Магистраль, которая давно стала синонимом пробок, в очередной раз оказалась в центре обсуждений. На фоне постоянных заторов и роста количества автомобилей общественники и горожане выступают за создание выделенной полосы для общественного транспорта.

Ранее акимат Алматы заявлял, что выделенные полосы на проспекте Аль-Фараби пока не планируются. Вместе с тем управление городской мобильности города изучает возможность сужения полос движения для высвобождения пространства под обособленные линии для автобусов.

Какие планы у властей по организации движения в городе, что предлагают горожане и насколько реалистично создание выделенных полос для общественного транспорта, разбиралась корреспондент Informburo.kz.

Проблема перегруженности магистрали

Согласно данным системы "Сергек", по проспекту Аль-Фараби в будние дни утром, с 8.00 до 10.00, проезжает от 32 000 до 40 000 автомобилей, вечером, с 16.00 до 19.00, – от 30 000 до 31 400.

При этом в часы пик скорость перемещения на отдельных участках прежде скоростной городской магистрали не превышает 10–20 км/ч.

Бывший руководитель управления транспорта Алматы Даурен Алимбеков предлагает конкретное решение проблемы загруженности улиц. Он призывает горожан через платформу eOtinish обращаться в акимат с предложением сузить существующие полосы для автомобилей и использовать высвободившееся пространство для создания отдельной полосы для автобусов.

Скриншоты публикаций Даурена Алимбекова в социальных сетях

"Стоять в пробке всегда удобнее в личной машине, чем в автобусе. Но если поездка на автобусе займёт 30 минут вместо двух часов в автомобиле, люди начнут пересаживаться. Выделенная полоса увеличит скорость автобусов минимум вдвое, что равносильно удвоению их количества на линии, поскольку автобусы смогут совершать больше рейсов за то же время", – считает Даурен Алимбеков.

Да или нет

В ответ на запрос Informburo.kz управление городской мобильности Алматы сообщило, что в настоящее время рассматривается вопрос изменения схемы организации дорожного движения не только на проспекте Аль-Фараби, но и на улице Саина, Восточной объездной автомобильной дороге и по проспекту Рыскулова. Одной из ключевых целей этих изменений является возможность внедрения выделенных полос для общественного транспорта.

"Изменения планируются с учётом транспортного моделирования и в рамках Мастер-плана транспортного каркаса Алматы до 2030 года, который предусматривает создание коридора для общественного транспорта от Восточной объездной автодороги через улицу Толе би до улиц Саина и Жаужурек", – сообщило управление городской мобильности Алматы.

При этом в ведомстве отметили, что мероприятия по внедрению обособленных полос будут проводиться после согласования с компетентными специалистами в сфере транспортного планирования. Особое внимание будет уделяться геометрическим параметрам проезжей части, расположению развязок, а также съездов и выездов на пересечениях улиц, где возможно расширение проезжей части.

Если проект получит положительное решение и будет соответствовать нормативно-технической документации, работы по созданию выделенных полос для общественного транспорта планируется включить в план мероприятий на 2025 год.

Опыт других стран

В Алматы ширина полос для легкового транспорта составляет 3,5 метра, для общественного – 4 метра. В то же время в ряде стран мира приняты более компактные стандарты, позволяющие эффективнее использовать городское пространство:

  • Европа: ширина полос для легковых автомобилей колеблется в пределах 2,7–3,25 метра. Освобождённое за счёт сужения пространство используется под выделенные полосы для общественного транспорта и велодорожки.
  • США: городские полосы имеют ширину 3,0–3,7 метра. Практика применения более узких полос снижает скорость движения и повышает безопасность.
  • Япония: в условиях высокой плотности застройки ширина полос составляет 2,75–3 метра.

Как отметил Даурен Алимбеков, практика сужения дорог и создания выделенных полос для общественного транспорта давно используется во многих странах мира:

"Чтобы пересадить людей с автомобилей на автобусы, не нужно ждать 30 лет и тратить сотни миллиардов тенге на метро. Достаточно внедрить выделенные полосы, которые дешевле и быстрее в реализации. Сейчас я нахожусь в Барселоне и вижу, что выделенные полосы есть почти на каждой улице. И они реально работают – большинство людей пользуются общественным транспортом".