Пирсинг как явление: какие части тела предпочитают прокалывать юные казахстанцы, какие – люди постарше
Почему современные люди разных возрастов всё чаще решаются на украшение разных частей тела металлическими деталями? Для одних пирсинг – мода, для других – символ свободы, для третьих – способ заявить о себе. В третьем тысячелетии пирсинг вышел далеко за рамки подростковых экспериментов и стал привычным явлением.
В Казахстане растёт число салонов и мастеров, которые предлагают самые разные виды проколов – от классических серёжек в ушах до более смелых решений. Но вместе с ростом популярности появляются вопросы: сколько стоит пирсинг, насколько он безопасен и как регулируется эта индустрия в Казахстане?
Факты о пирсинге: от древности до наших дней
Ещё тысячи лет назад древние люди прокалывали тело, считая это символом силы или вступления в очередной жизненный период. В современном мире пирсинг утратил сакральность, но приобрёл новые значения – от эстетики до самовыражения. И теперь украшения в ушах, носу или даже на языке можно встретить у людей самых разных профессий и возрастов.
Пирсинг является одним из самых заметных трендов современного мира. Однако зачастую знания о нём ограничиваются лишь представлением о "дырке с серёжкой". На самом деле за этой практикой стоит долгая история, культурные традиции и медицинские нюансы.
Прокалывание частей тела ради украшений – это практика, которой тысячи лет. Ещё в Древнем Египте серьги были символом высокого статуса: археологи находят их в захоронениях фараонов и жриц. Для знати такие украшения означали власть и принадлежность к особому кругу, тогда как простым людям они были недоступны.
У индейских племён Америки и народов Мезоамерики пирсинг носа, губ и языка имел сакральное значение и сопровождал ритуалы инициации или жертвоприношений. В Африке традиции сохраняются до сих пор: некоторые племена прокалывают губы или растягивают мочки ушей массивными украшениями – это символ красоты и социального положения.
В Индии пирсинг носа прочно вошёл в культуру в XVI веке. Он считался не только элементом женской привлекательности, но и частью медицинских и религиозных практик. Согласно аюрведе, прокол в левой ноздре облегчал роды. Украшения до сих пор остаются важным атрибутом брачных традиций.
В Европе долгое время пирсинг оставался редкостью. Исключение составляли моряки: серьга в ухе считалась талисманом и даже своеобразной "платой" за достойные похороны, если моряк погибнет вдали от дома. Лишь в XX веке пирсинг стал частью модной культуры. Сначала его подхватили представители панк-движения и музыканты, позже – актёры и модели.
К концу прошлого века пирсинг перестал ассоциироваться исключительно с бунтарством. В моду вошли аккуратные проколы ушей, носа и бровей, и постепенно он стал частью повседневной культуры, его стали воспринимать скорее как аксессуар, чем как вызов обществу. Это показывает, что отношение общества к проколам изменилось, и появляется всё больше желающих для модификации собственного тела. Тогда появляются вопросы о процессе, влиянии на здоровье, и на помощь приходят мастера по пирсингу, которые охотно делятся своими знаниями.
Чтобы взглянуть на явление шире, стоит рассмотреть самые интересные факты о пирсинге, которые помогут понять, что это гораздо больше, чем просто украшение.
- Пирсинг считается самой распространённой модификацией тела в мире.
- Сейчас популярен прокол сосков, чаще всего у женщин. Но в Древнем Риме это практиковали только мужчины: для того, чтобы через вставленные кольца протянуть шнурок от плаща и завязать его.
- Самой пирсингованной женщиной в истории стала бразильянка Элейн Дэвидсон: в 2000 году у неё было 462 прокола, а спустя пять лет – уже 3950. Позже их число достигло 4225, что позволило ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Вес украшений в тот момент составлял около трёх килограммов.
- Самый большой тоннель в мире – 14 см. Этот рекорд установил американец, после чего отдал более 3000 долларов для того, чтобы его ушам вернули прежний облик.
- Существуют рекорды, связанные с количеством проколов за один сеанс или использованием специальных игл. Один из энтузиастов выдержал более тысячи металлических колец, установленных за восемь часов.
