В этом году лето в средней полосе России выдалось холодным и дождливым. Но климатические капризы хотя и доставили немало проблем гостям и участникам Московского авиационно-космического салона, совсем не снизили интереса к нему. Уже второй раз он проводится в условиях экономических санкций ряда западных стран против России. Однако интерес потенциальных зарубежных партнёров к достижениям российского авиапрома, похоже, только нарастает.


Погода в Москве была очень капризной, но это не испортило авиашоу / Фото Григория Беденко

Московский авиасалон проводится один раз в два года на аэродроме "Раменское" в подмосковном Жуковском, одном из самых больших в РФ. Этот аэродром по большей части используется российским Лётно-исследовательским институтом им. М. Громова в проектах по испытанию авиационной техники. В последнее время здесь также развивают гражданский сектор. Впервые МAKS состоялся в 1993 году, и с тех пор в Раменском появилась довольно серьёзная выставочная инфраструктура.

К слову, авиасалон проводился в "Раменском", по всей видимости, в последний раз, так как российское руководство решило перенести его в парк "Патриот", развёрнутый в подмосковной Кубинке.

Loading...


Министр обороны РФ Сергей Шойгу с "ядерным чемоданчиком" / Фото Григория Беденко

Только здесь можно своими глазами увидеть образцы новейшей российской авиационной техники, которые либо вообще не планируется поставлять на экспорт, либо они ещё не разрешены к передаче зарубежным покупателям.


Новейший учебно-боевой самолёт Як-130 / Фото Григория Беденко

MAKS-2017 проходил в течение шести дней, из которых последние три дня были открытыми – купить билет и насладиться авиашоу мог любой желающий. За всё время экспозицию Московского авиасалона посетили 450 тысяч человек. В демонстрационных полётах авиасалона приняли участие 80 различных летательных аппаратов. Ещё 116 самолётов и вертолётов различных классов и предназначения демонстрировались на статической экспозиции.


Формация самолётов "Сухого" (сверху пара Т 50 ПАКФА, в середине Су-34, снизу пара Су-35 С) / Фото Григория Беденко

Наиболее любопытным фактом этого масштабного авиационного события стал нарастающий интерес зарубежных компаний к достижениям российского авиапрома, несмотря на действующие против России секторальные экономические санкции. Причём огромный интерес проявлялся именно к военной составляющей. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) представила всю перспективную линейку "cухих", начиная от прекрасно показавших себя в Сирии фронтовых бомбардировщиков Су-34, многофункциональных истребителей поколения 4++ Су-30СМ и Су-35С и заканчивая учебно-тренировочными Як-130 и Як-152.


Российский многоцелевой истребитель 5-го поколения Т-50 ПАКФA / Фото Григория Беденко

Некоторые вещи вообще демонстрировались впервые. К примеру, в небе над Жуковским был показан парный пилотаж на Т-50 ПАКФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).


Российский многоцелевой истребитель 5-го поколения Т-50 ПАКФA / Фото Григория Беденко

Этот российский многофункциональный истребитель 5-го поколения в настоящее время уже поставляется в части воздушно-космических сил РФ, где параллельно с боевой службой проводятся его лётные испытания. Ранее Т-50 летал на авиашоу только в одиночной программе, а увидеть его вблизи удавалось лишь очень немногим специалистам.


МиГ-35 / Фото Григория Беденко

Отдельная часть экспозиции была посвящена перспективному многофункциональному истребителю МиГ-35. Машина поколения 4++ считается новейшей разработкой "РСК МиГ", и на неё возлагаются большие надежды в плане экспортного потенциала. Первый полет 35-го состоялся 24 ноября 2016 года здесь же, в Жуковском. 26 января этого года начались лётные испытания машины и прошла её официальная презентация.


Лётчики-испытатели демонстрируют МиГ-35 после выполнения лётной программы / Фото Григория Беденко

МиГ-35 при внешнем сходстве серьёзно отличается от своего предшественника – МиГ-29, одного из самых массовых серийных истребителей в мире.

В частности, на 35-м стоит новая РЛС "Жук-A" c фазированной антенной решёткой, снижена радиолокационная заметность, увеличена боевая нагрузка, есть система дозаправки в воздухе. Кроме того, новая версия истребителя предполагает возможность использования модификации двигателя PД-33 МK с управляемым вектором тяги, что придаёт самолёту сверхманёвренность. Самолёт снабжён современным цифровым комплексом с обновлённым оборудованием пилотской кабины.


Формация российских серийных вертолётов (слева направо: "АНСАТ", Ми-28 НЭ, Ка-52, Ми-171A2, Ка-226, Ми-38, Ми-35М, Ми-26Т, Ми-171 Ш-BН ) / Фото Григория Беденко

Свою продукцию представил также холдинг "Вертолёты России". В лётной программе участвовала вся линейка серийно производимых в России винтокрылых машин и несколько перспективных моделей. Особенно эффектно выглядели в небе Ми-171A2 и Ми-38 во время парного пилотажа. Военные показали новейшую модификацию военно-транспортного вертолёта Ми-171Ш-BН. Вертолёт доработан с учётом опыта военной кампании в Сирии. В воздухе и на статике можно было увидеть ударные Ми-28 HЭ (экспортная модификация), Ка-52, Ми-35М, транспортный гигант Ми-26Т, многоцелевой КА-32A 11BC, а также новейший лёгкий многоцелевой вертолёт "АНСАТ".


