Министерство юстиции разработало закон об адвокатах и юристах. Что предлагается изменить?
Как устроены коллегии адвокатов?
В Казахстане действует Республиканская коллегия адвокатов. Чтобы стать адвокатом, сегодня нужно внести взнос – примерно 800 тысяч тенге. Таким образом, если в год желанием стать адвокатом изъявляют 50 адвокатов, то территориальная коллегия получает 40 млн тенге. Председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел рассказал, как и кем эти деньги расходуются.
"Оплачивая эти взносы, адвокаты финансируют свою будущую деятельность: приобретение помещений для юридических консультаций, оснащение их всем необходимым для работы. За счёт каких средств решать потребности коллегий в будущем, если эти взносы будут снижены? Мы ведь не получаем на эти цели от государства ни одного тенге. При отмене взносов приобретение новых помещений юридических консультаций и их техническое оснащение станут затруднительными. Кроме того, согласно закону, адвокат должен постоянно повышать свою квалификацию. Организовать учебный процесс для адвокатов и стажёров без соответствующих средств будет проблематично", – прокомментировал Ануар Тугел.
По словам председателя Республиканской коллегии адвокатов, вступительный взнос может быть оплачен не сразу, а в течение нескольких месяцев. Адвокаты, желающие работать в сельской местности, освобождаются от взноса, а членские взносы выплачивают в размере пятидесяти процентов от установленной ставки.
Министерство юстиции предлагает отказаться от вступительных взносов. По мнению Ануара Тугела, в результате уменьшения сбора средств от первоначальных взносов у коллегий не будет возможности финансировать приобретение новых помещений и создание новых рабочих мест для адвокатов за счёт коллегий.
"Это приведет к необходимости для начинающих адвокатов обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно (арендовать или приобретать офис, оргтехнику, канцелярские принадлежности). Сейчас эти проблемы начинающих адвокатов чаще всего решают юридические консультации, содержащиеся за счёт взносов. Именно для этого в каждой коллегии существует материальная база, складывающаяся из вступительных и членских взносов. Поэтому до рассмотрения вопроса об отмене вступительных взносов необходимо решить вопросы альтернативных источников для материально-технического оснащения адвокатуры", – высказался Ануар Тугел.
В состав республиканской коллегии входят 16 территориальных коллегий, а это около 4,5 тысяч адвокатов. Цели Республиканской коллегии адвокатов:
- обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи; содействие обеспечению высоких стандартов профессиональной этики;
- представление интересов адвокатуры в законотворчестве;
- диалог с обществом – освещение вопросов и проблем адвокатской деятельности, национального и международного права.
Что Министерство юстиции предлагает изменить?
В предлагаемом законопроекте Министерство юстиции предлагает: вопрос, виновен или не виновен адвокат, при поступлении жалоб от граждан должны решать прокуроры, депутаты и представители уполномоченного органа. По мнению ведомства, адвокаты, которые сидят в комиссиях, из корпоративной солидарности зачастую оставляют своих коллег без наказания.
"По результатам рассмотрения 553 жалоб на действия адвокатов к дисциплинарной ответственности привлечено 109 человек. В 305 случаях президиумами вынесены заключения об отсутствии в их действиях нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности. Мы полагаем, что так статистика выглядит из-за корпоративной солидарности", – сказал заместитель министра юстиции Жаннат Ешмагамбетов.
В Министерстве юстиции заявили о том, что адвокатам не нужно так резко реагировать на предлагаемую норму закона, так как последнее слово при принятии окончательного решения всё равно будет за адвокатами.
"Зачастую никто не знает, по каким основаниям и почему адвокат привлекается или не привлекается к ответственности. Мы не настаиваем на том, чтобы в состав комиссий входили прокуроры. Туда могут включить представителя Министерства юстиции, судей в отставке. Депутатов предложили коллегии адвокатов: мол, зачем госслужащих – давайте представителей общественности. Будут ли эти депутаты с юридическим образованием – вопрос открытый. Мы его рассмотрим. Хочу также отметить, в норме законопроекта говорится о том, что по количеству участников дисциплинарной комиссии абсолютное большинство будет у коллегии адвокатов", – говорит Жаннат Ешмагамбетов.
Кроме этого ведомство предлагает адвокатам отказаться от вступительных взносов. Чиновники считают, что если вступительный взнос отменят, то в стране появится больше практикующих адвокатов, и качество оказания юридических услуг повысится.
"На одного адвоката в Казахстане приходится 3 890 казахстанцев. Чтобы избавиться от дефицита, предлагается отменить вступительные взносы. На сегодня размер вступительного взноса варьируется от 700 до 800 тысяч тенге. Рост численности адвокатов усилит конкуренцию, будет мотивировать адвокатов повышать свой профессиональный уровень", – заявил заместитель министра юстиции Жаннат Ешмагамбетов.
В законопроекте говорится об одежде адвокатов. По словам заместителя министра юстиции, возможно, адвокаты будут носить мантии.