- Самое большое количество серёжек на 2000 год собрал король из Пенсильвании – в его коллекции было 30 738 пар.
- Самый распространённый на планете прокол, помимо ушных, – пирсинг крыла носа.
Известно ли читателям, что делать пирсинг под местной анестезией без каких-либо справок запретили после случая, когда у одной девушки случился приступ аллергии, закончившийся летальным исходом через три минуты после введения анестетика.
Процесс изнутри: что рассказывают специалисты
Мастер по пирсингу из Алматы Верон призналась, что её путь в профессии начался ещё в детстве. Первый прокол она сделала сама себе в 11 лет, а вскоре к ней стали обращаться и сверстники – с разрешения родителей. Некоторые из тех украшений, сделанных её рукой, клиенты носят уже более двух десятилетий. Позднее девушка делала проколы собственной матери и её подругам. Однако официально своей профессией пирсинг Верон называет последние 15 лет.
Верон рассказала, что увлечение пирсингом появилось у неё лет в восемь. Тогда во дворе часто собирались панки, и их многочисленные проколы произвели на девочку сильное впечатление. Вместе с мамой они даже договорились: на каждый день рождения добавлять по одному новому проколу в ухе. Однако пирсинг, сделанный пистолетом в салонах красоты, не прижился, и в 11 лет Верон начала делать проколы сама. Сегодня на девушке около 35 проколов.
"Многие говорили, что с возрастом я сниму все украшения, но я выросла и до сих пор продолжаю делать новые проколы", – добавила она.
Собеседница отметила, что в её семье мама разрешала делать пирсинг, и именно это помогло ей сформироваться такой, какая она есть сейчас. По её мнению, родители должны давать детям возможность делать проколы, хотя это, безусловно, личное решение каждой семьи. Она уверена: если бы ей в детстве запретили пирсинг, она всё равно сделала бы его самостоятельно, но с конфликтами и наказаниями.
По её словам, ранний пирсинг – например, в 11 лет – нежелателен, так как организм ещё формируется. Оптимальным возрастом для первого прокола она считает 15–16 лет, а если очень хочется – 14. При этом важно объяснять подросткам и их родителям возможные риски.
Верон подчёркивает, что разрешение родителей может сыграть позитивную роль: подростки чувствуют себя более уверенными, необычными, "своими" среди сверстников, а родители при этом могут контролировать процесс заживления и проследить, чтобы прокол был сделан в профессиональной студии. Такой подход, по её мнению, помогает сохранить доверительные отношения в семье, когда ребёнок понимает, что его интересы и увлечения разделяют и поддерживают.
Пирсер также отметила, что у людей изменилось отношение к пирсингу в более положительную сторону, и это становится более заметным из года в год.
"Мы стали видимыми, люди гуляют по улице, видят неформалов и постепенно начинают к ним привыкать, то есть таких людей становится всё больше, реагируют негативно меньше. Родители приходят вместе со своими детьми, делают пирсинг, так что всё с этим становится в порядке, если сравнивать с прошлыми десятилетиями. Лично я хожу с пирсингом уже 22 года и чувствую, как отношение людей меняется. Если раньше старики реагировали негативно, то сейчас им даже интересно узнать больше", – говорит она.
Верон поделилась, что на сеансы нередко приходят целыми семьями. Так, у неё были клиентки – мама с дочкой, которые вместе прокалывали брови. А однажды на процедуру пришли дедушка и внучка: ей исполнялось 15 лет, и родственник привёл её сделать септум (прокол носовой перегородки). При этом семья оказалась весьма необычной – и сам дедушка, и его сын с супругой были татуированными и спортивными.
Спикер подчеркнула, что работать с подростками без присутствия родителей мастер не имеет права. Обязательным условием является их участие в заполнении анкеты и официальное согласие на процедуру. При этом, заполнять согласие на процедуру имеют право только родители или официальные опекуны ребёнка. Тёти или дяди такой возможности не имеют, поскольку юридическую ответственность за подростка они не несут.
