В Нур-Султане предложили закрыть все публичные библиотеки, оставив одну. По мнению депутата столичного маслихата Мираса Шекенова, они переходят в разряд анахронизмов, поэтому нецелесообразно выделять на их содержание деньги из бюджета.

Президент Казахстана заявил, что библиотеки должны соответствовать современным реалиям, при этом не теряя своей просветительской роли.

"Привитие высокой культуры чтения, развитие читательской грамотности должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в казахстанских школах. Интерес к чтению, познание окружающего мира через книги должны формироваться у детей со школьной скамьи. А библиотека должна быть местом средоточия этого интереса, проводником в увлекательный мир книг", – сказал Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального совета общественного доверия.

В Министерстве культуры сообщили, что библиотеки закрывать не планируют, но их ждёт модернизация. Что предлагают изменить и как такие проблемы решают за рубежом?

На 1,2 млн астанчан – 72 тысячи читательских билетов

Мирас Шекенов в беседе с informburo.kz пояснил, что его предложение касалось только городской сети, речь не шла о национальных, академических и университетских библиотеках.

"Фактически у нас одна централизованная библиотечная система, в которой 18 филиалов. Многие из этих филиалов представляют из себя не очень хорошее зрелище. В городе 1,2 млн жителей и только 72 тысячи имеют членские билеты – это менее 6% населения. По моему глубокому убеждению, формат классических, консервативных библиотек сегодня устарел", – объяснил он.

Библиотеки, по его мнению, нужно преобразовать в современные социально-культурные центры притяжения населения за счёт государственно-частного партнёрства. К примеру, власти бы предоставили помещения и книжный фонд, а бизнес открыл бы там кофейни, организовывал виртуальные библиотеки и другие проекты, на которых мог бы заработать.

"Будущее всё равно наступает, и придётся меняться. Понятно, что библиотека – это один из консервативных видов, но даже консервативные библиотеки, допустим в США, – это центры повышения компетенции. В Канаде в библиотеках можно и спортом позаниматься, и на швейной машинке пошить, и книжку почитать. Там это комьюнити-центры социально-культурного характера", – добавил Мирас Шекенов.

Его мнение разделяет депутат мажилиса Ирина Смирнова.

"Нужно использовать библиотеки как коворкинг-центры. Туда можно привлекать участников программы "Енбек" – они могут там получать второе образование. Мы переходим в разряд нечитающей нации. Осталось очень мало книжных магазинов. Те, которые есть, наполнены одним типом литературы: "Разбогатей", "Как сделать бизнес преуспевающим", "Как увести мужа" – на потребу дня, а литературы, которая несёт научные познания, практически нет", – сказала она.

По её мнению, Минкультуры нужно изучить международный опыт и поменять подходы к библиотечному делу.

Из 112 млн изданий оцифровано 1,5 млн книг

В ответ на предложение депутата в акимате Нур-Султана заявили, что столичную библиотечную сеть сокращать не будут, но планируется её модернизация: создание электронной базы и предоставление горожанам удалённого доступа к архивным и книжным фондам. Цифровизация не приведёт к серьёзному сокращению штата, но административно-управленческий персонал, возможно, ждёт оптимизация.

Правда, оцифровка книг в Казахстане хромает, заявил сенатор Рыскали Абдикеров на пленарном заседании верхней палаты парламента. Он привёл в пример качество литературы на портале Национальной электронной библиотеки kazneb.kz: 3D-версии страниц нечитабельны, тексты размыты, некоторые аудиокниги не открываются.

"Согласно данным Министерства культуры, только на техническую поддержку портала ежегодно выделяется 90 млн тенге. Однако в настоящее время оцифровано только около 1,5 млн книг из 112 млн изданий. Это всего 1,3% от общего объёма библиотечного фонда", – сказал Рыскали Абдикеров.

В Минкультуры в ответе на запрос Informburo подчеркнули, что вопрос о сокращении библиотечного фонда в Казахстане не стоит: "Министерство придерживается позиции сохранения библиотек и их закрытие считает нецелесообразным".

"Предложения от местных исполнительных органов по реорганизации либо ликвидации библиотек не поступало. Сокращение количества публичных библиотек противоречит государственной политике в области культуры", – сказано в ответе на запрос за подписью вице-министра культуры и спорта Сакена Мусайбекова.

Сейчас в Казахстане 3940 публичных библиотек, которые, по данным Минкульта, продолжают пользоваться спросом у населения. По итогам 2019 года:

  • публичные библиотеки посетили 51 млн человек;
  • в них зарегистрировано 4,6 млн читателей;
  • выдано 89 млн книг.

В министерстве признают, что библиотеки должны стать многофункциональными информационными и досуговыми центрами.

"В регионах для активного вовлечения инициативных групп и активной молодёжи в жизнь общества совместно с Nur Otan по программе "Рухани жаңғыру" реализуется проект "Bilim Ortalygy" – центр распространения знаний" (коворкинг-центры). В центрах созданы пространства для проведения мероприятий, встреч и обучения, которые позволят молодёжи реализовать бизнес, творческие проекты, а также креативные проекты в рамках учебных программ", – сказано в ответе.

В регионах на базе библиотек открыто 372 таких центра. Других перспектив развития библиотечной сети, кроме оцифровки книг и создания небольших коворкинг-центров, нет.

"Создание электронных ресурсов не может быть самоцелью. Новые технологии предлагаются пользователю не вместо, а вместе с традиционными формами обслуживания. Современные библиотеки обретают собственное уникальное место в системе цифровых коммуникаций. Вхождение библиотек в цифровую среду будет способствовать повышению интеллектуального потенциала населения и популяризации казахстанской науки и культуры", – заключили в Минкульте.

