На казахстанцев массово оформляют чужие кредиты: как не стать жертвой мошенников
Казахстанцы жалуются на аферистов, которые каким-то образом узнают их персональные данные и номера телефонов. Звонят, предлагают услуги и даже оформляют кредиты, сообщает "31 канал".
У пенсионерки Светланы Доброскокиной был кредит, поэтому она не удивилась звонку из банка на домашний телефон. И хотя она отказалась от предложения рефинансировать этот заём, вскоре у неё появилось ещё несколько кредитов на общую сумму почти в 1,5 млн тенге.
Мошенники знали ИИН и фамилию Светланы Доброскокиной и даже номер банковской карты. Все сообщения приходили с номера банка. В банке пообещали разобраться, но женщине теперь приходится выплачивать новые кредиты. Это 36 тысяч тенге в месяц при том, что у неё пенсия всего 70 тысяч. В полиции женщина увидела ещё несколько пострадавших бабушек с похожими историями, у которых суммы кредитов доходили до 9 млн. Возбудили уголовное дело по статье "Мошенничество".
"Идёт утечка банковских программ с правом доступа, – прокомментировала ситуацию представитель Региональной палаты юридических консультантов Карагандинской области Елена Попова. – Даже через компьютер, как мы видим по Светлане Ивановне, непосредственно уже мошенники от имени банка отправляют коды".
В банке уверяют, что злоумышленники не имеют доступа к банковским базам данных.
"Злоумышленники используют базы данных с персональными данными граждан Казахстана, которые свободно продаются в Сети, – заверяет представитель департамента защиты информационных ресурсов банка Канат Елчибеков. – Также злоумышленники осуществляют сбор сведений клиентов банка, используя для этого различные мошеннические сайты, на которых проводятся розыгрыши от имени банков либо проводятся платные опросы".
Читайте также: Почему на ценниках в супермаркетах цены одни, а на кассах – совсем другие
Пострадавших столько, что юристы уже готовят обращение к президенту страны.
Эксперт в области кибербезопасности Евгений Питолин подчёркивает: единожды оставив свои данные в Сети, казахстанцы теряют контроль над ними.
По его словам, нередко люди оставляют свои данные на фишинговых сайтах, то есть имитирующих веб-страницы каких-то организаций. Кроме того, информацию часто крадут недобросовестные сотрудники тех же госорганов или банков. Также пользователи сети сами проявляют халатность, необдуманно пересылая свои данные через мессенджеры, оставляя их на форумах.
"Основная причина – мы отдаём их сами. Охотно, щедро и не думая о последствиях", – резюмировал эксперт.
Питолин уверяет: подвоха можно ждать от любой организации, которой казахстанцы оставляют свои данные, так как везде работают люди, и любой из них может оказаться пособником мошенников.
"Нигде наши данные на 100% не будут под защитой", – подчеркнул он.
Эксперт по кибербезопасности дал казахстанцам несколько советов.
"Первое и самое главное – это здравый смысл и критическое мышление, – сказал он. – Их надо включать в любой коммуникации в Сети. Старайтесь не использовать публичные, общедоступные, бесплатные сети в ресторане, аэропорту, ещё где-то, когда вы имеете доступ к вашим базам данных. Не регистрируйте мессенджеры и банковские карты на одни и те же номера телефонов, не пересылайте фотографии ваших кредитных карт, используйте сложные пароли и – самое главное – регулярно читайте о том, что происходит в мире киберутечек и повышайте собственный уровень киберграмотности".
Напомним, преступники могут воспользоваться не только данными вашей банковской карты. Бывают и более масштабные преступления: житель Костаная столкнулся с кражей личности – неизвестный мужчина из Нур-Султана присвоил его ИИН и теперь не только получает кредиты, делает покупки, но и переадресует костанайцу свои штрафы.
Читайте также:
- Мошенники от имени холдинга "Байтерек" предлагают участвовать в новом социальном проекте
- Мошенники, которые выдают себя за интервьюеров переписи населения, звонят казахстанцам по видеосвязи
- В Алматы интернет-мошенники нанесли ущерб банку более чем на 10 млн тенге