"Оценки за четвёртую четверть учителя ставили родителям". Монологи о дистанционном обучении
4 августа на заседании Правительства министр образования Асхат Аймагамбетов сообщил, что первую четверть школьники будут учиться в дистанционном формате. Исключение – малокомплектные школы в отдалённых сельских районах, а также дежурные классы для учащихся начальных классов. Что по этому поводу думают сами школьники, родители и педагоги?
Дети – не обезьянки, чтобы их в клетке держать
Ботагоз Тургельдинова, мама ученика 9 класса:
– Дистанционное обучение в четвёртой четверти стало неожиданностью для нас всех. Да, учителя не были к этому готовы. Но ведь с марта по сентябрь есть время у Министерств образования и здравоохранения, чтобы подготовиться к новому учебному году. Я считаю, что детям лучше учиться в школе.
Мой сын перешёл в 9 класс. Я не могу ему сама объяснить темы по таким предметам, как химия, физика, геометрия, да ещё и на казахском языке. Мы специально отдали сына в школу с казахским языком обучения, чтобы там его научили всему. А как дома ему помочь, учитывая, что в интернете совершенно нет литературы на казахском языке?
Я не учитель, и у меня уходит много времени на то, чтобы найти информацию в интернете, потом перевести на казахский язык и объяснить всё ребёнку. В школе ученики на уроке вопросы задают, учитель им сразу всё объясняет. Весной мы выходили из ситуации тем, что нанимали репетитора, но эта услуга очень дорого стоит.
Школа хороша и дисциплиной. Во-первых, ребёнок каждый день выходит на улицу, дышит свежим воздухом. Во-вторых, он с утра собирается, одевается, приводит свой внешний вид в порядок, а не как на удалёнке – сидит весь день в футболке и шортах. В-третьих, ребёнок общается со своими сверстниками. Это бесценный опыт, социализацию другим способом не пройти, тем более дома. В-четвёртых, распорядок дня – с 8.00 до 15.00 ребёнок занят учёбой, общением, движением, и в эти часы у него нет времени на гаджеты.
А дома? Разве он двигается много? Телефон или планшет из рук не выпускает. Дети проводят время за играми, в социальных сетях, YouTube, портят зрение. Это полная деградация. Дети – не обезьянки, чтобы их в клетке держать. Они должны много двигаться, общаться и учиться чему-то новому каждый день. Дистанционным обучением мы всё это отнимаем у собственных детей.
Если меня спросят: "Хотите ли ходить в школу?", я бы дала согласие.
В школьном чате нам сообщили, что для обучения в школе нужно, чтобы в классе было не больше 10 учеников. Уроки будут длиться по 20 минут. Не думаю, что за это время можно раскрыть тему урока. Остальные 20 учеников будут учиться дома? Предвижу скандалы и ссоры между родителями. Как выбрать детей, которые в школу будут приходить? Желающих немало. Плюсов в таком недоочном недообучении не вижу.
При очном обучении дети, глядя друг на друга, стараются учиться лучше, оказывают взаимопомощь друг другу.
Читайте также: Алексей Цой: Коронавирус никуда не исчезнет, к нему надо относиться философски
Министерство образование противоречит Министерству здравоохранения. Главный врач сказал, что коронавирус никуда не денется, он всегда теперь будет, нужно привыкнуть жить в новых условиях и вырабатывать иммунитет. Прячась дома, мы иммунитет не выработаем. Зато пробелы в знаниях останутся на всю жизнь, особенно мне жаль учеников начальных классов.
Коронавируса не боюсь, но я за онлайн-обучение
Али Нуртаев, ученик 7 класса:
– Мне нравится онлайн-обучение – не надо рано просыпаться, с утра торопиться в школу. Учитель объясняла нам новую тему, отправляя звуковое сообщение по WhatsApp, так же – домашние задания. На их выполнение даётся целый день. Плюс в том, что объяснение учителя можно прослушать сколько угодно, пока не поймёшь тему. В классе такое невозможно. Тут я имею возможность несколько раз упражняться, пробовать, если не получается – снова прослушать сообщение.
Вначале, когда карантин только ввели, я заскучал по своим одноклассникам, но потом, в мае, уже стали выходить на улицу и общаться с ровесниками во дворе. Поэтому у меня нет дефицита общения с друзьями.
Читайте также: Почему школьникам нужно сесть за парты с 1 сентября и безопасно ли это?
Когда сдавали СОРы и СОЧи – да, была возможность подглядывать в интернет, просить помощи взрослых дома, но я учусь на пятёрки и поэтому сам так не делал. Но понимаю, что для тех, кто плохо учился, была возможность немного поправить свои оценки. Поэтому онлайн-обучение для кого-то в этом отношении положительно повлияло на успеваемость, и многие теперь за онлайн-обучение.
