В следующем году алматинский зоопарк отмечает юбилей – 80 лет. Коллекция животных, так или иначе, сохранена. Но большинство вольеров – ровесники зоопарка и за десятилетия морально и технически устарели. Международные стандарты и требования к зоопаркам не стоят на месте, а год от года ужесточаются с целью сохранить животных и предоставить им достойные условия содержания. Проблемы алматинского зоопарка видны даже непрофессионалам. О том, что нужно менять, о планах реконструкции, о сотрудниках и, конечно же, о самих удивительных обитателях зоопарка Алматы рассказала куратор от попечительского совета Ангелина Котенко.

Люди, которым не всё равно

Попечительский совет зоопарка был образован по инициативе Раимбека Баталова в 2014 году. Как он сам признался, ему не всё равно, как здесь всё происходит. И он собрал команду из таких же людей. Самое главное в зоопарке – животные. И всё здесь должно вращаться именно вокруг них, считают в совете.

Получилось так, что каждый член совета по очереди ходил в управление культуры Алматы с предложениями, как сделать зоопарк лучше. Когда они уже успели всем надоесть, сформировалась команда, и руководивший тогда управлением Кайрат Кульбаев одобрил решение создать попечительский совет. В него вошли 9 человек: Елена Кукеле, Аскар Байтасов, Сергей Скляренко, Рамиль Мухоряпов, Раимбек Баталов, Кайрат Кульбаев, Серик Аханов, Куаныш Даутов и Ангелина Котенко, которая параллельно на добровольной основе работает куратором коллекции зоопарка.


Фото Никиты Спивака
Ангелина Котенко

"В любом зоопарке существует куратор коллекции. Когда в алматинском зоопарке эта должность была упразднена, попечительский совет предложил, чтоб курировала животных я, потому что у меня есть представление, как это должно быть правильно. Я специально проходила курсы по формированию коллекции зоопарка, которая должна быть интересна и с научной точки зрения, и посетителям, а также соответствовала бы тематике зоопарка", – рассказывает Ангелина.

Достаточно любить животных и не бояться испачкаться

Большинство людей, работающих здесь, – энтузиасты, которые хотят, чтобы зоопарк процветал.

"Это люди, работающие по призванию, – говорит Ангелина Котенко. – С такими животными, как слоны и бегемоты, работать очень опасно, это очень агрессивные животные, особенно самцы. Чтобы каждый день с ними контактировать, зная, что есть риск для жизни, нужно быть абсолютным фанатиком. Если будет стоять вопрос: поесть самому или накормить животное, – они выберут животное".


Фото Никиты Спивака
Бегемот Джамбо по команде "Аш" открывает рот

В Казахстане как такового специального образования для смотрителей секций зоопарка нет, в отличие от зарубежных стран, где учат профессиональных киперов. Можно закончить зоофак или биофак, но образование – здесь не самое главное.

"Образование – вещь больше условная, заверенная бумажкой, все навыки приходит с практикой. А главное, любовь к животным и желание с ними работать. Ну и, конечно, не бояться испачкаться. Зайти, несмотря на запах, почистить вольеру – так и проявляется любовь. А просто потискать и уйти – это не любовь", – считает куратор.

Питер Разбах и планы по реконструкции

Для реконструкции зоопарка был приглашён один из лучших архитекторов в мире, аккредитованный Международной ассоциацией зоопарков специалист из Германии – Питер Разбах. Возникали вопросы, почему пригласили немца и почему не обратились к местным архитекторам.

"Потому что в Казахстане нет архитекторов, которые специализируются на зоопарках, в стране и парков-то всего три, – отвечает Котенко. – Питер строит зоопарки по всему миру. В своей работе он руководствуется одним правилом: животным должно быть хорошо. При составлении концепции он действовал исходя из того, что необходимо по требованиям, и того, что зоопарк может. 21 гектар земли – это маленький зоопарк, но сюда мы можем вместить определённую коллекцию. В Санкт-Петербурге зоопарк, например, всего 6 гектаров, но это не мешает ему быть хорошим, он построен с большой любовью".


Фото с сайта rp-online.de
Питер Разбах

Реконструкция алматинского зоопарка будет проходить поэтапно и начнётся со строительства первой в истории зоопарка совместной вольеры для двух видов бурых медведей и волков. Тянь-шаньский (белокоготный) медведь уже представлен в зоопарке, а сибирского бурого медведя привезут из России, как подарок мецената, который спонсировал строительство этой вольеры.


