"А теперь вернёмся к нашему закону: нормы об обязательной стерилизации домашних животных нет. Единой системы учёта нет. Правил, регламентирующих деятельность заводчиков, нет. Но депутаты предлагают вместо устранения законодательных дыр вернуть эвтаназию и расхлёбывать последствия чужой безответственности за счёт государства. В таких условиях сколько денег не выделяй на отлов, на улицах всё равно будут бездомные животные", – высказалась активистка. 

Вместо массового умерщвления зоозащитники предлагают доработать закон в сфере обращения с животными – ввести обязательную стерилизацию, создать единую базу учёта и внедрить реальную ответственность для тех, кто выбрасывает питомцев на улицу. 

Экономика и экономия

Убийство бродячих животных, которое в РК практиковали на протяжении 30 лет, позволяет волнообразно снижать их количество на улицах, но не в состоянии обеспечить полную безопасность прохожих. Пока одни отлавливают и убивают, другие плодят и выбрасывают – это порочный круг, который казахстанское общество всё никак не может разомкнуть. Кроме того, подобная система взаимодействия с животными дорого обходится государству. 

Последние годы на отлов животных в РК выделяли около миллиарда тенге. За последние годы финансирование увеличили как минимум вдвое, но положительных результатов нет. Большинство отловленных животных по-прежнему убивают, но меньше их не становится. 

Статистика работы отловов в разных регионах за 2019–2024 годы. В Карагандинской и Павлодарской областях до сих пор не проводят стерилизацию, в Акмолинской – уничтожают столько же животных, сколько и вакцинируют / Данные главы Ассоциации по защите животных INUCOBO Лилии Сарсеновой

Руководитель столичного фонда "Стоп отлов" Мария Гребёнкина убеждена, что реализацию закона тормозят не только пробелы в законодательстве, но и коррупция.

"Люди на местах, которые десятилетиями делали бизнес на бездомных животных, не хотят прозрачности. Они годами подгоняли отчёты под выделенные суммы, делали приписки, торговали собачьим мясом. А теперь лавочку надо прикрывать. Единой базой пользоваться они не хотят, чипы закупают такие, которые потом невозможно считывать, общественников в отлов не пускают. Потому что там крутятся миллионы. Взял чип, записал его в тетрадку от руки и выкинул в мусорку. По бумагам у тебя и стерилизация, и вакцинация, и чипирование, и выпуск. А по факту деньги в кармане. И никто не проверит, была ли эта собака на самом деле и что с ней стало", – рассказала Мария Гребёнкина.

Очень часто отчёты региональных управлений ветеринарии не соответствуют реальности. На практике в большинстве регионов систему ОСВВ так и не реализовали. Администрация президента инициировала проверку ветеринарных служб, в результате которой обнаружили множество нарушений. 

По результатам проверки большая часть животных, отловленных в Костанайской области, не прошла через ОСВВ. На программу выделили 84 млн тенге / Данные предоставила глава Ассоциации по защите животных INUCOBO Лилия Сарсенова

Сдвиги есть

За круглым столом собрались не только зоозащитники, но и представители Сената Парламента, МВД, администрации президента. Заместитель заведующего отделом социально-экономической политики АП Гульмира Сабденбек заверила, что проблема находится на личном контроле президента. Инициаторы мероприятия называют это серьёзным сдвигом, ведь после нескольких лет борьбы их голос наконец-то услышали на самом верху. 

Гульмира Сабденбек заверила, что Администрация президента концептуально не поддержала поправки о массовой эвтаназии и отправила документ на доработку. Она убеждена, что одной из главных ценностей казахстанского общества должна стать ответственность, а бережное отношение ко всему живому – ярчайшее её проявление.