"Кратко выскажусь о мантиях. В одной из норм в законопроекте предлагается выделить форму для адвокатов. Однако на предварительных заседаниях рабочих групп часть адвокатов высказалась против. По мнению большинства, адвокаты не судьи, им просто-напросто негде будет переодеваться", – прокомментировал Жаннат Ешмагамбетов.
Государство также предлагает внедрить специальную электронную базу. В законопроекте предусмотрено создание информационной системы e-advocat. Таким образом у адвокатов появится возможность получить доступ к базам госорганов.
Ещё в Казахстане планируется внедрить практику Probono, то есть казахстанские адвокаты должны будут работать бесплатно во благо социально уязвимых слоёв населения.
"Предлагается наделить адвокатов правом оказания бесплатной юридической помощи определённое количество часов в год. При этом минимальный объём и порядок оказания таких услуг должен регулироваться самими адвокатами, юристами, в лице саморегулируемых организаций, профессиональных объединений", – сообщил Жаннат Ешмагамбетов.
Кроме того, в законопроекте предлагается юристам объединяться в палаты, без участия в которых юристы лишатся права представлять интересы доверителей в судах.
Реакция адвокатуры на предлагаемый законопроект
Основной шквал критики со стороны тех, кому не безразличен законопроект "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", в адрес разработчиков обрушился из-за предложения изменить состав дисциплинарных комиссий.
Именно эту предлагаемую реформу, считает известный в Казахстане адвокат Джохар Утебеков, можно расценить как вмешательство государства в адвокатскую деятельность.
"Вопросы дисциплинарной ответственности адвокатов должен решаться ими самими. Я вас уверяю, что адвокатов чаще наказывают, чем прокуроров или судей. Я бы тоже хотел как представитель адвокатуры участвовать в дисциплинарных комиссиях в отношении судей, но никто из нас там не участвует. Почему-то судьям можно самим принимать решения. Что касается депутатов, то мне вообще непонятно, каким боком они относятся к юридической деятельности?!" – высказался Джохар Утебеков.
И Джохар Утебеков, и другой адвокат Таир Назаханов сошлись во мнении о том, что работа дисциплинарных комиссий действительно должна быть прозрачной, однако включение в состав представителей госорганов не решит этот вопрос.
"Дисциплинарные комиссии должны быть абсолютно независимыми ни от органа прокуратуры, ни от другой, третьей стороны. С другой стороны, я понимаю законодателя, который по примеру Великобритании хочет сделать что-то наподобие омбудсменов. Но в зарубежных странах группа омбудсменов является отдельной структурой", – пояснил Таир Назаханов.
Отмена вступительных взносов. Эту норму в законопроекте поддержал адвокат Джохар Утебеков. Он вспомнил, как ему, ещё начинающему адвокату, было тяжело накопить деньги для вступительного взноса.
"Требуемая на сегодня сумма – крупная даже для жителей Алматы, я уже молчу о жителях регионов. Лично мне очень тяжело было собрать эту сумму, когда я был начинающим юристом, не имеющим клиентуры. Для развитых стран это абсолютный нонсенс – наличие такого рода барьера. Несколько лет назад вступительные взносы отменили в нотариате. Это привело к позитивным его преобразованиям. Отменив взносы, мы получим приток новых адвокатов. Самое главное, чтобы эта норма законопроекта никак не повлияла на систему государственной гарантированной юридической помощи", – сказал Джохар Утебеков.
Разработчики законопроекта предложили изменить тарифную сетку в оказании юридических услуг. С этой нормой категорически оказался не согласен Таир Назаханов.
"Этой тарифной сетки вообще быть не должно. Могу привести пример: я могу на одну часовую консультацию затратить целый день подготовки к ней. На другой вопрос я потрачу всего пять-шесть минут. Но за первый и второй вариант я получу одни и те же деньги. Почему? Потому что адвокатура не является частной предпринимательской деятельностью. У многих моих коллег возникает вопрос: а чем она является? Я что, благотворительностью занимаюсь? Я годами оттачиваю своё мастерство, участвую в судебных процессах, улучшаю свои профессиональные характеристики. Всё это делается для того, чтобы получать больше доходов. И это нормально, а нас лишают этого. Таким образом, адвокаты не становятся конкурентоспособными", – заявил Таир Назаханов.
О зарплатах адвокатов и юристов говорил казахстанский экономист Айдар Алибаев. Эксперт заявил: половина адвокатов и нотариусов держат свои доходы в тени. Экономист порекомендовал властям контролировать доходы адвокатов и нотариусов, чтобы они честно платили налоги. Помимо этого, Алибаев считает, что стоимость услуг адвокатов и нотариусов зачастую не по карману казахстанцам.
А вот что касается мантии, то Таир Назаханов очень одобрил предложение надевать мантию на судебных слушаниях.
