"Новая религия" Дэмиена Хёрста в Алматы. Стерильно и почти никакого богохульства
Выставка, организованная British Council, "Евразийским Культурным Альянсом" и Государственным музеем им. А. Кастеева вызвала небольшой ажиотаж. Посмотреть на работы одного из самых неоднозначных и, к слову, самых богатых из ныне живущих художников на Земле (по оценкам специалистов, состояние Хёрста ещё в 2010 году оценивалось в 215 миллионов фунтов) пришли все завсегдатаи подобных мероприятий: художники, искусствоведы, поэты, журналисты, студенты творческих вузов, а также все те, кто увлекается современным искусством. Получить эстетическое удовольствие от творчества художника, главный лейтмотив работ которого – смерть, смогли, пожалуй, лишь самые продвинутые, а вот оценить иронию и даже сарказм этого нестандартного художника, концептуальность его экспозиции и здоровую наглость, смогли все.
Впрочем, к нам попала довольно стерильная выставка. Никаких тигровых акул в формальдегиде, живописных полотен из настоящих и когда-то беззаботно порхающих бабочек, ни того самого платинового черепа стоимостью в 100 миллионов долларов, инкрустированного бриллиантами, – ничего сверхскандального и самого знаменитого от Хёрста в Алматы не привезли. Поэтому никаких протестов со стороны зоозащитников, блюстителей морали и священнослужителей не было.
Понятное дело, что возить такие экстараординарные, неоднозначные и дорогие экспонаты к нам вряд ли кто возьмётся, к тому же часть работ Дэмиена Хёрста находится в персональных коллекциях. К примеру, его "Весенняя колыбельная" – аптечная витрина, в которой было расставлено 6 136 таблеток, выкрашенных в бронзу, была продана несколько лет назад эмиру Катара за 19,2 миллиона долларов и теперь, видимо, радует его глаз. Что касается серии животных в формальдегиде, то в прессе в последнее время не раз появлялась информация, что Хёрст уже отошёл от своей эстетики кунст-камер и ушёл с головой в живопись. "Людей больше не шокируют животные в формальдегиде. Их шокирует, когда ты берешь кисть, холст и начинаешь движение назад", – говорил он в одном своём интервью.
Правда, живопись у него абстрактная, и самая известная серия "Пятна" – она из цветных кружков. Кстати, о "кружка́х" руки́ самого Хёрста. Говорят, что у репортёра Sunday Times был старый портрет Сталина, который аукционный дом Chtistie's отказался принимать на торги, объясняя это тем, что они люди приличные и не торгуют ни Гитлером, ни Сталиным. На что репортер спросил, а что было бы, если бы там была бы подпись, к примеру, Хёрста или Уорхола. Они ответили, что подумают. В итоге журналист обратился к Дэмиену Хёрсту и попросил добавить что-нибудь своё – тот, недолго думая, дорисовал Иосифу Виссарионовичу на носу красный кружок, напоминающий грим клоуна, и подписал работу. В итоге картину продали на аукционе за 140 000 фунтов.
Что касается выставки в Государственном музее им А. Кастеева, то, по словам её организаторов, "Новая религия" – это цикл работ, созданных в 2005 году и впервые представленных у лондонского галериста Пола Столпера. После чего это собрание работ возили в Осло, Москву, Венецию и много других прекрасных мест и наконец, спустя 11 лет, она оказалась у нас. В качестве напоминания о вещах прославивших Хёрста, здесь принты с изображением черепа и его знаменитой синей бабочки на чёрном фоне.
Плюс ещё около сорока других тиражных работ, где выложены мозаики из таблеток, напоминающие то ли таблицу Менделеева (только там вместо химических элементов – медицинские препараты), то ли лекарственный пересказ святых источников, как бы безумно это ни звучало. Как пишут искусствоведы, там вся история человечества "от Сотворения мира и Крёстного пути до Страшного суда". Для того чтобы считать все эти послания Хёрста, нужно знать английский язык, Священное писание и иметь как минимум часа два времени, чтобы это всё изучить.
Мы разглядели в подробностях лишь "Святую троицу" Хёрста – Отца, Сына, Святого Духа, представленных в виде круглой то ли диаграммы, то ли таблетки, делящейся на три равные части. А также "Тайную вечерю", только в представлении Хёрста вместо апостолов там – ядерные державы, кстати, на месте Иуды – США, а Святого Матвея – Россия. Чтобы это могло значить, думайте, как говорится, сами.
Помимо этого в "Новой религии" есть несколько скульптурных объектов: крест, в древе которого мы видим пилюли и железное сердце, утыканное иглами. Художник провозглашает медицину новой религией, а роль проводников в мир божественного отводится лекарствам самых разных форм. Посетители шутили, что фармацевтические компании так зарабатывают на больных, что могут позволить себе в качестве амбассадора Хёрста.
В завершение остаётся добавить, что у Хёрста ещё немало тиражных работ, которые без особого риска могут путешествовать по странам, поэтому, возможно, это будет не единственная его экспозиция в Казахстане.