Парный пилотаж на Ми-171A2 и Ми-38 / Фото Григория Беденко

В ходе авиасалона холдинг "Вертолёты России" подписал ряд соглашений и контрактов. В частности, российская государственная транспортная лизинговая компания заключила соглашение о поставке 30 вертолётов, включая 12 Ми-8АМТ, шесть Ми-8МТВ-1 и 12 "АНСАТ". Срок выполнения заказа – 2018 год. Ещё одно соглашение предусматривает поставку в 2018 году компании "Русские вертолётные системы" двух вертолётов "АНСАТ" в медицинском исполнении.


Китайские военные наблюдают демонстрационные полёты российской вертолётной техники / Фото Григория Беденко

Любопытно, что современные российские вертолёты очень востребованы в Китае. Компания United Helicopters приобрела пять лёгких вертолётов "АНСАТ" в медицинской комплектации, три Ми-171 в транспортном исполнении и два пожарных Ка-32А11ВС. Заказчик получит машины в 2017-2018 годах.


Лёгкий многоцелевой вертолёт "AНСАТ" / Фото Григория Беденко

В следующем году Россия поставит Китаю ещё четыре вертолёта Ми-171Е (экспортный вариант военно-транспортного Ми-171Ш). Есть информация, что Мексика планирует закупить партию вертолётов Ми-17.

Что же касается вертолёта "AНСАТ" (производится на Казанском вертолётном заводе), то к нему уже давно приглядываются казахстанские военные.

В начале этого года в нашу страну поступили новейшие ударные Ми-35М. "АНСАТ", имея ту же авионику, может стать хорошей тренировочной площадкой для молодых лётчиков.


Ми-26T, самый тяжёлый серийный вертолёт в мире / Фото Григория Беденко

В авиасалоне МAKS-2017 приняли участие 880 российских и зарубежных компаний (36 стран). По разным данным, было проведено около полутора тысяч деловых встреч, а контрактов и соглашений подписали на сумму около 400 млрд рублей. Только один "Рособоронэкспорт" провёл переговоры с 50 иностранными делегациями и заключил 15 контрактов и соглашений о сотрудничестве.

Loading...


Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России / Фото Григория Беденко

В целом деловой потенциал салона оценивается более чем в 600 миллиардов рублей, включая подписанные твёрдые контракты и соглашения о намерениях на поставку авиатехники почти на 400 миллиардов, соглашения о сотрудничестве на 170 миллиардов, а также переговоры о поставках продукции на сумму около 36 миллиардов рублей.


Демонстрационный полет SSJ-100 / Фото Григория Беденко

Гражданский сектор также довольно неплохо отработал на МAKS. В частности, был подписан твёрдый контракт на поставку 20 региональных пассажирских самолётов SSJ-100 авиакомпании "Аэрофлот". В ближайшем будущем российский национальный авиаперевозчик станет крупнейшим эксплуатантом этой машины – парк составит 50 бортов.


После полётов / Фото Григория Беденко

Контракт на поставку новейшего российского среднемагистрального самолёта МС-21 заключили компании "Ильюшин Финанс Ко" и авиаперевозчик Red Wings. Заказчик получит 16 машин. Примечательно, что этот самолёт впервые поднялся в воздух буквально месяц назад, и сейчас идёт активная фаза его лётных испытаний. Самолёт будет производиться корпорацией "Иркут" на авиазаводе в Иркутске.


Летающая лаборатория Ил-114 / Фото Григория Беденко

Также Государственная лизинговая компания и АО "Гражданские самолёты Сухого" подписали соглашение о намерениях. Результатом станет приобретение около 50 региональных самолётов Ил-114-300. В лётной программе авиасалона принимал участие экспериментальный борт Ил-114, выполняющий функции летающей лаборатории. Этот самолёт обладает достаточно высокой манёвренностью и аэродинамической устойчивостью на малых скоростях, что делает его незаменимым, к примеру, в сфере ликвидации ЧС.


Гости MAKS-2017 наблюдают авиашоу / Фото Григория Беденко

Как уже было сказано выше, несмотря на достаточно жёсткие экономические санкции против России, интерес зарубежных партнёров к авиасалону MAKS-2017 был достаточно высоким. На выставке работали 10 национальных павильонов. Свои достижения представили компании из Германии, Франции, Италии, Канады, Индии, Чехии, Беларуси, Ирана, Китая и Швейцарии. Весьма широко была представлена итальянская экспозиция.


Новейший европейский широкофюзеляжный лайнер А 350-900 на авиасалоне MAKS-2017 / Фото Григория Беденко

Однако настоящей звездой авиасалона стал новейший европейский широкофюзеляжный лайнер A 350-900 производства Airbus. Самолёт располагался на самой престижной статике – возле главного входа на авиасалон в течение трёх дней. Гости и аккредитованные журналисты имели возможность подняться на борт уникальной машины и пообщаться с экипажем. А 350 также участвовал в демонстрационных полётах (об этом мы подробно расскажем в следующем репортаже с авиасалона).


Выступление пилотажной группы Al Fursan / Фот Григория Беденко

В MAKS-2017 приняли участие несколько иностранных пилотажных групп. Наиболее феерично выступали военные лётчики из Объединённых Арабских Эмиратов в составе пилотажной группы Al Fursan ("Рыцари"). Авиагруппа, сформированная в 2010 году, летает на итальянских учебно-тренировочных самолётах MB-339. "Аль-Фурсаны" разработали сложнейшую программу группового высшего пилотажа за два года. Главная особенность выступления арабских лётчиков – это применение во время полёта различных по цвету дымов, что совершенно гипнотически действует на зрителей.

Продолжение следует.