Человечество стоит на пороге эпохи креативности, а некоторые страны, вроде Великобритании, уже через этот порог переступили, пишет старший редактор журнала The Atlantic Ричард Флорида в книге «Креативный класс. Люди, которые создают будущее»: Креативность получила должную оценку благодаря всё более широкому признанию того факта, что именно она – источник новых технологий, новых отраслей, новых материальных благ и других экономических преимуществ”.

Впервые термин "креативная экономика" использовал Джон Хокинс в августе 2000 года в журнале Business Week. Учёный определил концепт как становление нового сектора постиндустриальной экономики, в основе которой лежит использование творческих и интеллектуальных ресурсов. Теперь этот сектор зачастую называют экономикой знаний, к которому относят масштабный и разнообразный пласт работников интеллектуальных профессий.

20 лет назад никто не говорил о креативной экономике. Значит, её не было?

Да и нет. Всё, что касается диджитал-технологий и интернета, конечно, новое и не существовало 20 лет назад. Не существовало и огромного пласта диджитал-сервисов и продуктов, без которых большинству из нас теперь сложно представить жизнь – Uber, Instagram, Photoshop и Netflix и с которыми обычно ассоциируется креативный класс. Но всегда были люди, способные создавать ценность из своего таланта и идей. Они создавали красивые и часто непрактичные вещи в музыке, театрах и живописи. Более того, всегда находились люди, готовые платить за плоды талантов креативного класса – будь то государства, меценаты или обычные люди. Позже творчество стали использовать не только для создания предметов декора и произведений искусства, которыми все восхищаются, но и для более функциональных задач – рекламы, моды и промышленного дизайна.

Так творчество обрело экономическое значение, но не потеряло культурную ценность, обосновавшись где-то посередине.

Как оценить стоимость креативного продукта?

Стоимость продукта креативной экономики имеет мало общего с затратами на его производство и так же мало с его потенциальной функциональностью. Люди покупают сумку модели Boldie от Hermes за $10 000, не потому что столько стоит её производство, а потому что это произведение искусства, демонстрация статуса, негласный знак для других представителей общества. А как оценить стоимость и экономический эффект знаменитой речи Мартина Лютера Кинга “I have a dream”, в которой он провозгласил своё видение будущего, где белокожие и чернокожие люди могли бы сосуществовать как равные? Вряд ли он думал о речи, как о продукте своего таланта и идее, которую можно монетизировать. Более приземлённый пример: сколько стоит разработка логотипа? Факторов оценки стоимости множество и не один из них не объективен на 100%. Тем не менее организация The UK Design Council посчитала, что компания, вложив 100 фунтов в дизайн, увеличивает оборот на 225 фунтов, а выручку на 83 фунта – получается, у дизайна всё-таки есть экономический эффект.



Но ведь экономисты всегда работают с цифрами. Как они оценивают показатели креативной экономики?

Специалисты из традиционных индустрий привыкли к определённым рамкам и стандартам, которые редко применимы к творческой индустрии, цель которой – ломать рамки и находить нетривиальные пути решения задач. Оценку ситуации усложняет то, что участники индустрии вообще не чувствуют, что работают в какой-то общности, вроде промышленников или государственного аппарата. Но это мало кого интересовало, пока креативная индустрия не породила компании-гиганты, которые имеют глобальный экономический эффект: например, международные медиахолдинги или технологические конгломераты. В 2008 году в Отчёте креативной экономики от ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию – орган Генеральной Ассамблеи ООН) написали, что с 2000 по 2005 год сфера торговли креативными продуктами и услугами в среднем росла на 8,7% в год. Так было во всех регионах мира. В 2013-м мировой товарооборот креативной экономики составил $ 624 млрд. Об этом говорилось во время доклада ООН о креативной экономике, который подготовили совместно с ЮНЕСКО и Программой развития ООН (ПРООН).

Почему о креативных индустриях заговорили теперь?

На протяжении истории человечества главным ингредиентом экономического успеха считался человеческий труд. В индустриальную эпоху его место занял капитал. А в 21-м веке на смену капиталу пришли талант, воображение и навыки – одним словом, креативность. Благодаря экономическому и технологическому прогрессу компаниям стало легко производить продукты. Но этого теперь недостаточно. Конкуренция настолько высока, что компании соревнуются уже не в качестве, а в дизайне, маркетинговой и коммуникативной стратегии. По прогнозам различных авторитетных международных организаций, в перспективе на 2020-2025 гг. наибольшая часть добавленной стоимости любого продукта будет создаваться за счёт интеллектуальных и креативных факторов производства, а креативный класс станет стержнем экономики.