В школьных библиотеках всего 19% художественной литературы

Минобразования тоже задалось вопросом: почему казахстанские дети перестали читать. Найти ответ предстоит научно-практическому центру "Учебник".

"В начале "нулевых" с такой же проблемой столкнулись развитые страны. Например, Германия одна из первых участвовала в PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. – Авт.), и по итогам тестирования они увидели, что читательская навыки у немецких детей были почти на самом последнем месте", – рассказал директор научно-практического центра "Учебник" Гани Бейсембаев.

Как оказалось, причинами стали отсутствие или низкое качество библиотек в школах. Тогда в стране приняли программу по трансформации школьных библиотек. Сейчас немецкие дети входят в двадцатку лучших в рейтинге PISA по читательской грамотности. Казахстанские дети в 2019 году заняли 69-е место из 78.

Читайте также: PISA-2018: казахстанские школьники впервые за 10 лет показали снижение уровня грамотности

Центр "Учебник" проверил казахстанские школьные библиотеки. Выяснилось, что их библиотечный фонд на 81% состоит только из учебников и всего лишь на 19% – из художественной литературы, которая приобреталась ещё в 1980-1990-х годах. В основном это книги социалистического характера, 20-30% из них давно надо списать. Получается, что в школах сейчас вообще нет популярной современной литературы.


Школьная библиотека одной из сельских школ в Акмолинской области / Фото informburo.kz

В восьми регионах страны в школьных библиотеках нет доступа к интернету, а в четырёх областях – компьютеров. Даже в новых школах не планируют помещения под библиотеки: нет книгохранилищ, достаточного пространства, удобных читальных залов. Есть проблемы с кадрами, которые из-за низкой зарплаты уходят из отрасли.

"Необходимо повысить квалификацию и статус школьных библиотекарей. Сейчас они не относятся ни к педагогам, ни к работникам сферы культуры. В среднем их зарплата составляет всего 70 тысяч тенге. Когда повышают зарплату педагогам, сотрудникам культуры, школьные библиотекари остаются не у дел", – подчеркнул Гани Бейсембаев.

Чтобы решить все эти проблемы, центр "Учебник" разработал дорожную карту, рассчитанную на пять лет. Она предполагает полную трансформацию школьных библиотек. При модернизации учтут и мировой опыт, и Назарбаев интеллектуальных школ. К примеру, библиотеки НИШ – это открытое пространство, где дети могут читать книги, делать уроки, отдыхать, работать на компьютере.


Библиотека НИШ в Нур-Султане / Фото с сайта ast.nis.edu.kz

В библиотеках НИШ регулярно реализуют проекты по продвижению чтения, основные из них:

  • DEAR (Drop everything and read) – ежедневная 20-минутная перемена, в течение которой все учащиеся и сотрудники школы бросают свои дела ради чтения;
  • READx – интересные люди встречаются с детьми и рассказывают о своих любимых книгах;
  • 123 – на протяжении 30 дней учащиеся каждый день в течение 20 минут читают книгу и 3 минуты пишут заметку о прочитанном, делают запись в регистрационной карточке и ежедневно получают печать библиотекаря.
Их книжный фонд включает в себя 30 тысяч экземпляров, из них 30% – художественная литература на казахском, русском и английском языках, 5% – справочно-энциклопедическая литература, 60% – научно-популярная и 5% – методическая литература.

Как выглядят лучшие в мире библиотеки

В развитых странах библиотеки давно уже преобразуют в социальные и урбанистические пространства. Они становятся не только центром досуга населения, но и туристическими объектами.

Например, в Германии одной из лучших считается городская библиотека Штутгарта. Она известна во всём мире и в ходит в семёрку самых оригинальных библиотек планеты. Её построили в 2011 году. Здание в виде куба состоит из девяти этажей, у каждого своя тематика: например, музыка, искусство, наука, детская литература. Книги расположены на полках вдоль стен, каждый желающий может самостоятельно взять любую из них.

Для посетителей созданы комфортные условия, в частности в отделе детских книг есть специальные помещения, напоминающие детские комнаты в обычных квартирах.


Общественная библиотека Штутгарта / Фото с сайта depositfotos.com

Ещё можно выделить библиотеку Биньхай в китайском городе Тяньцзинь. Проект построили в футуристическом стиле в 2017 году, его назвали уникальным произведением современной архитектуры. Всего в библиотеке хранится 1,2 млн книг и множество медиаматериалов.

Здание состоит из пяти уровней: в подземных помещениях расположено хранилище книг и большой архив, на первом и втором этажах – удобные читальные залы и зоны отдыха, на самом верху – конференц-залы, офисы, компьютерные и аудиокабинеты.


Библиотека Биньхай в китайском городе Тяньцзинь / Фото с сайта depositfotos.com

В столице Финляндии Хельсинки два года назад тоже открыли необычную многофункциональную библиотеку Oodi. Первый этаж – это большое общественное пространство для посетителей: тут есть кафе, кинотеатр и игровая зона для детей.

На втором этаже расположились читальные залы, опен-спейсы и отдельные кабинеты, зоны со швейными машинами, оверлоком, машинами для вязания и вышивания. Есть 3D-принтеры, несколько студий звукозаписи, комнаты для занятий музыкой с большой коллекцией музыкальных инструментов. Всем этим можно пользоваться бесплатно, заплатить придётся только за расходные материалы.


Библиотека Oodi в Хельсинки / Фото с сайта depositfotos.com

На третьем этаже, под самой крышей, расположился большой читальный зал с книжными стеллажами.

Во всех трёх библиотеках вход свободный, читательский абонемент нужен только лишь тем, кто хочет взять книги с собой.