Курьеры большого города, или Почему работа в службе доставки – это не всегда про быстрые деньги
Курьеры в Алматы и Астане могут зарабатывать до 500–600 тысяч тенге в месяц при полной занятости и выполнении до 20–30 заказов в день. Есть среди них и рекордсмены, которым неоднократно удавалось "поднять" миллион тенге и даже больше. Оплата их услуг повышается, когда идёт сильный дождь или в снегопад. Самые высокие заработки у курьеров, доставляющих заказы на автомобиле, но им приходится тратиться на бензин. Перед праздниками и в непогоду они получают до 40–45 тысяч тенге за день. Пешие курьеры зарабатывают 10–15 тысяч, доставщики на мопедах – 20–30 тысяч тенге.
Об этом и не только рассказал алматинский курьер Нурали Айтеленов, решив привлечь внимание горожан к особенностям своей профессии. Напомним, профессия курьера стала востребованной в пандемию и начала активно развиваться последние пять-шесть лет с появлением на казахстанском рынке крупных сервисов.
Встречают по одёжке и не всегда в одёжке
В последнее время в прессе и социальных сетях стали рассказывать истории о том, что курьеры съели заказанную еду, доставили заказ неполным или вообще украли его. Часто подобные инциденты происходят в Алматы. Курьеры забирают еду из ресторанов и кафе, люди ждут своего заказа, но так и не получают. Или им привозят еду, которую курьер заранее разделил с заказчиком "по-братски".
Пытаясь выяснить причину, они связываются с курьерскими службами. И хотя деньги им, как правило, возвращают, приятного в таких ситуациях мало. Горожанам приходится делать заказ снова. В комментариях к статьям или постам о "курьерах-гурманах" заказчики возмущаются и требует строго наказывать недобросовестных работников служб доставок.
"Я не стану говорить, что все без исключения курьеры добросовестные, порядочные и честные. Но нельзя по нескольким людям, позволяющим себе не доставить заказ, располовинить его или вообще украсть, судить обо всех курьерах. Я люблю свою работу, мне нравится общаться с людьми, дарить им радость. Приятно видеть, когда меня с радостью встречают, улыбаются, дети выбегают в прихожую, хлопают в ладоши и с нетерпением смотрят на посылку или запечатанный пакет с вкусностями. Чувствуешь себя Дедом Морозом. Но, к сожалению, не всегда так происходит. Иногда люди недовольно открывают дверь, демонстративно смотрят на часы и осуждающе покачивают головой, хотя курьер приехал вовремя и не опоздал, разговаривают свысока и даже с долей снисхождения и презрения", – рассказал о плюсах и минусах своей профессии алматинец Нурали Айтеленов, работающий курьером с 2019 года.
Труд курьера человеку, далёкому от профессии, может показаться довольно лёгким. На деле всё далеко не безоблачно. Работа у курьера напряжённая, требующая дисциплинированности, пунктуальности и умения безошибочно ориентироваться на улицах города. При заказе еды клиенты наиболее нетерпеливы, они нервничают и не видят ничего предосудительного в том, чтобы вылить на курьера, задержавшегося в пути (порой по вине ресторана или из-за дорожных пробок), водопад упрёков.
"Поразительно, но многие люди курьеров абсолютно не стесняются. Мужчины могут встретить курьера в трусах и с голым торсом. Иногда женщины и девушки открывают нам двери в одной футболке. Не испытывая ни малейшего смущения, они благодарят за доставку. Предполагаю, что в кабинете у врача они ведут себя более скромно. Никто из курьеров не знает, кто сделал заказ и в каком состоянии встретит его клиент. Нам приходится общаться с людьми, находящими в состоянии алкогольного и даже наркотического опьянения. Их поведение невозможно спрогнозировать. Случалось, что курьеров оскорбляли, пытались ударить. Поэтому девушкам и несовершеннолетним курьерам надо быть вдвойне осторожными", – предостерегает Нурали Айтеленов.
Крепче за баранку держись, курьер
Опасности подстерегают курьеров и на улице. Они не застрахованы от получения травм, могут попасть в ДТП. Незадолго до Нового года, 23 декабря, Нурали Айтеленов, доставляя заказ, из-за ошибки проезжавшего мимо водителя упал с мопеда и сломал руку. О случившемся он сообщил в службу поддержки, и ему выплатили свыше 600 тысяч тенге за травму, полученную на рабочем месте. Как только врачи позволят, Нурали вернётся к своим обязанностям, но он надеется, что курьерские компании пересмотрят правила приёма сотрудников и оплаты их труда.
"Я рядовой курьер. Не менеджер и не юрист. Каждый день выхожу на работу и доставляю людям заказы. Когда я пришёл работать курьером, мне говорили о партнёрстве, гибком графике, свободе выбора времени. Реальность оказалась совсем другой. Очень быстро выяснилось, что никакого партнёрства не существует, ты всего лишь исполнитель, толком не понимающий, как формируется твой доход. Сегодня заказ стоит одну сумму, завтра она меняется. Любые изменения условий происходят в одностороннем порядке, мнение курьеров никто не спрашивает. Все риски возлагают на курьера. Сломался транспорт, система сдала сбой, заказ отменился – твои проблемы. В отчаянии связываешься со службой поддержки, но получаешь в ответ шаблонные фразы, потому что у них нагрузка огромная, они в постоянном стрессе, принимают на себя негатив и не имеют реальных рычагов влияния. Руководство курьеров будто не считает за людей", – отмечает Нурали Айтеленов.
О тех, кто идёт в профессию
Усложняют жизнь казахстанских курьеров и мигранты. По словам Нурали Айтеленова они берутся за любые заказы, так как остро нуждаются в деньгах, живут на съёмных квартирах, отправляют заработанные деньги на родину. Мигранты вытесняют местных курьеров, между ними растёт напряжённость.
"Я не виню мигрантов, они приезжают на заработки не от хорошей жизни. Это проблема системы, использующей с выгодой для себя уязвимое положение человека. У нас курьеров-мигрантов называют пылесосами, потому что они никогда и ни от каких заказов не отказываются и готовы доставлять заказы за 300–500 тенге", – говорит Нурали Айтеленов.
Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам курьеров, Нурали Айтеленов пришёл на встречу с журналистами.
"Я здесь не ради конфликта или персональной атаки на курьерские компании. Но хочу открыто сказать, что руководство не должно смотреть на курьеров как на расходный материал, также недопустимо делать крайними и сотрудников службы поддержки. Если мы продолжим молчать и принимать за должное такое к нам отношение, сегодняшняя модель организации нашей работы станет нормой. Более того, её могут позаимствовать другие компании. Раз курьеры довольны, то почему бы не перенять систему в разные сферы деятельности", – высказал предположение Нурали Айтеленов.
Можно ли стать курьером-миллионером
Нурали, работающий едва ли не с первых дней организации курьерской службы в крупнейшем городе Казахстана, озвучил главные издержки профессии: отсутствие прозрачных и стабильных тарифов оплаты, одностороннее изменение условий сотрудничества, закрытые алгоритмы распределения заказов, возложение производственных рисков на исполнителя, отсутствие работающих механизмов обжалования решений платформы, высокая нагрузка у сотрудников службы поддержки, приводящая к эмоциональному выгоранию и кадровой текучке, недостаточная работа вышестоящего управленческого и операционного уровня. Курьер рассказал о наболевшем, но насколько солидарны с ним его коллеги?
Корреспондент Informburo.kz решила пройти по Алматы и пообщаться с другими курьерами на их рабочих местах – городских улицах. От предложения сфотографироваться на память они отказались.
"Я работаю курьером три года. Пришёл чисто подработать, надо было срочно закрыть кредит. Но втянулся настолько, что уже через четыре месяца уволился с основной работы. Я доволен заработком, получаю больше, чем раньше. Если доставлять заказы 2–3 часа в день, то можно заработать не меньше 200 тысяч тенге в месяц. У меня стабильно выходит 400–500 тысяч. Мой личный рекорд – 1 116 000 тенге, но я тогда буквально жил работой. Первые заказы доставлял в восемь утра, последние – в три часа утра следующего дня. Спал порой по 4–5 часов в сутки. Зато мы с женой закрыли кредит", – поделился личной историей Андрей.
С минусами работы курьера, высказанными его коллегой раньше, Андрей полностью согласен. Он предложил для облегчения труда больше внимания также уделять формированию уважительного отношения клиентов к доставщикам.
"Некрасиво так говорить, однако мои самые нелюбимые клиенты не девушки, открывающие двери полуголыми, а мамы младенцев. Они в ожидании заказа могут выставить на мобильном телефоне беззвучный режим, или уснуть с малышом, или уйти внезапно из дома, забыв телефон в квартире. Ты звонишь им часами, а абонент либо вне зоны, либо не отвечает на звонки. Поднимаешься, звонишь в дверь квартиры – тебе не открывают. Уезжаешь, и сразу начинаются возмущённые звонки в службу поддержки: бессовестный курьер не доставил заказ", – рассказывает Андрей.
Аналогично ведут себя и люди, искренне убеждённые, что мир крутится вокруг них. В разговоре с курьером они заверяют, что точно будут на месте, указанном для доставки, в конкретный промежуток времени, но если их планы меняются, они запросто уезжают.
"Говоря о проблемах курьеров, я хотел бы обратиться именно к моим коллегам. Не ко всем, а к тем, кто позволяет себе съесть заказ полностью или частично. Ситуации разные бывают, но ваши поступки – не обычное воровство. Из-за вас ложится тень на всех курьеров. Однажды я приехал за заказом, который люди оформили в третий раз за вечер (два курьера до меня их не доставили). Ждал 40 минут, а его отменили. И я получил 500 тенге, потеряв почти два часа на дорогу и ожидание", – говорит Санжар С.
Чем дышат курьеры?
Отдельного упоминания заслуживает и то, что пешие курьеры и их коллеги, доставляющие заказы на мопедах, велосипедах и электрических самокатах, вынуждены дышать очень грязным алматинским воздухом. Почти половина машин, передвигающихся по улицам Алматы, старше 10 лет, 50% из них – старше 20 лет. Автомобильные выхлопы – беда мегаполиса, а сам грязный воздух делает работу курьера опасной для здоровья. С началом сезона отопления воздух Алматы превращается в яд.
"Я читал об исследованиях, в которых участвовал наш курьер. Ему выдали мобильный датчик Atmotube, показывающий содержание в воздухе вредных частиц. Средняя концентрация PM2.5, которой подвергался пеший курьер, составила 94 мкг/м³. Для сравнения: у офисного сотрудника с таким же датчиком в те же дни в Алматы средняя концентрация равнялась 41 мкг/м³ при рекомендованной ВОЗ норме 15 мкг/м³. Получается, мы вдыхаем в 2,2 раза больше загрязнителей, чем люди, работающие в офисах. У меня вызвала шок информация о том, что в один из дней концентрация частиц PM2.5 в районе аэропорта варьировалась в интервале от 305 до 503 мкг/м3. А мы ведь получаем заказы во всех районах города и рискуем здоровьем", – подчеркнул Карим.
С наступлением холодов количество заказов в Алматы резко увеличилось. Снег и морозы для курьеров – лучшее время с точки зрения оплаты труда за счёт повышенного коэффициента. Если в сухую погоду доставка из одной точки в другую (2,5 км пути) приносит всего 562 тенге, то за доставку заказа в две точки в снег курьеру платят не меньше 4158 тенге.
"Мне кажется, что повышать оплату за доставку нужно и в летний период. С середины июня и по конец августа в Алматы стоит сильная жара, духота ужасная, люди теряют на улицах сознание, в больницы доставляют алматинцев с дач и даже из офисов. В машине с кондиционером жара, естественно, переносится легко, но ведь большинство курьеров передвигаются на мопедах, велосипедах, общественным транспортом. Мы хотим получать за наш труд достойную оплату. Поверьте, что в курьеры от хорошей жизни не идут, у многих из нас кредиты, а доставка – вторая работа", – признался ещё один алматинский курьер Дархан.
К слову, Нурали озвучил размер своего годового дохода, не делая из заработной платы тайны, так как добросовестно выплачивает налоги. За 2023–2024 годы ему заплатили в курьерской службе 2 192 859 тенге, работал он неполный день.