Есть одноклассники, которые тратили много времени на дорогу в школу. Для них тоже плюс в онлайн-обучении – ехать никуда не надо, включил телефон и ты уже на уроке. Плюс это же денежные траты на дорогу.
Коронавируса я не боюсь, если скажут идти в школу, то мне не страшно.
Я работала по 18 часов в сутки
Гаухар Айтакынова, учитель русского языка:
– Конечно, я за то, чтобы дети учились в школе. Я живу и работаю в Алатауском районе Алматы. Казалось бы, новый микрорайон в мегаполисе. Но даже у нас большие проблемы с интернетом были.
Весной новые темы дети изучали по телеурокам. Но там урок длится 10 минут, а мы в школе по 40 минут объясняем. Неспроста же столько времени даётся? Что ребёнок может понять за 10 минут? Ни-че-го. А как потом с него спрашивать? Честно говоря, я немного завышала оценки, потому что понимала, что они не усвоили материал. У меня дома свои дети так же мучились.
Если честно, то чего скрывать, оценки за четвёртую четверть учителя ставили родителям. Это они выполняли домашние задания. Бывало так, что взрослые даже в тетрадках писали своей рукой, я обратно возвращала, говорила, что ребёнок сам должен прописать. По большому счёту, оценки мы ставили родителям, а не детям. Некоторые уставали и сами за детей делали уроки.
Читайте также: 7 млн учащихся Центральной Азии бросят школу и вуз. Как пандемия повлияла на образование
С марта по май я работала по 18 часов в сутки. Домашние задания проверяла. У некоторых детей нет своего смартфона, они ждали, когда родители придут с работы, потом садились выполнять. Бывало, приходили домашние задания мне в полночь или в два часа ночи.
Конечно, я соскучилась по детям. Мы же все живые люди, живое общение ничего не заменит. Я как учитель заинтересована в том, чтобы ученики усвоили материал, потому что дальше идти по темам бесполезно. А зная, что у детей пробелы из-за дистанционки, придётся навёрстывать упущенное.
Из-за дистанционного обучения могу лишиться работы
Айнура Рыскеева, мама второклассницы:
– Первый класс для моей дочери-первоклассницы прошёл как первый блин – комом. В марте мне пришлось работать дистанционно, потом из-за того что не могу оставить ребёнка одного, пришлось работать по полдня. Так до мая кое-как протянули. Мне работодатель прямо сказал: "Не можешь работать – увольняйся, желающих заработать много". Я хочу, чтобы в сентябре школы открыли, потому что не могу оставить восьмилетнюю дочь одну дома. Уволиться и заниматься только ребёнком тоже не выход – я одна воспитываю дочку.
Для меня дистанционное обучение в четвёртой четверти было сплошным адом. Во-первых, дочь училась в первом классе и самостоятельно заниматься не может. Надо рядом сидеть, вместе писать, читать, считать. Во-вторых, задания учитель отправлял на мой телефон по WhatsApp. Это значит, что в сентябре, если будет опять дистанционное обучение, мне нужно будет купить смартфон дочке и оставить её одну дома. Представляете, с обеда до вечера она будет предоставлена самой себе. Разве это правильно? В-третьих, толку от обучения онлайн нет. Знания дети не получали, потому что ничего не понимали, а за них домашние задания, естественно, делали родители. Так что это наши оценки.
Для меня самое ужасное, что отношения с ребёнком испортились. Я её торопила с выполнением домашнего задания и говорила, что все уже отправили учителю, она не успевала, плакала. Я кричу, она расстраивается, говорит: "Мама, я не хочу уже ничего делать". В результате у ребёнка отвращение к учёбе уже с первого класса.
Единственный выход был для меня нанять репетитора. Учитель приходил домой, и они заново учили, навёрстывали упущенное.
Для тех родителей, кто работает, удобно отдать ребёнка в школу. Я утром отвожу дочь, в обед уроки заканчиваются, она перекусывает и идёт на продлёнку, после этого учитель провожала её домой. Она и с ровесниками пообщалась, получила знания, на продлёнке пройденный материал повторила. А я могла спокойно работать и знать, что дочка под присмотром учителей в школе. Осенью придётся снова сидеть дома, а я не могу себе позволить не работать.
Ответственность за здоровье детей не нужно перекладывать на школу и государство
Мурат Абенов – президент Национальной палаты образования и инноваций "Серпін", общественный деятель:
– Независимо от пандемии я за то, чтобы онлайн-образование существовало в комплексе, потому что сегодня весь мир использует онлайн-образование. Это мировой тренд. Дети независимо от того, в каком городе живут, имеют доступ ко всеобщей образовательной сети, где даются очень качественные знания. Я своих внуков давно уже обучаю через онлайн, дополнительно к тому, что дают в школе.
