НЭП в Казахстане: учимся у Австралии и Канады. Часть вторая
В отличие от Австралии, которую мы рассматривали в первой части этого материала, в недрах Канады есть не только практически вся таблица Менделеева, но и нефть. Много нефти. Поэтому в первой половине 80-х годов, когда цены на сырьё вначале достигли своих максимумов, а затем стали стремительно падать, власти Канады в первую очередь решили провести конституционные реформы. В 1982 году официальная Оттава, приняв "Акт о Канаде", разорвала конституционные и законодательные связи с Лондоном и одновременно предоставила равные возможности экономического развития всем территориальным субъектам страны. Это означало, что все провинции и автономии канадского государства получили право не только формировать органы власти на местах, но и самостоятельно определять свою бюджетную политику. Правда, было одно важное условие: каждая территориальная единица Канады должна была принять "принципиальное обязательство" об уравнивающих платежах в общегосударственный бюджет.
Ошибка Оттавы
Несмотря на то, что с выдвинутыми условиями не согласилась только "вечно мятежная" франкоязычная провинция Квебек, принятие "принципиальных обязательств" позволило правительству Канады непосредственно приступить к экономическим реформам в стране. Без ошибок не обошлось. В 1986 году, когда на мировых рынках цены на нефть упали до 14 долларов за баррель, официальной Оттаве пришлось отказаться от начавшей активно реализовываться после 1982 года Национальной энергетической программы. В соответствии с этим принятым в первый год 80-х документом, вместо устанавливаемых Национальным энергетическим советом для местных потребителей фиксированных цен на нефть для предприятий нефтегазового сектора были введены различные налоги. Оказалось, что стараясь защитить эту важную для Канады отрасль от потрясений на внешних рынках, законодатели не учли, что нефть на биржах Лондона и Нью-Йорка может стать дешевле себестоимости её добычи на территории страны. В итоге налоги, тесно привязанные внутренним ценам на "чёрное золото", чуть было не затянули канадскую экономику в глубокий кризис.
Помощь с юга
Упасть не дали США. Что, в общем-то, не удивительно. Для Соединённых Штатов Канада является очень важной страной, поскольку, начиная с 40-х годов XX века, именно оттуда промышленные круги самой мощной экономической державы мира получают значительную часть необходимых им сырьевых ресурсов. Достаточно сказать, что в США уходит до 80% всего канадского экспорта. Нефть в этом ряду не исключение. Поэтому, когда Национальная энергетическая программа Канады начала давать сбои, а в нефтедобывающих провинциях прокатилась волна акций протеста, со стороны Соединённых Штатов в Оттаву поступило предложение провести полную либерализацию рынка, а заодно подписать договор о свободной торговле между двумя странами.
Соглашение о свободной торговле с США и либерализация экономики позволили Канаде очень скоро стать одной из самых развитых стран мира
С момента вступления в силу канадско-американского соглашения о свободной торговле (ФТА - Free Trade Agreement), по подобию которого явно был создан Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, экономика Канады стала в буквальном смысле развиваться семимильными шагами. Но не потому что канадским товарам стало проще пробиваться на американский рынок. Куда большую роль сыграл начавшийся в стране одновременно с подписанием договора ФТА процесс либерализации экономических отношений. Значительно снизив вмешательство в дела частного бизнеса, правительство Канады в конце 80-х, начале 90-х годов также отказалось от двух десятков государственных корпораций, выставив их на продажу.
Большая приватизация
В числе первых под процесс приватизации в конце 1986 года попала крайне убыточная для бюджета корпорация Canadair, которая с 20-х годов прошлого столетия занималась производством военной авиатехники. Новым владельцем корпорации стал успешный бизнесмен Жозеф-Арман Бомбардье, прославившийся тем, что изобрёл снегоходы. Став частью его компании, Canadair переключилась на выпуск самолётов для гражданской авиации. Ныне канадские самолёты марки Bombardier летают во многих странах мира, в том числе и в Казахстане.
