Платные дороги - это вам не фуа-гра
Сомневаться не стоит: немного пошумев для виду, парламентарии представленный в минувший понедельник законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок" примут его в едином порыве. Вот и лидер партии "Ак жол", депутат Мажилиса Азат Перуашев, комментируя informburo.kz представленный Министерством по инвестициям и развитию проект закона, заметил: "Если вы помните, при обсуждении введения платы за проезд по дороге Астана-Боровое, мы это очень сильно критиковали. У нас были определённые сомнения. Но сейчас, когда уже накоплен как отрицательный, так и положительный опыт, можно надеяться, что наверняка разработчики этого важного документа учли всё".
Искать некие подводные течения в предстоящем депутатском "одобрямсе" смысла нет. Всё на поверхности: на дворе кризис, а стране нужны деньги. Много денег. Тем более, что на нефть и металлы надежды уже почти никакой. Того и гляди цены на них ниже себестоимости станут. "Зелёным" технологиям ещё не скоро из памперсов выбраться. Иное дело дороги. Без них никак. Если, правда, БТРа или бульдозера в хозяйстве не имеется. Хочешь-не хочешь, а дабы из дома на работу и обратно съездить - заплатишь. Причём как миленький. Отсюда и преференции разные, которыми разработчики закона национального оператора платных дорог по имени "Казавтожол" наделить вознамерились. Здесь вам и государственные гарантии, коими инвесторов зарубежных и не очень заманивать можно будет, и идея внедрения абонентской платы за проезд по платной дороге на 90, 120 или 360 дней. Чем-то всё это российский опыт напоминает. С одной лишь разницей, что в Российской Федерации чаще всего строят новые дороги, а не реконструируют старые.
Судя по всему, не даёт покоя правительству Казахстана и опыт Лондона, где ещё 12 лет назад после бурных дискуссий было принято решение сделать платным въезд в центр столицы Великобритании. В 2003 году с каждой машины взымали 5 фунтов Стерлингов, сегодня уже 10. Ляпота! Расходов почти никаких, зато доходы такие, что ни один банковский депозит не предоставит. А ещё можно и практику Нью-Йорка изучить. Причём не только акиматам Астаны и Алматы, которые в соответствии с новым законопроектом получают право и улицы платными делать, и стоимость проезда по ним определять, но и всем населённым пунктам страны без исключения. Суть проста: хочешь в город въехать - плати от 5 до 13 долларов за машину. Деньги - рекой.
Кстати, на постсоветском пространстве особенно тщательно опыт Лондона и Нью-Йорка изучала Украина. Дело дошло до того, что ссылаясь на опыт европейских стран, 2 октября 2013 года было даже объявлено о предстоящем введении платы за проезд по 130 улицам Киева. Ожидалось, что к концу ноября того же года новая система начнёт активно приносить гривны в украинскую казну. Идея эта киевлянам не понравилась, о чём руководство Алматы, похоже, осведомлено. Во всяком случае, отвечая на вопрос informburo.kz о том, какие алматинские улицы станут платными, новый руководитель пресс-службы городского акимата Артур Нигметов заметил: "Сейчас изучается опыт других стран по внедрению платных дорог, проводится анализ рисков, а также мониторинг общественного мнения по этой теме. Поэтому вопрос о появлении платных улиц в Алматы ни в этом, ни в следующем году пока на повестке дня не стоит".
Впрочем, это пока не стоит. Если учесть, что первая в Казахстане платная автотрасса Астана-Боровое только за один год эксплуатации принесла в государственную казну почти 1 миллиард тенге по курсу доллара в 150, трудно себе представить, что Правительство не продавит новый законопроект в Парламенте. А это значит, что немалому числу казахстанцев при формировании семейных бюджетов придётся отказываться от повседневных бананов и фуа-гра в пользу проезда по платным улицам и междугородным трассам на безальтернативной основе.