Транспортная система Астаны состоит из 953 улиц общей протяжённостью 1038,4 км. Инженерные сооружения составляют: 8 развязок, 17 автодорожных мостов, 4 пешеходных моста, 9 путепроводов. По данным акимата столицы, нагрузка на транспортную систему столицы составляет в настоящее время 500 тысяч машин. Как заверяют эксперты, в уровне автомобилизации населения Астана уже превысила 300 автомобилей на 1000 жителей. Это критическая черта и нужно останавливаться, уверены они. Во избежание транспортного коллапса в Астане нужно внедрять проекты в транспортной сфере, модернизировать её, создавать новые маршруты и так далее. Одной из таких проектов является проект "Управление парковочным пространством города Астаны".

Платные парковки помогут сократить количество автомобилей на дорогах Астаны

В этом убеждены в акимате столицы. Согласно проведённым исследованиям ТОО "Астана LRT", 55% предпочитают оставлять машины на открытых парковочных объектах, а 46% предпочитают ставить машины на парковки. Ежедневно 30% автомобилистов блуждают вокруг нужной точки в поисках свободного места. Если внедрить платные парковки, жители столицы станут отдавать предпочтения общественному транспорту, что будет обходиться дешевле и выгодней в передвижении по городу. Следовательно, и машин на дорогах станет меньше. Передвигаться на личном авто власти советуют в свободное от работы время для совершения крупных покупок и так далее.


Фото пресс-службы ТОО "Астана LRT"
Консультант проекта "Управление парковочным пространством города Астаны" Сергей Мариничев

Как пояснил консультант проекта "Управление парковочным пространством города Астаны" из Москвы Сергей Мариничев, такие проекты всегда несут некий негативный оттенок для людей в начале реализации. Но потом люди привыкнут и поймут, что эта мера была действительно необходима, уверен он.

"Люди пока не ассоциируют внедрение таких проектов с какими-то благами для себя в будущем. Людям нужно привыкнуть, освоиться и увидеть собственными глазами. В Москве тоже так было. Достаточно длительное время с парковками боролись, устраивали митинги, что-то такое происходило, пока не появились первые явные результаты на улицах", – рассказал он.

Он уточнил, что цель внедрения платных парковок не в том, чтобы заработать деньги в бюджет города. По его словам, с внедрением платных парковок оборачиваемость на одном парковочном месте увеличится в 5-6 раз.

"Все прошли через этот путь. И другого пути, к сожалению, нет. Потому что общественное пространство дефицитно. Вы не сможете в городе создать столько парковочных мест, сколько у вас будет автомобилей. Даже если вы создадите, тогда улицы у вас не справятся с тем количеством автомобилей, которые поедут на эти парковочные места", – рассказал консультант.

Как пояснил Сергей Мариничев, с внедрением платных парковок ещё часть горожан отдаст предпочтение общественному транспорту. Людям будет выгоднее доехать до нужной точки на автобусе, нежели платить за парковку. Таким образом будут разгружаться улицы от легковых автомобилей.


Фото пресс-службы ТОО "Астана LRT"
На территории платных парковок не будет никаких шлагбаумов. Информация о свободных местах будет выведена на специальное табло

"Люди, когда внедряются платные парковки, думают только о сиюминутной ситуации, в привязке к себе лично. Мало кто относится к этому, как к такой городской необходимости. Если ты любишь свой город, то, наверное, нужно думать не только о том, "как бы мне переместиться на своём автомобиле в центр города", нужно, наверное, думать: а как в целом город жить-то будет? Если ничего не делать в принципе, то ситуация будет усугубляться с каждым годом", – пояснил он.

Он привёл в пример Лос-Анжелес, который строили с большим количеством автомобильных дорог, однако пробки впоследствии были огромными. Сергей Мариничев уточнил, что платными парковки в Астане не будут повсеместно, локализованы они будут именно в проблемных местах.

"Поэтому платные парковки, конечно, будут первоначально людьми воспринимается как негативная мера, до тех пор пока все остальные компоненты транспортной системы не поддержат её в своём развитии. Появится хороший общественный транспорт, удобный, комфортабельный – значит, больше людей будут склонны на нём ездить", – резюмировал он.


Фото informburo.kz
Служба транспортного контроля будет выявлять нарушителей

Как рассказал директор по транспорту ТОО "Aстана LRT" Рустам Халилев, за соблюдением правил парковок будет следить система "ПаркРайт". Она объединяет в себе систему детектирования, которая определяет наличие транспортных средств на парковке, система информирования, которая позволяет ответить на вопрос: есть ли впереди свободные парковочные места. Также система "ПаркРайт" направлена на выявление правонарушений в сфере общественного транспорта: езда по выделенной автобусной полосе, неправильная парковка на коммунальных платных парковках, остановка автобусов в специальных карманах, "отстой" автобусов.

