Женская режиссура завоёвывает все новые территории. И фестиваль "Евразия", по всей видимости,  решил быть в тренде и открывает программу показом работ, снятых женщинами о женщинах.

В первый день фестиваля, 20 сентября, в кинотеатрах сети "Kinopark" покажут две конкурсные драмы, посвященные  проблемам женщин в восточном обществе: это турецкий фильм "Мустанг" дебютантки Дениз Гамзе Эргювен, а также картина её коллеги из Йемена - Хадиджи аль-Салями под названием "Я Ноджум. Мне 10 лет и я разведена". 

Мустанг

Фильм "Мустанг" уже имеет неплохую фестивальную историю. После премьеры на Каннском кинофестивале – в "Двухнедельнике режиссёров" картину наградили призом от Europa Cinemas Label Award, затем были гран-при на кинофестивале в Одессе и на Сахалине на знаменитом фестивале "Край света". Сейчас его выдвигают на "Оскар" от Турции.



Сюжет фильма драматичен: юных  героинь – девочек из одной семьи – родственники насильно выдают замуж. Начинается фильм с того, что пять сестёр-подростков играют с мальчишками-ровесниками на пляже. Когда кто-то из односельчан видит эту картину, по селу начинают расползаться слухи. Теперь задача родственников – выдать девчонок замуж, "пока совсем не испортились".  А чтобы уберечь самое дорогое – их девственность (ведь в восточном мире с этим всё строго), из дома сделали настоящую тюрьму с решётками на окнах.


Фото nziff.co.nz
Кадр из фильма "Мустанг"

Картину "Мустанг" часто называют  турецкой версией знаменитого фильма Софии Копполы "Девственницы-самоубийцы". И там пять героинь, и здесь, и в том фильме девушки переживают серьезные драмы, и здесь тоже. Впрочем, сравнивать работы двух авторов - неблагодарное дело, каждая из них раскрывает сюжет по-своему. Правда, впечатление от "Мустанга" сильнее, ведь речь здесь не просто о запретах, а о браках с людьми, которых они видят впервые в своей жизни. К тому же, турецкие героини выглядят помладше. Они совсем ещё девчонки – мечтают о мальчиках и бюстгальтерах большего размера, сбегают из дома и  ликуют на стадионе в качестве болельщиц.


Фото imdb.com
Кадр из фильма "Мустанг"

Главная героиня фильма – самая младшая и самая непокорная девочка по имени Лале. Именно она является двигателем всей истории и возмутительницей спокойствия. Она - символ современной Турции, свободной от предрассудков  и бунтующей против устаревших традиций вроде брака по договорённости родителей. И, наверное, она и есть тот самый мустанг, который не подчинится никому.


Фото nziff.co.nz
Кадр из фильма "Мустанг"

Самое большое достоинство фильма в его красоте и в первую очередь красоте героинь - все девчонки как на подбор красавицы, каждая из них, обладающая своим чётко выраженным характером, хороша по-своему. Юность всегда так неумолимо обаятельна. Наверняка, теперь каждая из актрис имеет свой фан-клуб.

Я Ноджум. Мне 10 лет, и я разведена

Картина из Йемена Хадиджи аль-Салями под названием "Я Ноджум. Мне 10 лет, и я разведена" рассматривает тему ранних браков среди отдельных племён в Йемене. История борьбы обычной девочки за свою жизнь, счастье, честно говоря, чудовищна. Когда смотришь на экран, включается защитный механизм: кажется, что ранних браков в мире давно уже нет, а это лишь шокирующая выдумка для призов от западных критиков. Однако, зная, что вытворяет сейчас ИГИЛ на арабском Востоке, зритель вынужден признать, что это всё правда.


Фото thehindu.com
Кадр из фильма "Я Ноджум. Мне 10 лет и я разведена"

Фильм снят Хадиджой аль-Салями, первой женщиной-продюсером из Йемена. К сожалению, по истории её жизни. Сюжет прост – девочка по имени Ноджум живёт со своей семьей в какой-то из далёких и нищих деревушек Йемена. Пока однажды отец не решает отдать её замуж за односельчанина – 40-летнего необразованного мужчину, у которого есть скотина и небольшие деньги. Маленький ребёнок отданный под прикрытием традиций взрослому дяде на растерзание, вызывает у зрителя желание поехать и разобраться с несправедливостью лично. Мучения закончились, когда героиня сама отважилась пойти в суд и попросить судью о разводе.



И хотя всё с Ноджум было потом в порядке, история спасения всё же выглядит не хеппи-эндом, а скорее, напоминанием о том, что с традициями и "религиозными" взглядами на жизнь не стоит заигрывать.