Фото Никиты Спивака
Медведи будут жить вместе с волками

Хотя "вольера" тут слово неподходящее – это уже прошлый век, у животных будут так называемые среды обитания, никаких клеток, сеток, решёток не будет. Должно быть обеспечено максимально близкое и при этом абсолютно безопасное общение с животным. У опасных животных, конечно, будут использованы стёкла и рвы, примерно такие, как сейчас у львов. Но пространство должно быть максимально открытым.

Безопасность должна быть обеспечена и для самих животных. До сих пор встречаются посетители, которые бросают камнем, например, в лежащего верблюда и говорят, что он обязан встать.

"Он никому ничем не обязан. Животные – не развлечение. Попечительский совет также настоял, чтобы здесь не было аттракционов. Это не развлекательный парк, а познавательно-рекреационный центр, где можно отдохнуть и получить информацию о животных, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни на Земле", – говорит Ангелина Котенко.

Новые среды обитания по завершении реконструкции получат все обитатели парка. В них по максимуму будет продумано всё для жизненных потребностей и досуга животных: гнёзда, домики, игровые элементы, пруды. В зарубежных зоопарках звери не ходят в клетке из стороны в сторону, они всё время чем-то занимаются. Условия содержания в зоопарке хотят максимально приблизить к условиям естественной среды обитания.

После медведей будет построена среда обитания для снежных барсов. В Алматы хотят получить уже сформированную в другом зоопарке пару, но только тогда, когда новая вольера будет готова.

"Уже готов эскизный проект слоновника. Это будет очень интересное сооружение, места станет больше в разы. Наверное, это мой самый любимый проект в мастер-плане. Его презентуют в конце апреля и все смогут увидеть, как это будет выглядеть. А сейчас всё, что мы видим, очень грустно", – отмечает Ангелина.


Фото Никиты Спивака
Слон Лао при желании откроет дверь, но бдительный кипер всегда рядом

Ранее была выдвинута идея убрать из зоопарка всех экзотических животных и оставить только казахстанскую фауну. Почему это скорее утопическое предложение, объяснила куратор коллекции.

"Казахстанская фауна – это очень сложные животные для содержания в неволе. Тому же джейрану необходимы огромные территории для миграции. Максимум что мы можем себе позволить – 2-3 пары сайги. Казахстанская фауна так же очень мало представлена в зоопарках, потому что для этого надо прибегать к живоотлову. А есть этическая сторона вопроса: нельзя животное, которое жило в природе, поймать и посадить в клетку. Ещё один момент заключается в том, что в стране всего три зоопарка, а люди в своём большинстве не так часто выезжают за границу, не все могут увидеть слонов и жирафов, белого медведя".

В концепции Питера Разбаха основная идея – представить все пять континентов самыми редкими экзотическими животными. В зоопарке будут отдельные зоны: холодная Азия, Евразия, тропическая Азия, Южная и Северная Америка, Африка и Австралия.

Совместные вольеры, где живут несколько видов животных, в мировой практике позволяют разнообразить жизнь обитателей зоопарка. Виды, которые живут вместе в дикой природе, могут жить вместе и в зоопарке. Для посетителей это тоже весьма интересно. Так что там, где это можно сделать, в зоопарке будут присутствовать вольеры смешанного типа. В импровизированной саванне, например, будут жирафы, антилопы, зебры. Вместе живут в природе и будут жить в зоопарке тапир и капибара, гориллы и газели Томпсона.

"Животное не должно чувствовать себя закрытым в клетке, – объясняет Ангелина. – Как взаимодействуют разные виды друг с другом, интересно посмотреть посетителям, но, в первую очередь, это нужно для самих животных, чтоб они не сидели на одном месте, а контактировали и наблюдали друг за другом. Если общения с другими животными не происходит – это тюрьма. Мы не имеем права так поступать с животным, потому что оно в зоопарке не может за себя постоять. Поэтому люди, которые с ними работают, должны понимать, что им необходимо. Нельзя просто утром принести еду и на том успокоиться – в течение всего дня должно быть интерактивное общение".


Фото Никиты Спивака
Тигр Урман во время водных процедур не обращает внимания на мирскую суету

Пища животных – залог их здоровья

Попечительский совет работает и над составлением новых рационов для обитателей зоопарка.

"Определённо, есть проблемы с питанием. Мы собираем команду, которая будет заниматься составлением рациона, даём зоопарку рекомендации, как улучшить ситуацию даже в тех условиях, которые есть сейчас: обогатить вольеры, положить игрушки и в первую очередь усложнить кормление, не делать его, по мере возможности, однотипным. Это позволит не формировать у животного стереотипное поведение", – поделилась планами Ангелина.

От сбалансированного питания зависит здоровье животных. А цель попечительского совета как раз в том, чтоб заболевания не лечились, а предотвращались.

