"Не пытаться выбелить свои смуглые лица". В Астане открылась выставка художницы Сауле Сулейменовой
Выставка подытоживает различные художественные практики Сауле Сулейменовой, созданные в первые два десятилетия XXI века, и предлагает взглянуть на перемены в её работах, а также приглашает зрителя к рефлексии на тему деколониальности в искусстве.
Экспозиция открылась с лекции куратора выставки, арт-консультанта Владислава Слудского "Деколониальное искусство и его голоса". По словам Слудского, в своей практике художница исследует конструкт коллективной памяти, архивы, фотографии, а также исторические процессы в Казахстане в прошлом и настоящем. К примеру, в серии "Целлофановая живопись" фокус исследования варьируется от социо-политических тем Ашаршалыка, КарЛАГа, кандасов и прав человека до очень личных тем и переживаний.
Сама художница не смогла приехать на открытие и сообщила по телефону, что на выставке показаны три разные техники: граттографии (гравюра на парафине), живопись на фотографии (использование документального фото современного города с его реальным мусором, рекламой, жизнью) и "целлофановая" живопись (использование пластиковых пакетов, полиэтилена и поликарбоната).
"Я пыталась сказать в своих работах, что достоинство быть казахом – это не пафос и не возвеличивание, не героизация и мифологизации через строительство памятников, как это было свойственно с момента обретения нашей независимости, а просто принятие себя такими, какие мы есть. Это и есть, по моему мнению, деколонизация – научиться нести себя миру с достоинством, не пытаясь выглядеть как представители метрополии, не стараться быть лучше, чем есть, не пытаться выбелить свои смуглые лица, не пытаться сделать надрезы на глазах, чтобы сделать их похожими на европейские", – подчеркнула Сауле Сулейменова.
По её словам, тема деколонизации сейчас невероятно актуальна, потому что мы живём во время войны между Россией и Украиной.
"То есть эта тема напрямую связана с независимостью нашей страны и угрозой, которая висит над всеми нами. Также кровавый январь показал, что десятки тысяч людей не хотят мириться с тем, что происходит в стране и хотят сами решать свою судьбу, жертвуя даже жизнью", – отметила Сауле Сулейменова.
Сауле Сулейменова – неоднократный финалист аукциона Sovereign Art Prize в Гонконге, лауреат премий "Жигер" и "Тенгри Умай". В 2015 году серия "Целлофановая живопись" была представлена в параллельной программе Венецианской биеннале в рамках проекта Why Self. В 2021 году Сулейменова приняла участие в программе цифрового искусства в рамках ярмарки Art Dubai параллельно с её персональной выставкой в Andakulova Gallery в Дубае. В 2022 году в Алматы состоялась резонансная выставка "Біз қарапайым халықпыз", рефлектирующая на тему Qandy Qantar и его места в истории города и горожан.
Сейчас кроме Астаны произведения Сулейменовой можно увидеть в музее FRAC Grand Large – Hauts-de-France в городе Дюнкерк в рамках групповой выставки Of their time (7), A look at Private Collections. Произведения художницы входят в такие значимые частные и публичные коллекции как Sharjah Art Foundation, коллекция Alain Servais, Евразийского культурного альянса, Музея искусств имени Абылхана Кастеева.
Организатором выставки выступила галерея Pygmalion, партнёром проекта – некоммерческая организация Евразийский культурный альянс. Выставка в Talan Gallery по адресу улица Достык, 16, продлится до 30 марта.