Прямой эфир Новости спорта

Старик и горы

Фото предоставлено съёмочной группой
Фото предоставлено съёмочной группой
В среду на кинофестивале в Торонто состоялась мировая премьера нового фильма Ермека Турсунова "Жат", а уже в четверг картину посмотрели казахстанские журналисты

На удивление, событие это привлекло внимание менее десятка коллег. То ли все побывали на летнем закрытом просмотре предварительной версии фильма для "особо приближённых", то ли решили дождаться "Евразии" и выхода в прокат – показ в рамках открывающегося сегодня отечественного кинофестиваля запланирован на 23 сентября, на следующий день "Жат" окажется в кинотеатрах.

Напомню, в нынешнем году "Жат" выдвинут Казахстанским оскаровским комитетом (состав которого неведом и выяснить эту "страшную тайну" никак не удаётся) на соискание премии Американской киноакадемии в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Таким образом, сразу три картины Ермека Турсунова (также "Келiн" и "Шал") в разные годы выдвигались от Казахстана на "Оскар". "Жат" из них самая масштабная и наиболее дискуссионная. Если лента "Келiн" была смелой творческой фантазией на тему традиций доисламского периода, человеческих чувств и страстей ("Жат", забегая вперёд, в этом отношении предусмотрительно целомудреннее), "Шал" - локальным переложением литературной классики и в некотором смысле философским кинотрактом, то "Жат", по сути, является высказыванием не только Турсунова-режиссёра, но и Турсунова-гражданина.

В последние несколько лет Ермек Турсунов часто печатает в различных изданиях авторские колонки и открытые письма различной тематики, как правило, с кинематографом не связанной. По форме "Жат" - это классический байопик, где через призму различных исторических периодов рассматривается жизнь одного человека. По содержанию – переложение тех самых открытых писем, ради чего в фильме собственно кино иногда приносится в жертву.

…1930-е годы, мальчик Ильяс живёт с отцом в небольшом ауле в предгорьях. В страшное голодное время они выживают, промышляя охотой. Однажды ночью за отцом пришли, и он больше не вернулся. Понимая это и внутренне протестуя против неведомой ему системы, Ильяс собирает всё необходимое и, пока его не забрали в другую семью или вообще в детдом, уходит в горы. Так начинается его "робинзонада" длиною более, чем в два десятка лет. Так он противопоставляет себя обществу, но общество этого не забудет.

По содержанию фильм "Жат" – переложение знаменитых открытых писем Ермека Турсунова, ради чего в фильме собственно кино иногда приносится в жертву.

Первая и главная идея фильма (здесь и далее осмысление картины автором текста может не иметь ничего общего с замыслом Турсунова – часто кинематографисты удивляются тому, что видят в их произведениях рецензенты) заключена в том самом противопоставлении индивидуума и общества вместе с управляющей им системой. Ильясу тяжело одному в горах (как физически, так и ментально), но он счастлив, потому что свободен. Он не закабалён государством, не подчиняется его  правилам, убивающим личность и направленным на коллективизацию не только хозяйства, но и разума. Тем не менее Ильяс, разумеется, не может пребывать в абсолютной автономии. Однако, практически каждый его контакт с социумом приводит к неминуемому конфликту – как внутреннему, так и открытому, внешнему.

Его внутренний конфликт – взаимоотношения с Камшат, его детской любовью; внешний – естественное неприятие Ильяса обществом, как человека из ряда вон выходящего. Естественное – потому что в людской природе заложено: "Если страдать, так всем", а если кто-то выбирает другой путь, то в массах это вызывает не презрение – ненависть. В старой поговорке "Бог терпел и нам велел" бога давно можно заменить на "государство", и эти взаимоотношения по сути своей одинаковы - что в 1930-е, что в 2010-е. Проще сломать и перемолоть "отщепенца", чем допустить сам факт его существования.

В "Жат" немало оммажей предыдущим картинам Турсунова. Это, в частности, и новое экранное противостояние актёров Ержана Нурымбета и Куандыка Кыстыкбаева ("Келiн"), и отношения героя с природой, в частности, со знаковым животным волком ("Шал"). Они связывают между собой  фильмы, никак сюжетно не зависящие друг от друга. При этом "Жат" - наименее цельная картина из трёх. Турсунов утратил свою лаконичность, в отличие от "Келiн" и "Шал". Говорят, предварительная версия новой картины была хронометражем почти в два с половиной часа. Окончательная длится чуть менее двух часов. Конечно, это можно объяснить большим разбросом по времени происходящих событий , но вот именно что их в фильме немного.

Причём, "Жат" достаточно грубо (и по сюжету тоже) разделён на две части, и во второй, ключевой, есть несколько странных моментов. В никуда исчезает линия Камшат – "пострадала" при монтаже или  это сознательное решение "убить любовь" в сознании Ильяса? Из ниоткуда появляется и так же в никуда уходит в прямом смысле ссыльная, по всей видимости, женщина (её играет Роза Хайруллина – ханша в фильме "Орда"), превратившаяся в люмпена. Которую Ильяс буквально уносит в горы, видимо, в надежде, вернуть прежних  - и себя, и её. Эти отношения показаны чуть ли не в буффонадной манере, диссонирующей с общей тональностью фильма.

Проще сломать и перемолоть "отщепенца", чем допустить сам факт его существования.

При этом режут глаз неконтролируемые изменения возраста главного героя и других персонажей (вкупе с неудачным гримом старения) и "бессмертие" ссыльного старика Шамиса, который ближе к середине фильма готов лечь на лавку и помереть, но через двадцать лет лихо взбирается в горы верхом на коне, чтобы произнести в финале картины её главный монолог.

В старике угадывается собирательный образ Мориса Симашко (чья настоящая фамилия как раз и была Шамис) и Герольда Бельгера, а монолог этот полон вопросов, которыми рано или поздно задаётся любой думающий человек. Вопросов о существовании бога, отсутствии справедливости, доминировании зла и тяжести любви.


Официальный трейлер фильма "Жат"


Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров