Лечили рак, подхватили гепатит. Почему Минздрав не нашёл виновных в заражении детей?
Родители детей, лечившихся от рака в Центре материнства и детства в Нур-Султане, заявили, что гепатитом пациентов заразили в клинике. Они уверены, что их дети подхватили вирус при переливании крови. В медучреждении были огранизованы проверки, но они не установили источник заражения.
Заражение гепатитом среди пациентов центра не редкость. За шесть месяцев 2018 года гепатит С выявили у 15 детей. Самый массовый случай произошёл в 2013 году, когда у 35 детей, проходивших лечение в центре, диагностировали гепатит С. К проверке привлекли Генеральную прокуратуру. Однако расследование так и не нашло виновных, причастность врачей исключили.
"Дети часто заражаются гепатитом С при переливании крови"
По официальной статистике, в 2019 году гепатит С диагностировали у девяти пациентов Центра материнства и детства, перенёсших онкологические заболевания. Но это число тех, кто встал на учёт и попал в статистику. Четырёхлетняя Злата Рубцова – одна из героинь нашего материала об историях детей, победивших рак, не стоит на учёте. Родители девочки узнали о том, что у дочки гепатит С, уже после выписки из Центра материнства и детства. Так как по месту жительства в Целиноградском районе Акмолинской области в поликлинике гепатолога нет, они вынуждены были обратиться к частному врачу. Поэтому Златы Рубцовой нет в статистических данных Минздрава. И сколько таких детей, не попавших в эти данные, неизвестно.
Спустя некоторое время после публикации материала о детях, победивших рак, девочке стало плохо. Её повезли в больницу, взяли анализы крови. Неожиданно для родителей один из маркёров оказался положительным на гепатит.
"Я обратилась к частному гепатологу, которая сказала, что в практике часто встречается, заражение детей гепатитом С после переливания крови (Злате делали переливание во время лечения рака в Центре материнства и детства. – Авт.). Мы каждый раз перед переливанием крови подписывали документ – согласие на переливание, где был пункт о том, что есть риск, в том числе инфекционных заболеваний", – рассказывает мать девочки Ирина Нурсапарова.
Женщине объяснили, что она вправе не подписывать документ, но тогда переливания не будет. Ей пришлось согласиться, так как ребёнку могло стать хуже из-за снижения гемоглобина.
Ирина Нурсапарова связалась с другими родителями, дети которых лечились в отделении онкологии. Она оказалась не единственной с такой проблемой.
"Оказывается, много деток с таким диагнозом после переливания. Я понимаю, что спрашивать мне сейчас не с кого, так как я сама давала письменное согласие. Но хотелось бы, чтобы в будущем такого не было, чтобы это не считали нормой", – сказала мать Златы.
"Так не должно быть, чтобы дети заражались и никто не нёс ответственности"
Нургуль Нургалиева тоже узнала о гепатите у сына после выписки из отделения онкологии Центра материнства и детства. Двухлетнего Рахмана Беркула на время отправили домой, но перед этим он сдал анализы, как требует процедура. Вернувшись на плановую госпитализацию, родители узнали, что к нейробластоме забрюшинного пространства добавился диагноз "Гепатит С".
"Я спрашивала врачей: "Как такое может быть?". Но поняла, что концов уже не найти. Мне сказали, что кровь проверяется и сотрудники тоже. Непонятно, откуда это. Но так ведь не должно быть, чтобы дети заражались гепатитом и за это никто не нёс ответственности? Мне сказали не заморачиваться на гепатите, а заниматься основным диагнозом", – рассказала Нургуль Нургалиева.
Ребёнка продолжали лечить от рака химиотерапией. Но у мальчика остались метастазы. Семья объявила сбор денег на лечение за рубежом. Сейчас Рахману уже три года, и он вместе с мамой находится в клинике в Испании.
"Нам сейчас не до разборок. Но муж настаивает на том, чтобы мы подавали в суд, чтобы разобраться, кто будет нести ответственность", – заключила Нургуль Нургалиева.
Химиотерапия поражает печень
В Центре материнства и детства отрицают возможность заражения детей гепатитом С в условиях медучреждения, упоминая неоднократные проверки Минздрава, которые не выявили нарушений.
"По каждому случаю ведётся расследование для установления возможных путей и факторов передачи инфекции. Каждый случай подробно разбирается на заседаниях комиссии, на основании разборов разрабатываются планы мероприятий по профилактике гепатита", – ответили в Центре материнства и детства на официальный запрос Informburo.kz.
В центре пояснили, что перед переливанием крови с представителями пациентов проводят предварительную беседу. На подпись им дают документ "Информированное добровольное согласие/отказ на переливание компонентов и (или) препаратов донорской крови". Его утвердил Минздрав в 2010 году.
В центре также отметили, что рост регистрации гепатита С связан и с улучшением его диагностики.
"Не последнюю роль также играет и сама полихимиотерапия, которая способствует развитию выраженной иммуносупрессии (иммунодепрессия, иммунодефицит. – Авт.) и токсического поражения печени у онкологических пациентов", – добавили в Центре материнства и детства.
"Заражение гепатитом при переливании крови исключено"
Кровь для больниц столицы поставляет Научно-производственный центр трансфузиологии. В ответе на официальный запрос Informburo.kz в центре сообщили, что не зафиксировали ни одного случая выявления маркёров гепатита С в донорской крови. Образцы крови, которую уже перелили реципиентам, хранятся в архиве. При спорных ситуациях её можно повторно исследовать.
"Во всех случаях (повторных исследований. – Авт.) результаты были отрицательными. Помимо этого повторно приглашали самих доноров, чью кровь использовали для заготовки компонентов крови. Все результаты были отрицательными. Из этого следует, что заражение гепатитом С пациентов при переливании компонентов донорской крови исключено", – сообщили в центре в ответе на запрос редакции.
Потенциального донора проверяют по базе лиц, отстранённых от донорства по разным причинам, связанным с инфекциями. Кровь тестируют на маркёры инфекций. Исследование проводят автоматизированные анализаторы, то есть влияние человеческого фактора исключено.
Читайте также: Кто ответит за гепатит
"Лабораторные анализаторы, которыми оснащена служба крови РК, специально валидированы для тестирования донорской крови и используются в большинстве стран Европы и США", – отметили в центре трансфузиологии.
В среднем в донорстве отказывают 21% из желающих поделиться кровью. Основной костяк доноров – регулярно обследуемые люди. Большая часть доноров крови в Нур-Султане, по информации центра – госслужащие.
Минздрав: Источник вируса не установлен
В Минздраве сообщили, что невозможно доказать, что дети заразились при переливании крови в Центре материнства и детства по нескольким причинам:
- инкубационный период при гепатите С слишком длинный – от 14 до 180 дней, поэтому установить точную дату заражения невозможно;
- пациенты до лечения в Центре материнства и детства могли обращаться в медорганизации, где проводили переливание крови и другие процедуры;
- пациенты могли обращаться в стоматологические клиники, заниматься самолечением, что не исключает попадание вируса в кровь;
- нет данных о наличии или отсутствии гепатита С у родственников пациента;
- другие факторы риска, которые не исключают факта возможного заражения пациентов гепатитом С вне здания центра.
"Нужно найти источник инфицирования"
Директор общественного фонда AGEP'C Сергей Бирюков советует родителям добиться официального расследования, обратившись с заявлением на имя председателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава Людмилы Бюрабековой.
"Пока по всем случаям не будет официального заключения расследования, в котором будет назван источник инфицирования, трудно о чём-то говорить", – рассуждает Сергей Бирюков.
По его словам, разбирательства из-за заражения гепатитом С от донорской крови проходят во многих странах.