"Мантия будет стимулировать других участников процесса к пониманию, что адвокат – это тоже равноправная сторона судебного процесса и вправе отстаивать интересы и права своих клиентов. На сегодня судебное заседание выглядит так: судья в мантии, прокурор в форме, а адвокат вообще никак не представлен. Есть факты, когда адвокатов не пускают в залы судебных заседаний, они не могут зайти к своим подзащитным в ДВД, когда тех задерживают", – заявил адвокат.
Джохар Утебеков, напротив, считает, что предлагаемый законопроект, в том числе и мантия, никак не решает насущных проблем адвокатов.
"У адвокатуры накопилось огромное количество организационных и процессуальных проблем. Этот законопроект наши проблемы в уголовных, административных, гражданских делах не решает вообще никак. Это огромный его недостаток и недочёт. Элементарно, мы не можем заходить в здание суда, прокуратуры или ДВД с ноутбуками или мобильными телефонами. Нас досматривают, проверяют делопроизводство, на запросы мы получаем отписки. У нотариуса больше доступа к информации, чем у адвокатов. Вроде есть реформы положительные, но вот основные проблемы так и остаются нерешёнными", – заявил Утебеков.
Член управляющего совета республиканского общественного объединения "Коллегия коммерческих юристов Kazakhstan Bar Association" Арман Бердалин высказался касательно законопроекта.
По словам Бердалина, отсутствие саморегулирования не есть первопричина случаев ненадлежащего качества оказания юридических услуг.
"Вместе с тем мы полагаем, что основная причина тех случаев некачественного оказания услуг, на которые ссылается разработчик законопроекта, не связанна с фактом отсутствия саморегулирования. Скорее, она связана с неудовлетворительным уровнем образования. Таким образом, законопроект борется с последствиями, но при этом никак не затрагивает причин", – высказался юрист.
Принимали ли участие в разработке законопроекта сами адвокаты?
Председатель республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел заявил о том, что его, как и всех остальных адвокатов, поставили перед фактом, представив концепцию закона. По его словам, Министерство юстиции никак не учитывало мнения адвокатов.
"Министерство юстиции просто поставило нас перед фактом, представив законопроект. Мы с этим вариантом не согласны и высказали свою позицию. В случае, если ведомство не согласится с нашими доводами, мы будем обращаться в Мажилис Парламента, к Президенту страны, а также к гражданскому обществу", – заключил Ануар Тугел.
Критику в адрес разработчиков законопроекта высказал и казахстанский адвокат Александр Каплан в Facebook.
"Орган-разработчик в лице МЮ дал нам несколько дней (!) на предоставление замечаний и предложений на законопроект, состоящий, между прочим, из 105 статей! Со стороны государственного органа и непосредственного разработчика в лице Института законодательства это выглядело как настоящая издёвка: вам, мол, адвокатам, мы направляем для галочки, вы там быстро согласитесь с законопроектом и верните нам без замечаний. Очевидно, что именно так и было задумано", – написал адвокат.
Он заметил, что юристы и адвокаты имеют дело лишь с "круглыми столами" и "видеоконференциями", которые, по его словам, проводят лишь для галочки. Ещё одно замечание в адрес министерства адвокат сделал по поводу того, что ведомство не даёт достаточного количества времени для внесения своих предложений.
"Сроки. Они ужасны! Адвокатов или не извещают вовсе, или извещают за сутки, за полдня до предстоящего круглого стола! Нам дают всего несколько дней (!) на выработку своих предложений, видимо, напрочь забывая о том, что адвокаты работают не за зарплату и не с 9 до 18 – у них ненормированный график, часто расписанный на неделю-две вперёд, и для полноценного рассмотрения законопроектов из 105 статей и выработки предложений всем адвокатским сообществом несколько дней недостаточно!" – заявил Александр Каплан.
В свою очередь в Министерстве юстиции уверяют: адвокаты принимали участие в законотворческом процессе. По словам заместителя министра, ведомство еженедельно проводит обсуждения, чтобы услышать дополнительные предложения от адвокатов и юристов.
"На межведомственной комиссии по законопроектной деятельности концепция была представлена. На ней были члены республиканской коллегии и частнопрактикующие юристы. Был презентован предварительный текст законопроекта. Сейчас рабочей группой ведётся работа над нормами законопроекта. Еженедельно по несколько раз мы проводим совещания и обсуждения обязательно с участием коллегий адвокатов и частнопрактикующих юристов", – сказал Жаннат Ешмагамбетов.
Пока между адвокатами и представителями Министерства юстиции идёт нешуточная борьба. Защитники отстаивают свою независимость от государства и намерены в случае игнорирования уполномоченного органа обращаться к Президенту. Здесь необходимо напомнить: в августе 2017 года глава государства высказал серьёзную критику в адрес госслужащих и адвокатов.
"Не снижается поток обращений со стороны населения о нарушениях законности и правопорядка в Администрацию Президента. Нет реальной состязательности на досудебной стадии. Адвокаты и работники правоохранительных органов имеют недостаточную квалификацию", – заявил Нурсултан Назарбаев.