"Спектр фиксации у них очень большой. Тут вопрос не в спецмашине, а в самом оборудовании. Это оборудование может ставиться также на автобусы, где она точно такую же функцию будет выполнять. Тем, кто на BusLane выезжает, тех кто нарушает правила парковки, кто ставит машину в остановочном кармане. Вот таких всех нарушителей можно будет с данной системой определять", – уточнил он.

Оплату за парковку можно будет произвести через паркоматы, установленные непосредственно на парковочных местах, SMS-сообщения, парковочными абонементами либо через мобильное приложение. При этом первые 30 минут на территории платных парковок можно находиться бесплатно. За час платная парковка обойдётся примерно в 150 тенге. Это время даётся для того, чтобы водитель мог совершить посадку, высадку беспрепятственно. Важно отметить, что плату за парковочное место нужно будет вносить заранее и планировать время пребывания на платной парковке – тоже заранее.

"Никогда уличные парковки открытого типа не работают по оплате постфактум. Они оплачиваются всегда наперёд. Таким образом это мотивирует пользователей общественных парковок планировать свою поездку, планировать своё время прибытия", – пояснил Рустам Халилев.

Отметим, что до конца 2016 года в Астане планируется создать порядка 9 000 платных парковочных мест Они будут расположены в двух зонах. Первая: пересечение улиц Туран – Сарайшык – Орынбор – Сыганак. Вторая: пересечение улиц Сарыарка – Богенбай батыра – Республики – Набережной.

Городское такси – самый безопасный и удобный транспорт

Именно таким службу такси хотят видеть власти Астаны. Поэтому в акимате усердно работают над созданием городской службы такси. Основная цель – повышение качества предоставляемых услуг населению, соблюдение мер безопасности и создание условий для комфортной поездки, заявляют в "Aстана LRT".


Фото informburo.kz
Автомобиль службы городского такси

Согласно проведённому компанией анализу, порядка 90% перевозок такси в Астане осуществляют нелегальные перевозчики. Для того чтобы обеспечить потребность жителей в услугах такси, в настоящее время нужно 3 400 автомобилей. Количество зарегистрированных – порядка 400 единиц подвижного состава такси.

"По корреспонденции поездок 63% приходится на такси. Это говорит о том, что больше половины астанчан ездят на такси. Поэтому мы разработали комплексную программу развития городской службы такси", – пояснил руководитель департамента пассажирского транспорта "Aстана LRT" Бейбут Есжанов.

Для внедрения системы городского такси, по его словам, нужно решить ряд вопросов. Во-первых, разрабатывается пакет законодательных инициатив для внесения изменений в нормативно-правовые акты по урегулированию сферы такси. Согласно документу, планируется ужесточение ответственности за нелегальные перевозки. Как именно это будет сделано, Бейбут Есжанов рассказывать не стал. По его словам, в первую очередь власти Астаны решают вопрос создания условий для комфортабельной работы служб такси. Только после этого будут рассматривать вопрос ужесточения ответственности.

"Будет единая система диспетчеризации, чтобы консолидировать заказы в единую систему. Также мы говорим о создании транспортной инфраструктуры – это места стоянки такси. На сегодняшний день остро не хватает мест стоянок такси. Мы отработали 303 места стоянки такси на первом этапе, это 1500 тысяч машиномест. В последующем мы будем рассматривать варианты по остановке именно на остановках в ночное время", – пояснил он.

Помимо этого рассматривается вопрос передвижения легальных такси по спецполосам для общественного транспорта при наличии корпоративной лицензии. Также особое внимание планируется уделить обучению таксистов ПДД, прохождению конфликтологии, знаниям о городе и достопримечательностях и обучение иностранному языку.

Отметим, что пакет изменений в законы подготовлен ТОО"Aстана LRT" совместно с управлением транспорта столицы, а также ассоциацией транспортников Астаны.

Важно отметить также работу Центра организации дорожного движения, который будет полностью мониторить транспортное пространство столицы. Цель – обеспечить полное покрытие города в едином центре управления, который объединит функции видеонаблюдения, автоматическую фиксацию нарушения, детектирование, информирование водителей, управление светофорами и другие. В Астане уже реализована первая очередь интеллектуальной транспортной системы ITS на 42 перекрёстках города. По данным акимата, продолжается работа по реализации ещё на 54 перекрёстках города. ITS позволяет регулировать транспортный поток в автоматизированном режиме светофорных объектов. До 2019 года планируется охватить весь город ИТС.

Ранее мы уже писали о том, что власти столицы намерены отучить астанчан ездить на личном авто и пересадить их на общественный транспорт. Для этого в столице ведутся работы в целях повышения уровня общественного транспорта. В акимате Астаны уверяют, все эти проекты крайне необходимы для нормального проживания населения столицы, то есть чтобы избежать транспортного коллапса в будущем. Помимо этого в столичном акимате уверены, что воплотив все проекты в жизнь, Астана станет удобным для пешеходов и велосипедистов городом.