Между небом и землёй
21 октября 2015 года Марти Макфлай прилетит к нам из 1985-го. Но даже если вы не попадёте в этот день на киномарафон "Назад в будущее", то всегда можете отдать дань уважения создателю культовой серии Роберту Земекису, посмотрев его последнюю на данный момент работу "Прогулка". Тем более что она того стоит – недаром попала в наш список главных фильмов месяца.
Это первая биографическая картина в фильмографии Земекиса, который всегда был склонен к экспериментам. Он совершал прорывы с фильмами "Назад в будущее", "Кто подставил кролика Роджера?", "Форрест Гамп" и "Полярный экспресс". Наигравшись в технологии, датчики и анимирование звёздных актёров, Земекис вернулся в драму, выпустив "Экипаж" и вот теперь – "Прогулку".
7 августа 1974 года французский канатоходец Филипп Пети несколько раз прошёл между башнями Всемирного торгового центра, в общей сложности проведя 45 минут на высоте более сотни этажей. Это всё, что вам нужно знать о сюжете "Прогулки". И это не спойлер – история более чем известная. Удивительно, скорее, что Земекис так поздно взялся за её экранизацию, ведь Пети очень близкий ему по духу человек – не признающий нормы, совершающий чудеса "просто так" и бредящий мечтами о том, как сделать то, чего ещё никто не делал.
В основу сценария Земекис и его соавтор Кристофер Брауни положили книгу Пети "Достичь облаков". По ней же в 2008 году британец Джеймс Марш снял документальный фильм "Человек на канате" (в официальном релизе – просто "Канатоходец"), получивший "Оскар", - эту картину, кстати, тоже посмотрите, и лучше после "Прогулки". Преимущество Марша в том, что он использовал многочисленный видеоархив Пети, у которого был персональный фотограф, оператор и по совместительству друг - Жан-Луи Блондо. Земекис, возможно, дабы избежать каких-либо сравнений, полностью отказался от архивных съёмок. Даже в финале он не покажет зрителю, как это часто бывает, настоящего Филиппа Пети. Зато Земекис по максимуму использует свои любимые технологии – достаточно сказать, что весь фильм снят за два с половиной месяца в Монреале. Хотя формально действие происходит в таких легко узнаваемых городах, как Париж и Нью-Йорк – слава хромакею! Главную роль сыграл Джозеф Гордон-Левитт, на реального Пети совершенно не похожий, зато тренировавшийся под руководством легендарного француза хождению по канату.
Условно фильм разделён на две части – европейскую и американскую. В первой немного раздражает не только шаблонность повествования (вот Филипп нашёл свою мечту, вот встретил наставника – очередная проходная роль Бена Кингсли, вот познакомился с чудесной девушкой), но и обилие авторского текста, который Гордон-Левитт – Пети произносит, обращаясь к зрителю с факела Статуи Свободы. Принято считать, что большим количеством "слов автора" режиссёр облегчает задачу и себе и актёрам, избавляя всех от лишних забот. В случае с "Прогулкой", это, скорее, уважение и к Пети, и к его книге. Что Земекис подтверждает хотя бы одной немой сценой на троих на крыше башни, доказывая, что и сам "могёт", и Гордон-Левитт, если понадобилось, отыграл бы всё, без закадрового разжёвывания.
Вторая, американская, часть "Прогулки", в особенности сутки, в течение которых Пети готовил и исполнял свой трюк, – это настоящий винегрет жанров, где каждый ингредиент в нужном количестве: и драма, и приключение, и триллер, и комедия. Мастерство и талант Земекиса проявляются ещё и в самом сложном моменте фильма, к геройскому чудачеству Пети не имеющему отношения. Было бы странно, если в американской картине о ВТЦ никак не была бы затронута тема терактов 2001 года. Решение Земекиса едва уловимо, красиво и действительно трогательно.