Продажа Canadair стала далеко не единственным успешным шагом канадских властей, позволившим в последующем за счёт налоговых поступлений от приватизированных предприятий значительно расширить возможности бюджета страны. В 1988 году был приватизирован национальный авиаперевозчик компания Air Canada (аналог казахстанской авиакомпании Air Astana). В 1991 в частные руки перешла государственная нефтегазодобывающая корпорация Petro-Canada (у нас есть похожий на неё "КазМунайГаз"). А в 1995 году пришёл черёд железной дороги, на которой была разрешена конкуренция. Главный же "приз" в виде владеющей одной из самых протяжённых в мире железнодорожных сетей корпорации Canadian National Railways (CN) достался группе американских инвесторов во главе с мультимиллиардером Биллом Гейтсом. Сегодня имеющая центральный офис в Монреале частная компания CN не только значительно расширила свои сети на территории Канады, построив десятки тысяч километров новых железнодорожных путей, но и купила несколько компаний на территории США.
Пиастры на свободе
Реформированию подверглась и банковская система страны. Под занавес 90-х годов правительство Канады отправило местный доллар (франкоговорящие канадцы называют его пиастром) в свободное плавание, обязав центральный банк страны сохранять стабильно низкий курс национальной валюты через сохранение инфляции потребительских цен на уровне 2% в год. Правда, в отличие от главного финансового института Австралии, Банк Канады получил право в случае возникновения критических ситуаций проводить валютные интервенции на бирже, а также контролировать ставки штрафов и налогов, которые применяются как на общегосударственном уровне, так и на уровне провинций и автономий.
Ежегодно заявления с просьбой об иммиграции в Канаду подают до 250 тысяч граждан других стран мира.
Страна мигрантов
Не менее важным пунктом, позволившим Канаде быстро войти число самых развитых стран мира, стало обновление миграционного законодательства. В соответствии с действующими правилами, привлекать трудовые ресурсы получили право не только провинции и автономии страны, но и имеющие канадскую прописку крупные корпорации. Кстати, и здесь свою определённую роль сыграли либерализация экономики страны, а также соглашение Канады и США о свободной торговле, к которому в 1994 году подключилась Мексика. К концу 90-х ведущие корпорации мира стали всё чаще размещать свои производственные мощности на территории Канады. Ярким примером является автомобильная промышленность этой страны: все заводы, которые расположены в непосредственной близости от границ с Соединёнными Штатами, фактически принадлежат автомобильным гигантам из Японии, Германии, США и Южной Кореи. Соответственно, они заинтересованы в привлечении для работы на них трудовых мигрантов из других стран. Остро нуждаются в кадрах и активно развивающиеся северные территории Канады. Потому не стоит сильно удивляться, что на протяжении последних двух десятилетий ежегодно вид на жительство в Канаде получают до 250 тысяч человек. И это не учитывая нелегальную миграцию, которая, по информации правительства Канады, добавляет ещё от 35 до 120 тысяч человек в год. В конце концов, стремление людей улучшить свою жизнь - явление вполне естественное.
Неблагодарное дело
В завершение же попробуем обобщить полученную информацию и попытаться спрогнозировать вероятные шаги, которые после отправки тенге в свободное плавание может сделать Правительство Казахстана, учитывая опыт реформ Австралии и Канады. Скорее всего, уже во время ближайшего совместного заседания обеих палат Парламента перед депутатами будет поставлена задача до проведения выборов в нижнюю палату Парламента принять целый ряд важных законов. Велики шансы, что в первую очередь будет изменено налоговое законодательство страны, в соответствии с которым особые преференции получат производители конкурентоспособной готовой продукции и сфера услуг. Очень может быть, что будет поставлен вопрос о продаже государственных активов в таких компаниях, как Air Astana, Qazaq Air, "Казахстан Темир Жолы", "Казахтелеком", "КазМунайГаз" и KEGOC, вплоть до расформирования национального холдинга "Самрук-Казына". Подвергнется пересмотру деятельность Национального банка Казахстана, который сделают подотчётным Парламенту. Наконец, не исключено, что с целью привлечения дополнительных инвестиций в страну, по примеру Австралии и Канады, будут значительно снижены тарифные ставки на импорт.
В ожидании первых шагов
Что касается изменений миграционного законодательства страны, позволяющих увеличить приток трудовых мигрантов из-за рубежа, то в ближайшей перспективе его принятие видится маловероятным. Причин как минимум две. Первая: в стране ещё слишком мало предприятий нуждающихся в дополнительной рабочей силе. Вторая: население Казахстана в целом ещё не готово к повсеместному появлению большого количества мигрантов, нередко считая иностранных граждан угрозой для национальной самоидентификации граждан Казахстана. Впрочем, если официальная Астана пройдёт хотя бы половину пути по шагам Австралии и Канады, то это будет означать наличие у неё действительно сильной политической воли, способной привести Казахстан к реальному экономическому процветанию.