Дистанционное обучение – это вынужденный шаг, правильное решение, потому что мы в первую очередь должны думать о здоровье детей. Давайте смоделируем ситуацию: дети пошли в школу, заразились, заболели. Кого будут родители винить? Конечно же, школу. Ни один родитель не простит себе, если его ребёнок заболеет и что-то серьёзное с ним случится. Это самое ужасное, что могут представить себе мамы и папы. Тут здоровье детей важнее всего.
Нужно понимать, что защита здоровья детей – это, прежде всего, ответственность родителей, а потом уже – государства, системы образования и так далее. Не нужно перекладывать ответственность на других за собственных детей.
Министерство образования успешно в короткие сроки реализовало онлайн-обучение. Максимально привлекли образовательные платформы. Не стали сотрудничать только с теми, с кем работали до пандемии. Напротив, они создали конкуренцию между платформами, чтобы у школ был выбор. В результате, качество контента улучшилось. В конце марта он был слабенький, а сейчас хорошие картинка, видео. Кроме того, наши платформы почувствовали конкуренцию с зарубежными и смогли чему-то научиться.
Дистанционное образование в новому учебном году я считаю правильным решением. Весной ещё не было столько жертв пандемии. Тогда люди критично относились, сейчас рисковать не стоит, так как нет качественных препаратов, вакцины, не до конца изучено воздействие вируса на детский организм.
Конечно, нужно решать проблему обеспечения школ и учеников ноутбуками, качественным интернетом. Много лет этот вопрос затягивался. К сожалению, профильные министерства много лет обманывали власть, и сейчас, когда всё проявилось, движение началось, наконец акиматы обратили внимание на школы и их обеспечение.
Читайте также: Әліппе и Букварь вернут в школьную программу. Какими будут новые учебники?
Многие родители не были вовлечены в учебный процесс своих детей. Оказалось, что они не знают, чем занимаются их же дети, какие у них способности, сильные и слабые стороны. Многие переложили ответственность на школу. К концу четвёртой четверти я заметил по своим близким и родственникам – они признали, насколько сложный труд учителя. Многие поняли, что были оторваны от детей. Это очень важно, что сейчас родители лучше стали понимать детей, начали сотрудничать со школой.
Ещё один важный момент – раньше у ученика был только один учитель, успеваемость зависела от таланта одного учителя. Дистанционное образование подарило детям разных учителей. В Казахстане появились учителя-звёзды. Ученик может выбрать видеоурок любого понравившегося преподавателя. Раньше были популярны артисты, блогеры, сейчас в обществе стали появляться узнаваемые учителя.
Для работающих родителей, конечно, сложнее обучать детей дома. Для них я бы предложил создать несколько классов в школах в формате группы продлённого дня в пустующих кабинетах с соблюдением социальной дистанции.
Я потерял интерес к учёбе
Арыстан Аманжолов, ученик 8 класса:
– Я живу в посёлке имени Тлендиева, что в 50 километрах от Алматы. Учусь в городской школе. Дистанционное обучение мне не понравилось. Я не понимал новые темы, потому что было несколько проблем. Первая – плохое качество интернета, из-за чего картинки и фото не загружались. Иногда учителя не было слышно. Я выполнял домашнее задание, фотографировал и не мог отправить.
Вторая проблема – учителя не умеют работать онлайн. Сначала мы учились по Zoom, потом по WhatsApp, потом сказали смотреть уроки по телевизору и на платформе "Күнделік". Одинаково всё было плохо. При объяснении новой темы учителя писали на бумаге, как на доске, и показывали нам эту бумагу. Ничего не видно, непонятно. Потом они учились рисовать в специальном приложении. Но на это уходило слишком много времени, и наша конференция прерывалась.
Читайте также: Первоклассники сядут за парты: как будут учиться школьники в новом учебном году?
Самое важное – я соскучился по своим одноклассникам и учителям. Мне не хватает живого общения, соревновательного духа и состязательности в выполнении заданий. Например, в классе мы между собой байгуем – кто быстрее ответит, напишет, кто лучше, интереснее выполнит задачи. Сидя дома в изоляции, такого нет, и интерес к учёбе лично у меня пропал.
На уроках истории у нас принято не только читать учебник, но всесторонне изучать тему: читать разную литературу, искать информацию в интернете. Потом обычно мы дискутируем с учителем, между собой. Многие темы обсуждаем, рассматриваем разные точки зрения. Во время дистанционного обучения этого не было. Мы ограничены по времени, не каждого из нас было хорошо слышно. Я потерял интерес к истории.
Дома нет условий для обучения. Родные знают, что я дома, и могут отвлечь от занятий, попросить выполнить домашнюю работу. А в школе я занимался с утра до обеда, потом перекусывал и мог посещать свои факультативы на продлёнке.