Эксперт рассказала, что часто клиенты боятся в начале процедуры, и в таком случае мастер старается максимально снизить их тревогу.
"Я с ними разговариваю, объясняю, что всё не так страшно, что татуировки бьются дольше и больнее, что процедура занимает секундное время. Стараюсь не показывать иглу клиенту. Расслабляю словесно, и когда я понимаю, что клиент готов, спрашиваю, когда я могу сделать прокол. Когда он расслабляется, я приступаю к работе".
По словам Верон, из-за сильного волнения клиента могут быть обмороки во время процедуры, но случаются они крайне редко. Чтобы снизить риск, важно поддерживать разговор. За всю практику мастера только одна девушка потеряла сознание, хотя уверяла, что готова и чувствует себя нормально.
Она отметила, что подобные ситуации не являются критичными: специалисты обязаны знать правила оказания первой медицинской помощи.
Пирсер отметила, что предпочтения в пирсинге у подростков и взрослых отличаются. Так, среди взрослых клиентов чаще встречается прокол "медуза", тогда как подростки выбирают "укус ангела" или "укус георгина". Если говорить об ушных проколах, то у молодёжи популярны "конч", "хеликс" и особенно "индастриал", тогда как взрослые чаще останавливаются на классическом "хеликсе".
При этом мастер подчеркнула, что это наблюдения именно из её практики, у других специалистов статистика может быть иной. В то же время остаются универсально востребованными такие проколы, как крыло носа, септум и бровь – их выбирают клиенты разных возрастов.
"Я отказываю в пирсинге тем, у кого не подходит анатомия под прокол, и тем, кто не готов его сделать здесь и сейчас. Мы можем перенести запись или вообще её отменить".
Пример неподходящей под прокол анатомии Верон привела, опираясь на прокол септума. Она пояснила, что многое зависит от анатомии носа. У каждого человека есть верхний и нижний хрящ, иногда они могут срастаться между собой, из-за чего прокол становится невозможен. Даже если нос выглядит кривым, но пространство для пирсинга есть, мастер может сделать аккуратный прокол, и визуально нос будет казаться ровнее. Но бывает и обратная ситуация: нос абсолютно прямой, а подходящего места для септума нет. В таких случаях мастеру приходится отказывать клиенту.
Верон рассказала, что у пирсинга есть чёткие правила ухода за проколом и противопоказания, которые необходимо соблюдать в период заживления. Важно не травмировать место прокола, не распаривать и не застужать его, а также избегать попадания бактерий. Нарушение любого из этих пунктов может изменить схему последующего ухода и увеличить сроки формирования канала.
По словам мастера, каждый клиент получает подробную консультацию, ему объясняют, что можно и чего делать ни в коем случае нельзя. Если возникают проблемы, люди обращаются к ней за помощью. Наиболее частое осложнение – гранулёмы, наросты, возникающие из-за регулярного травмирования канала. Это происходит, когда микротрещины накладываются одна на другую, формируя уплотнение. Удалить такие образования можно разными способами: медикаментозным лечением, лазером или хирургическим путём.
По словам мастера, чаще всего гранулёмы появляются у людей, которые не слишком серьёзно относятся к уходу за проколом.
"Гранулёма в целом не опасна, просто она может расти, некоторые люди запускают и она становится, допустим, больше самого уха. Ощущается дискомфорт, она дальше растёт и в этом мало приятного".
Верон подчеркнула, что серьёзные проблемы могут возникнуть, если человек попадает к непрофессиональному мастеру. В таких случаях клиент не получает начальной консультации, а при осложнениях вроде гранулём, келоидных рубцов, сильных выделений или выраженной отёчности мастер либо советует снять украшение, либо вовсе отправляет к другим специалистам, фактически оставляя человека без помощи. Хуже всего, по словам собеседницы, когда неопытный специалист назначает неправильное лечение, не имеющее отношения к проблеме.
