Кибербуллинг – реальная проблема или повод для ужесточения цензуры
В студии популярного ток-шоу "Неге?" эксперты обсудили рассматриваемый парламентом законопроект о кибербуллинге. Защита детей от травли в сети – дело благое, согласились они, однако не получим ли мы в итоге ещё один инструмент ограничения свободы слова?
Один из авторов законодательных поправок депутат Айдос Сарым рассказал, что в законодательство Казахстана впервые вводятся понятия "буллинг" и "кибербуллинг", и одно это – уже важный шаг в борьбе с этим явлением.
"В этом году около сотни детей совершили попытку суицида. Есть данные о том, скольких из них подтолкнул к этому кибербуллинг. Но, как оказалось, нет оснований для изучения этих данных. В Уголовном кодексе есть статья "Доведение до самоубийства". Но травля в интернете там не рассматривается", – подчеркнул мажилисмен.
Разумеется, казахстанцы не хотят, чтобы дети подвергались кибербулингу и считают введение наказаний за подобные действия разумным. Так почему же сообщение об обсуждении этого законопроекта вызвало такой негатив в обществе? Дело в том, что пользователи соцсетей опасаются, что защита детей – лишь предлог для того, чтобы посильнее закрутить гайки в интернете, а то и вовсе лишить людей доступа к ставшим уже родными Facebook, Instagram, Twitter, TikTok.
Юрист Айгерим Кусайнкызы считает, что такой законопроект станет посягательством на закрепленную в Конституции свободу слова.
"Я считаю, что перед принятием закона надо объяснить всё населению, установить диалог с гражданским обществом, узнать мнению юристов, провести исследование. Это причина, по которой многие инициативы парламента подвергаются критике", – добавила она.
Читайте также:
- Казахстан чаще всего просил Google удалить контент с критикой правительства, реже всего – c кибербуллингом
- Объявлен конкурс на лучшую короткометражку о кибербуллинге, приз – 1 млн тенге
- В Казахстане создали петицию против поправок по ограничению работы соцсетей
На что депутат возразил: исследования проводились, работа над законопроектом ведётся уже 3-4 года. Кроме того, подобные ограничения вводятся и в других странах.
"Казахстан – не первое государство, пытающееся подвести работу интернет-площадок под национальное законодательство. Такие же законы приняли многие европейские страны. Представительства Twitter и прочих открыты в этих странах. Казахстан ничем не хуже, у него тоже есть право", – сказал Сарым.
Айгерим Кусайнкызы возразила: да, подобные законы есть в Германии, во Франции, в США, то там власти не пытаются блокировать соцсети.
"Они используют искусственный интеллект, не ограничивая свободу слова", – подчеркнула она.
Автор законопроекта заверил, что и в Казахстане блокировка будет применяться лишь в самом крайнем случае. Однако если вдруг разразится война (информационная, экономическая, санкционная или реальная), этот инструмент будет применён.
"Если вдруг в какой-то социальной сети начнется массовая кампания против государственности и суверенитета Казахстана, у властей должен иметься механизм для её выключения", – сказал Айдос Сарым.
При этом, заверил политик, никто не собирается блокировать соцсети из-за критики власти или призывов к митингам.
Психолог Жаннур Дауренбекова поддержала обеспокоенность депутата по поводу опасного для детей контента. Она провела опрос среди трёх тысяч юных казахстанцев и выяснила, что примерно половина из них подвергались травле.
"Ещё есть такое явление как "секстинг". Это распространение чьих-либо фото или видео в обнажённом виде, а также шантаж с помощью таких материалов", – добавила она.
С травлей сталкиваются и взрослые. Участники дискуссии вспомнили о недавней кончине писательницы Аягуль Мантай, которая приняла решение уйти из жизни после того, как её переписка была слита в сеть и её атаковали хейтеры.
При этом Дауренбекова считает, что запреты в борьбе с этими явлениями неэффективны. По её мнению, для защиты детей надо повышать качество работы психологов, в том числе школьных.
Читайте также: 7 признаков того, что вашего ребёнка травят в школе
На что Айдос Сарым ответил:
"Одно из новшеств закона – открытие в областях новых рабочих мест, связанных с реабилитацией, психологией".
Медиакритик Молдияр Ергебеков считает, что кибербуллингу способствуют и СМИ, которые получают госзаказ или деньги от рекламодателей только в том случае, если у них большая аудитория.
"Поэтому новоявленный медиа-ресурс в стараниях быстрее набрать больше подписчиков распространяет только шокирующую, будоражащую народные массы информацию. А последствием этого становится рост и укрепление агрессии в обществе. Чем больше комментариев набирает какой-либо пост, тем быстрее он распространится. Таковы алгоритмы медиатехнологий", – пояснил эксперт.
Юрист Таир Назханов считает, что кибербуллинг – опасное явление и с ним необходимо бороться. По его словам, ежегодно регистрируются около 500 дел по статье "доведение до самоубийства", а до суда доходит лишь 1% из них. Поэтому нужны более эффективные инструменты борьбы с травлей.
"Рост кибербуллинга связан с отсутствием наказания за него, – сказал эксперт. – Люди понимают, что им ничего не будет за слова".
В завершение дискуссии Айдос Сарым заверил, что законопроект ещё будет обсуждаться и дорабатываться с участием заинтересованных сторон. Также он сообщил, что администрации соцсетей с пониманием отнеслись к этой работе и заявляют о готовности сотрудничать. Правда, депутат не уточнил, о каких именно соцсетях идёт речь.
Читайте также:
- Twitter стал самой популярной соцсетью в Казахстане
- Соцсети и мессенджеры реагируют только на 20% обращений МИОР по удалению информации
- Twitter заблокировал аккаунт пресс-секретаря президента. Берик Уали обратился в техподдержку соцсети