"Кормление животных посетителями зоопарка – это не плохо, – считает куратор, – Но это должна быть не пища, которую люди принесли из дома, а проверенный и подходящий конкретному виду корм из обычного рациона, выделенный для того, чтоб люди общались с животными. Естественно, под контролем сотрудников зоопарка. Некоторые люди говорят, что кормят животных, потому что они просят, потому что они голодные. Но это не голод, а сложившееся стереотипное поведение: животные привыкли, что люди им постоянно что-то дают, тем более что в нынешних условиях в клетке ничего интересного, кроме визитов людей с едой в руках, не происходит".

Получение животного в зоопарк: длинная история с множеством аспектов

Существуют несколько организаций, в которых состоит алматинский зоопарк – Международная, Европейская и Евроазиатская ассоциации зоопарков. К сожалению, сейчас алматинский зоопарк не соответствует не одному их требованию WAZA (Всемирная ассоциация зоопарков и аквариумов).

"От них мы получаем предписания, что мы совсем не подходим под их стандарт. На этом основании они имеют полное право исключить зоопарк из ассоциации. Это чревато тем, что парк просто превратится в зверинец и не будет иметь права называться зоопарком как таковым", – поясняет Ангелина.

Членство в этих организациях очень важно для любого зоопарка, так как сотрудники по их программам могут обучаться, обмениваться опытом. Внутри Евроазиатской ассоциации зоопарки также могут обмениваться животными либо осуществлять сделки по купле-продаже между собой, без привлечения сторонних поставщиков.

Если это животные не зоопарковые, сначала заключается договор между двумя государствами. В страну поставщика отправляются представители зоопарка-получателя, выбирают животных, вносится задаток, чтоб эти животные никуда не делись. Ждать получения всех разрешений, в том числе и по конвенции СИТЕС о международной торговле видами дикой фауны и флоры, иногда приходятся по полгода. Таможенное оформление животного, все расходы, связанные с его перевозкой, ложатся на плечи получателя, даже если звери получены в подарок.


Фото Никиты Спивака
Тапир Мартин – один из милейших жильцов зоопарка

Существует программа EEP – Европейская программа по сохранению вымирающих видов. Просто так, например, никто не может купить сайгака или уссурийского тигра.

Есть специальные логистические компании, которые занимаются перевозкой крупных животных: так, для перевозки слонов и жирафов в Алматы нанимался чартер. Тут действуют правила транспортировки животных IATA, согласно им ни в коем случае животное не усыпляют перед перевозкой, которая желательно должна осуществляться самолётом, время в пути не должно превышать 24 часа. Если в этот срок даже на самолёте уложиться не представляется возможным, должна быть совершена остановка, где животное перемещают в карантинную зону, оно сутки отдыхает и только потом снова летит.

Животное заранее готовят к перелёту, 1-2 месяца оно привыкает к транспортной клетке. Необходимо, чтоб оно само заходило в неё и чувствовало себя защищённо, а не запихивалось силой. В клетке, согласно стандартам IATA, животное не должно ходить, поворачиваться, запрещено кормить его во время транспортировки, чтоб его не тошнило и не укачивало. По приезду в зоопарк животное проходит 30-дневный карантин, перед тем как вступить в контакт с соседями по зоопарку, за это время понемногу адаптируется к новым условиям.

"По идее, карантин должен проходить в специальной карантинной зоне, а в алматинском зоопарке есть только ветеринарная часть. Но это должны быть две разных части. Это слабый момент зоопарка", – отмечает Котенко.

Потерпеть животным осталось ещё совсем чуть-чуть

Ещё один огромный минус алматинского зоопарка состоит в том, что большинство вольеров в зоопарке построено без учёта потребностей животного.

"Приведу в пример вольер сайги. При строительстве допущена ошибка – внутри нет ни одного кустарника, а в природе они ей необходимы. В кустарниках сайга прячется, точно так же и в зоопарке они нужны животным, чтоб спрятаться и отдохнуть от людей", – рассказывает Ангелина.

Пока что фонд нашёл меценатов, которые выделили финансирование на вольеру для медведей, барсов и на реконструкцию аквариума, который в обновлённом виде откроется уже этим летом.

"У нас нет такой возможности бульдозерами всё снести и заново построить. Есть животные, которых где-то нужно всё это время содержать, есть люди, которые хотят приходить в зоопарк. Поэтому будем поэтапно всё приводить в порядок", – пояснила Ангелина.

Попечительский совет прилагает все усилия, чтобы благодаря принципам государственно-частного партнёрства реконструкция завершилась как можно скорее. Предполагается, что это можно сделать за 10-12 лет.