Kcell отчитался за 2022 год
Несмотря на трудности начала прошлого года, компания показала рост по основным финансовым показателями. Kcell сохранил положительную динамику за счёт развития собственной цифровой экосистемы, мобильных финансовых сервисов, B2B-сегмента и розничных продаж девайсов. Одним из основных драйверов роста стоимости акций компании должна стать победа Kcell в частотном аукционе 5G.
Рост финансовых показателей
Общий объём выручки за 12 месяцев 2022 года вырос на 12,8% и составил 221,2 млрд тенге, сервисная выручка увеличилась на 12% – до 173,6 млрд тенге, показатель EBITDA без учёта единовременных затрат вырос на 10,3% – 90,8 млрд тенге. Рентабельность по EBITDA увеличилась до 42%. Чистая прибыль за 12 месяцев 2022 года показала рост в 24,1% – 40,3 млрд тенге.
Основным драйвером роста финансовых и операционных показателей 2022 года стала сервисная выручка, а также фокус на более маржинальные стримы. В сегменте B2B реализованы 14 индустриальных проектов, в том числе по построению частных сетей Private LTE. В сегменте B2C маржинальность выросла за счёт оптимизации портфеля тарифов, повышения эффективности работы CVM, а также доходов от роуминга в постпандемийный период.
Выручка от продажи девайсов и аксессуаров продолжает показывать устойчивый рост. В 2022 году прироста в 24% удалось достичь за счёт увеличения среднего чека. Ключевыми факторами стали: рост доли в продажах премиальных смартфонов, а также рост продаж аксессуаров и гаджетов за счёт расширения ассортиментной линейки.
Развитие сети и улучшение качества связи
В 2022 году компания инвестировала 41,6 млрд тенге, большая часть из которых была направлена на модернизацию сети. В рамках программы по улучшению качества связи было установлено и модернизировано оборудование на 1272 базовых станциях и зафиксировано до 40% увеличения скорости передачи данных на локациях, где проходили инсталляционные работы.
В сельской местности было запущено 604 сайта (включая сайты партнёров) для обеспечения населения мобильным широкополосным доступом. Компания обеспечила новое покрытие и улучшила сеть за счёт апгрейда и активации 246 базовых станций. При этом оператор установил 119 сайтов сверх обязательств, а также перевёл 13 сайтов со спутника на наземную трансмиссию.
Технологическое лидерство с 5G
В конце 2022 года компания в составе консорциума с ТОО "МТ-С" (бренды Altel и Tele2) выиграла частотный аукцион и получила обязательства по строительству сети пятого поколения в Казахстане. За счёт этого Kcell значительно улучшает свою базу частотных активов, что имеет решающее значение для управления и монетизации растущего спроса на трафик данных. Лицензия на 5G и своевременный доступ к новому спектру рассматриваются оператором как главные аргументы в борьбе за клиентов сегмента с высоким ARPU в ближайшие 5 лет. Компания уже находится в активной фазе строительства сети. На сегодня сеть функционирует в городах Алматы (18 локаций), Шымкент (10) и Туркестан (9).
Реализация стратегии
Kcell успешно движется в реализации основных направлений стратегии: счастливые абоненты, счастливые сотрудники, довольные акционеры. Уровень индекса клиентской лояльности cNPS составил 29% за счёт повышение качества, спектра услуг и клиентского опыта для абонентов. Помимо этого Kcell продолжает работать над качеством жизни и работы сотрудников – уровень индекса лояльности сотрудников eNPS составил 37%. Акционерная стоимость компании выросла за счёт повышения доходов и рентабельности.