"Например, сейчас в Великобритании идёт официальное расследование по заявлениям граждан этой страны о том, что они были инфицированы заболеваниями, передающимися через кровь, после проведённой им процедуры переливания крови. Масштабы расследования впечатляют, в него вовлечено не только правительство этой страны, но и Верховный суд", – рассказал Сергей Бирюков.
По данным Фонда социального медстрахования, в 2018 году в Казахстане было зарегистрировано более 67 тысяч человек больных разными формами гепатита.
Самое большое количество пациентов в:
- Алматы – 8943 человек;
- Нур-Султане – 8088 человек;
- Туркестанской области – 6592 человек;
- Шымкенте – 6369 человек.
"Доказать вину врачей практически невозможно"
Председатель общественного фонда "Улагатты жануя" Марианна Гурина с 2009 по 2013 год защищала в суде интересы детей, заразившихся гепатитом С. Разбирательства коснулись столичного Центра материнства и детства и алматинского Центра педиатрии и детской хирургии. Дело против врачей рассматривалось даже в Верховном суде, но родители проиграли его.
Марианна Гурина считает такие дела проигрышными потому, что ни один казахстанский гепатолог, даже независимый, не даст показаний против государства.
"Доказать (вину врачей. – Авт.) в суде практически невозможно. Каждый врач, который мог бы стать нашим свидетелем и сказать: "Да, это возможно", был на стороне государства. Кто-то говорил нам при личной беседе: "Мне скоро на пенсию", "Я сказала слово – меня уволили из-за вас". Мы и плакали, и просили, говорили: "Это же наши с вами дети, они погибают, мы не можем остановить этот процесс". Они говорили: "У меня тоже дети" – и бросали трубку", – рассказала Марианна Гурина.
Доказать причастность больниц тоже сложно из-за поведения вируса. Гепатит С называют ласковым убийцей, потому что с момента инфицирования до проявления симптомов может пройти от трёх месяцев до двух лет. Всё зависит от иммунитета человека.
В суде родителям заболевших детей заявили, что они могли заразиться в песочнице, парикмахерской, либо вирус передался от родственников.
"Родители и близкие, которые находились рядом с детьми, сдавали кровь. Они не были заражены. Мы доказывали, что детей заразили при переливании крови. Нам внушали, что этого не может произойти никогда, потому что всё проверяется. У меня был когда-то гепатит В. Я сдавала кровь на донорство, и у меня не обнаружили его, и даже не проверяли по базе", – сказала Марианна Гурина.
Она не исключает, что заразиться дети могли и от медсестёр.
"У нас некому лечить, смотреть за детьми. Одна медсестра на одну смену. Медсёстры работают с детьми, у которых практически нет иммунитета – химиотерапия его убивает. Она в одних перчатках работает со всеми детьми", – заключила Марианна Гурина.
90% больных гепатитом С не знают о диагнозе
В 2017 году в некоторых странах провели эпидемиологические исследования на гепатит С, в том числе и в Казахстане. Результаты показали, что заболевание встречается у 2,9% населения, говорит врач-гепатолог Кахарман Есмембетов.
"Если у нас 18 миллионов человек, то из них свыше 500 тысяч человек страдают гепатитом С. В их числе люди с установленным диагнозом не превышает 10%. Это означает, что оставшиеся 90% казахстанцев не подозревают, что болеют", – подчеркнул он.
По мнению специалиста, риск заражения через переливание низкий – лишь один случай из миллиона.
"Я сам работал врачом шесть лет в Нур-Султане. За время своей практики я не помню, чтобы кто-то заразился через переливание крови", – сказал Кахарман Есмембетов.
На вопрос о том, почему гепатит С считают союзником рака, у доктора своё объяснение: оба заболевания широко распространены.
"Оба случая нередко могут быть у одного человека. Но наличие у одного человека онкологического заболевания и гепатита С не означает, что есть связь между ними, просто они широко распространены в Казахстане", – сказал врач.
Вирус гепатита может привести только к двум видам рака: злокачественная опухоль печени и лимфома. Связь с остальными онкологическими заболеваниями научно не доказана.