Сомневаться не стоит: немного пошумев для виду, парламентарии представленный в минувший понедельник законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок" примут его в едином порыве. Вот и лидер партии "Ак жол", депутат Мажилиса Азат Перуашев, комментируя informburo.kz представленный Министерством по инвестициям и развитию проект закона, заметил: "Если вы помните, при обсуждении введения платы за проезд по дороге Астана-Боровое, мы это очень сильно критиковали. У нас были определённые сомнения. Но сейчас, когда уже накоплен как отрицательный, так и положительный опыт, можно надеяться, что наверняка разработчики этого важного документа учли всё".

Лидер партии "Ак жол" Азат Перуашев

Фото Олега Спивака
Лидер партии "Ак жол" Азат Перуашев

Искать некие подводные течения в предстоящем депутатском "одобрямсе" смысла нет. Всё на поверхности: на дворе кризис, а стране нужны деньги. Много денег. Тем более, что на нефть и металлы надежды уже почти никакой. Того и гляди цены на них ниже себестоимости станут. "Зелёным" технологиям ещё не скоро из памперсов выбраться. Иное дело дороги. Без них никак. Если, правда, БТРа или бульдозера в хозяйстве не имеется. Хочешь-не хочешь, а дабы из дома на работу и обратно съездить - заплатишь. Причём как миленький. Отсюда и преференции разные, которыми разработчики закона национального оператора платных дорог по имени "Казавтожол" наделить вознамерились. Здесь вам и государственные гарантии, коими инвесторов зарубежных и не очень заманивать можно будет, и идея внедрения абонентской платы за проезд по платной дороге на 90, 120 или 360 дней. Чем-то всё это российский опыт напоминает. С одной лишь разницей, что в Российской Федерации чаще всего строят новые дороги, а не реконструируют старые.

Платные дороги в России чаще всего прокладываются в отдалении от старых трасс

Фото с сайта news.novgorod.ru
Платные дороги в России чаще всего прокладываются в отдалении от старых трасс

Судя по всему, не даёт покоя правительству Казахстана и опыт Лондона, где ещё 12 лет назад после бурных дискуссий было принято решение сделать платным въезд в центр столицы Великобритании. В 2003 году с каждой машины взымали 5 фунтов Стерлингов, сегодня уже 10. Ляпота! Расходов почти никаких, зато доходы такие, что ни один банковский депозит не предоставит. А ещё можно и практику Нью-Йорка изучить. Причём не только акиматам Астаны и Алматы, которые в соответствии с новым законопроектом получают право и улицы платными  делать, и стоимость проезда по ним определять, но и всем населённым пунктам страны без исключения. Суть проста: хочешь в город въехать - плати от 5 до 13 долларов за машину. Деньги - рекой.

С 2003 года стоимость въезда на платные улицы Лондона поднялась с 5 до 10 фунтов Стерлингов с машины

Фото с сайта klaxon.ru
С 2003 года стоимость въезда на платные улицы Лондона поднялась с 5 до 10 фунтов Стерлингов с машины

Кстати, на постсоветском пространстве особенно тщательно опыт Лондона и Нью-Йорка изучала Украина. Дело дошло до того, что ссылаясь на опыт европейских стран, 2 октября 2013 года было даже объявлено о предстоящем введении платы за проезд по 130 улицам Киева. Ожидалось, что к концу ноября того же года новая система начнёт активно приносить гривны в украинскую казну. Идея эта киевлянам не понравилась, о чём руководство Алматы, похоже, осведомлено. Во всяком случае, отвечая на вопрос informburo.kz о том, какие алматинские улицы станут платными, новый руководитель пресс-службы городского акимата Артур Нигметов заметил: "Сейчас изучается опыт других стран по внедрению платных дорог, проводится анализ рисков, а также мониторинг общественного мнения по этой теме. Поэтому вопрос о появлении платных улиц в Алматы ни в этом, ни в следующем году пока на повестке дня не стоит".

При Януковиче проезд по киевскому бульвару Дружбы народов чуть было не сделали платным

Фото с сайта avo.org.ua
При Януковиче проезд по киевскому бульвару Дружбы народов чуть было не сделали платным

Впрочем, это пока не стоит. Если учесть, что первая в Казахстане платная автотрасса Астана-Боровое только за один год эксплуатации принесла в государственную казну почти 1 миллиард тенге по курсу доллара в 150, трудно себе представить, что Правительство не продавит новый законопроект в Парламенте. А это значит, что немалому числу казахстанцев при формировании семейных бюджетов придётся отказываться от повседневных бананов и фуа-гра в пользу проезда по платным улицам и междугородным трассам на безальтернативной основе.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter