На удивление, событие это привлекло внимание менее десятка коллег. То ли все побывали на летнем закрытом просмотре предварительной версии фильма для "особо приближённых", то ли решили дождаться "Евразии" и выхода в прокат – показ в рамках открывающегося сегодня отечественного кинофестиваля запланирован на 23 сентября, на следующий день "Жат" окажется в кинотеатрах.

Напомню, в нынешнем году "Жат" выдвинут Казахстанским оскаровским комитетом (состав которого неведом и выяснить эту "страшную тайну" никак не удаётся) на соискание премии Американской киноакадемии в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Таким образом, сразу три картины Ермека Турсунова (также "Келiн" и "Шал") в разные годы выдвигались от Казахстана на "Оскар". "Жат" из них самая масштабная и наиболее дискуссионная. Если лента "Келiн" была смелой творческой фантазией на тему традиций доисламского периода, человеческих чувств и страстей ("Жат", забегая вперёд, в этом отношении предусмотрительно целомудреннее), "Шал" - локальным переложением литературной классики и в некотором смысле философским кинотрактом, то "Жат", по сути, является высказыванием не только Турсунова-режиссёра, но и Турсунова-гражданина.

В последние несколько лет Ермек Турсунов часто печатает в различных изданиях авторские колонки и открытые письма различной тематики, как правило, с кинематографом не связанной. По форме "Жат" - это классический байопик, где через призму различных исторических периодов рассматривается жизнь одного человека. По содержанию – переложение тех самых открытых писем, ради чего в фильме собственно кино иногда приносится в жертву.

…1930-е годы, мальчик Ильяс живёт с отцом в небольшом ауле в предгорьях. В страшное голодное время они выживают, промышляя охотой. Однажды ночью за отцом пришли, и он больше не вернулся. Понимая это и внутренне протестуя против неведомой ему системы, Ильяс собирает всё необходимое и, пока его не забрали в другую семью или вообще в детдом, уходит в горы. Так начинается его "робинзонада" длиною более, чем в два десятка лет. Так он противопоставляет себя обществу, но общество этого не забудет.

По содержанию фильм "Жат" – переложение знаменитых открытых писем Ермека Турсунова, ради чего в фильме собственно кино иногда приносится в жертву.

Первая и главная идея фильма (здесь и далее осмысление картины автором текста может не иметь ничего общего с замыслом Турсунова – часто кинематографисты удивляются тому, что видят в их произведениях рецензенты) заключена в том самом противопоставлении индивидуума и общества вместе с управляющей им системой. Ильясу тяжело одному в горах (как физически, так и ментально), но он счастлив, потому что свободен. Он не закабалён государством, не подчиняется его  правилам, убивающим личность и направленным на коллективизацию не только хозяйства, но и разума. Тем не менее Ильяс, разумеется, не может пребывать в абсолютной автономии. Однако, практически каждый его контакт с социумом приводит к неминуемому конфликту – как внутреннему, так и открытому, внешнему.

Его внутренний конфликт – взаимоотношения с Камшат, его детской любовью; внешний – естественное неприятие Ильяса обществом, как человека из ряда вон выходящего. Естественное – потому что в людской природе заложено: "Если страдать, так всем", а если кто-то выбирает другой путь, то в массах это вызывает не презрение – ненависть. В старой поговорке "Бог терпел и нам велел" бога давно можно заменить на "государство", и эти взаимоотношения по сути своей одинаковы - что в 1930-е, что в 2010-е. Проще сломать и перемолоть "отщепенца", чем допустить сам факт его существования.

В "Жат" немало оммажей предыдущим картинам Турсунова. Это, в частности, и новое экранное противостояние актёров Ержана Нурымбета и Куандыка Кыстыкбаева ("Келiн"), и отношения героя с природой, в частности, со знаковым животным волком ("Шал"). Они связывают между собой  фильмы, никак сюжетно не зависящие друг от друга. При этом "Жат" - наименее цельная картина из трёх. Турсунов утратил свою лаконичность, в отличие от "Келiн" и "Шал". Говорят, предварительная версия новой картины была хронометражем почти в два с половиной часа. Окончательная длится чуть менее двух часов. Конечно, это можно объяснить большим разбросом по времени происходящих событий , но вот именно что их в фильме немного.

Причём, "Жат" достаточно грубо (и по сюжету тоже) разделён на две части, и во второй, ключевой, есть несколько странных моментов. В никуда исчезает линия Камшат – "пострадала" при монтаже или  это сознательное решение "убить любовь" в сознании Ильяса? Из ниоткуда появляется и так же в никуда уходит в прямом смысле ссыльная, по всей видимости, женщина (её играет Роза Хайруллина – ханша в фильме "Орда"), превратившаяся в люмпена. Которую Ильяс буквально уносит в горы, видимо, в надежде, вернуть прежних  - и себя, и её. Эти отношения показаны чуть ли не в буффонадной манере, диссонирующей с общей тональностью фильма.

Проще сломать и перемолоть "отщепенца", чем допустить сам факт его существования.

При этом режут глаз неконтролируемые изменения возраста главного героя и других персонажей (вкупе с неудачным гримом старения) и "бессмертие" ссыльного старика Шамиса, который ближе к середине фильма готов лечь на лавку и помереть, но через двадцать лет лихо взбирается в горы верхом на коне, чтобы произнести в финале картины её главный монолог.

В старике угадывается собирательный образ Мориса Симашко (чья настоящая фамилия как раз и была Шамис) и Герольда Бельгера, а монолог этот полон вопросов, которыми рано или поздно задаётся любой думающий человек. Вопросов о существовании бога, отсутствии справедливости, доминировании зла и тяжести любви.


Официальный трейлер фильма "Жат"