Она привела пример из практики: к ней обратилась девушка, у которой ухо распухло до размера крупного мяча. Когда Верон попыталась снять украшение, началось выделение зелёного гноя. Клиентку пришлось направить к хирургу, который удалял гной уже медицинскими методами. Опасность заключалась в том, что попадание этой инфекции в кровь могло бы привести к куда более тяжёлым последствиям, чем локальное воспаление.
Поэтому очень важно тщательно подготавливаться к сеансам пирсинга, что является долгим и многоэтапным процессом, связанным с дезинфекцией и стерилизацией инструментов. Эксперт уточнила, что эти процедуры различаются. Сначала с инструментов удаляют все видимые загрязнения, затем их помещают в ультразвуковую ванну, где проходят очистку и дегазацию. После этого инструменты тщательно промываются под проточной водой, очищаются от химических средств и оставляются сушиться.
Следующий этап – стерилизация: инструменты загружаются в сухожаровой шкаф или автоклав, где проходит окончательная обработка. Уже после этого их можно использовать во время процедуры. Если же инструментов подготовлено больше, чем требуется на день, их помещают в ультрафиолетовый шкаф или в специальные крафт-пакеты. В таких пакетах стерилизация проводится сразу, и инструменты сохраняют стерильность до момента использования.
Верон обратила внимание, что в Ассоциации профессиональных пирсеров существуют правила, благодаря которым своеобразно регулируется индустрия пирсинга в Казахстане.
"Это международная организация, которая устанавливает правила, и мастера по пирсингу придерживаются этих правил. Мы посещаем конференции, прислушиваемся ко всему, что нам говорят, и действуем в рамках правил ассоциации. Официальное лицензирование для пирсеров, я считаю, не нужно. Нам удобно и комфортно работать в той обстановке, в которой мы сейчас находимся".
Верон рассказала, что еще одним важным этапом работы является правильный выбор украшения. Сама мастер для работы использует титан, считая его самым безопасным материалом для первичных проколов. По её словам, существуют и другие гипоаллергенные металлы, однако важно понимать, почему, например, хирургическая сталь не всегда подходит. Дело в том, что она содержит никель, который может вызывать аллергические реакции. Сам металл не опасен, но именно никель становится причиной осложнений.
По этой же причине небезопасно использовать серебро или бижутерию – они также содержат никель, а в случае с открытой раной это особенно рискованно. В работе применяется медицинский титан марки ASTM F136, полностью исключающий никель. Среди альтернатив – ниобий, платина, золото 14–16 карат, однако их стоимость значительно выше. Поэтому, как отметила мастер, чаще выбирают более доступный вариант – титан.
Важно также правильно устанавливать цены на проколы. Спикер пояснила, что стоимость пирсинга формируется из нескольких факторов. В первую очередь она зависит от опыта мастера и качества используемых материалов. Например, иглы и зажимы бывают разного уровня, а некоторые мастера работают вовсе без дополнительных инструментов. На цену также влияют затраты на антисептические средства, разметку и процессы стерилизации.
По её словам, чем больше вложений делает мастер в свою работу и оборудование, тем выше стоимость процедуры, но и качество при этом заметно отличается. Существенную роль играет и цена украшений. Так, некоторые мастера до сих пор используют дешёвую хирургическую сталь, заказанную на маркетплейсах, стоимостью около 200 тенге. В то время как профессиональные украшения, которые закупает сама Верон, стоят в среднем от 5000 тенге. Разница, как она подчеркнула, очень ощутима.
"Поэтому, я думаю, что в профессиональных студиях пирсинг должен стоить от 15 тысяч тенге. У меня сниженные цены, мастера из других городов приезжают, смотрят на мой прайс и спрашивают, почему за работу я беру так мало денег. Я считаю, что это вполне доступная цена для моих клиентов".
Эксперт рассказала, что стоимость пирсинга варьируется в зависимости от сложности прокола. Так, прокол мочки уха считается самым доступным и обходится примерно в 12 тысяч тенге. Прокол хряща стоит около 15 тысяч тенге, и это можно назвать средней ценой за процедуру. Более сложные варианты – двойные проколы, как "индастриал", – оцениваются дороже, так как требуют большего опыта и времени мастера.