В США и Великобритании затраты компаний на нематериальные ресурсы типа сотрудников, процессов, технологий и баз данных превысили затраты на материальные ресурсы. Благодаря прогрессу люди перемещаются из ручного производства в сферы менеджмента и сервиса, становясь активными потребителями интеллектуальных продуктов. На сцену выходят Facebook, Spotify, Coursera – теперь продукты креативной индустрии нужны каждому человеку, который удовлетворил базовые потребности пирамиды Маслоу.

А ещё – из-за нефти и других полезных ископаемых, которые, в отличие от человеческой креативности, имеют свойство заканчиваться. И когда они закончатся, выживание человечества будет зависеть от способности адаптироваться к меняющимся обстоятельствам при помощи инноваций и нестандартного мышления.

Из чего состоит креативная экономика?

Первую попытку составить карту креативных индустрий предприняли в Великобритании в 1998 году. Тогда исследование показало неожиданные результаты. Оказалось, что креативные индустрии составляли 8% всей экономической активности, предоставляя рабочие места для 7-8% всего трудоустроенного населения. В одном только производстве видеоигр было задействовано 25 тысяч человек, которые генерировали полмиллиона фунтов ежегодной прибыли от экспортных продаж. А когда исследование повторили в 2001-м, выяснили, что креативные индустрии не только растут в два раза быстрее остальных секторов экономики, но и то, что они в два раза быстрее создают новые рабочие места. В 2003-м Financial Times написали о том, что средства, поступившие в бюджет национальной экономики из креативных индустрий, превысили поступления от финансовых услуг Лондона, которые до этого считались движущей силой экономики Великобритании.

В исследование тогда вошли 13 сфер деятельности: реклама, архитектура, рынок искусства и антиквариата, рукоделие, дизайн, дизайнерская мода, кино, видеоигры, музыка, исполнительное искусство, издательское дело, программное обеспечение, телевидение и радио.

Какие условия помогают креативной экономике расти?

Продукт креативной индустрии – это всё, что попадает под закон об интеллектуальной собственности. Закон трансформировал творчество в индустрию и позволил творцам зарабатывать на идеях и продуктах своего таланта. Развитие креативной экономики невозможно без адекватного законодательства для защиты авторских прав. Учитывая растущую глобализацию, такое законодательство должно быть международным и универсальным, чтобы интеллектуальные продукты могли быть экпортированы. Вопросами интеллектуальной собственности на глобальном уровне занимается WIPO (World Intellectual Property Organisation) – одно из агентств ООН. Самой большой проблемой, препятствующей развитию интеллектуальных продуктов, признали пиратство.

Например, OECD посчитали, что только в 2006 году нелегальное распространение музыки и видео стоило британской экономике 460 млн фунтов.

Развитие креативных индустрий возможно только в городах с развитой инфраструктурой, свободным доступом к интернету и множеством общественных пространств. Это очень отличается от производства, которое для большей эффективности можно передислоцировать в местность с более дешёвой рабочей силой и ресурсами производства. Креативный класс существует и развивается в сообществах, и чем разнообразнее эти сообщества, тем более качественные креативные продукты производит индустрия – это связано с разнообразием и смешением знаний, культур и различных критических точек зрения.

Развивается ли креативная экономика в Казахстане?

24-25 ноября 2017 года в Казахстане прошло первое мероприятие, посвящённое развитию креативной экономики в регионе, – "Креативная Центральная Азия". Форум собрал более 80 экспертов и трендсеттеров из креативных индустрий из стран Центральной Азии и Великобритании. Учредителем выступила организация British Council в Казахстане в рамках трёхлетней программы по развитию лидерства в сфере креативной и культурной экономики, направленной на развитие дискуссии и установления контактов между представителями государственных органов, частного сектора и гражданского общества в Великобритании и Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан). В дальнейшем в рамках этой программы British Council проведет серию мастер-классов, публичных лекций и других мероприятий, направленных на развитие креативной экономики в регионе. Все мероприятия British Council анонсирует на сайте.

Программа "Креативной Центральной Азии" отражала основные тренды в мировой креативной экономике: организация городского пространства, новые темы в развитии культуры в разных проявлениях и использование инноваций для достижения наилучших результатов. Из 80 участников 20 приехали из Великобритании. Среди прибывших гостей был специальный консультант Ingenious Group и приглашенный лектор по креативным индустриям, Goldsmiths, University of London, Мартин Смит и профессор по культурной экономики из City, University of London, Энди Си Пратт. В сети можно посмотреть видеозаписи с форума.