О проблемах в сфере регулирования численности бродячих животных сказано много, но положительных сдвигов по-прежнему не видно. Спустя почти полтора года после принятия закона об ответственном обращении с животными казахстанцы продолжают наблюдать вопиющую жестокость.

На днях жители Тараза заявили, что собак продолжают отстреливать на глазах у взрослых и детей, а жертвами отлова всё чаще становятся хозяйские питомцы. Пойманных животных не регистрируют, фотографии не размещают на сайте – хозяева, потерявшие любимцев, не могут их отыскать. 

При этом сотрудники отдела ветеринарии уверяют, что работают по закону: ведь если собаки сбились в стаю из трёх особей, то автоматически становятся агрессивными и подлежат умерщвлению. Собаки – животные социальные и редко живут поодиночке, поэтому шансов пройти через программу ОСВВ у них немного. 

Что такое программа ОСВВ?

К сожалению, подобная ситуация сложилась не только в Таразе. Чиновники по всему Казахстану интерпретируют закон об ответственном обращении так, как считают нужным, не обращая внимания на его главные цели – внедрить гуманные и эффективные способы регулирования численности бродячих животных и привить гражданам ответственность за своих питомцев.

Депутаты мажилиса от партии Amanat заявили, что новый закон применяется однобоко: защищает животных, но не обеспечивает безопасность людей. Что именно они имели ввиду под словом "защищает" не совсем понятно, но о необходимости пересмотреть закон парламентарии задумались всерьёз. 


Читайте также: "Собаки от прививок не становятся сознательнее". Депутат выступил против закона о защите животных


В Институте парламентаризма решили изучить международный опыт ответственного обращения с животными и опубликовали следующие данные:

  • Законодательство, касающееся бездомных животных, имеется в 24 европейских странах.
  • В Бельгии, Боснии и Герцеговине, Дании, Германии, Ирландии, Италии, на Мальте, в Норвегии, Польше, Швейцарии и Великобритании действует законодательство, касающееся опасных или агрессивных собак, имеется список запрещённых пород.
  • В 2/3 европейских стран отказ от домашних животных является незаконным.
  • В 19 европейских странах собаки должны быть либо лицензированы, либо зарегистрированы.
  • В 22 странах самой популярной системой стала имплантация микрочипа. Чаще всего она используется в сочетании с опознавательной биркой на ошейнике.
  • В 15 странах перманентная идентификация проводится путём нанесения животным татуировок.
  • В Германии, Греции и Италии не разрешается убивать здоровых бездомных собак. Закон требует, чтобы их содержали в питомнике всю жизнь, если их невозможно переселить, или, в случае Греции, повторно выпустили после стерилизации.
  • В семи странах усыпляют всех отловленных бездомных животных; В трёх странах это делают сразу после отлова; четыре страны забраковывают всех животных, которые остались невостребованными после установленного законом периода содержания.
  • 18 из 30 проанализированных стран имеют определённый механизм субсидируемой стерилизации, предлагаемой владельцам с большим количеством животных или тем, у кого низкий доход.
  • В Великобритании местные власти имеют договорённости с приютами, в том числе частными, для размещения бродячих собак на срок до 7 дней. После чего, если собаки не были возвращены их владельцам, они могут быть переданы на попечение организации по защите животных для возвращения домой или подвергнуты эвтаназии. С владельцев, возвращающих своих собак, взимается плата.

Депутаты – члены Комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса инициировали поправки в закон об ответственном обращении, но их суть пока не разъяснили. Какой опыт законотворцы вынесли из проведённого исследования пока не ясно, но они подчеркнули, что "при разработке поправок важно соблюсти баланс между гуманным отношением к животным и безопасностью населения".

"Слышащее" государство

Пока депутаты готовят поправки, ситуация становится всё более запутанной: отстреливать собак в Казахстане запрещено, но в определённых случаях можно; на работу отловов выделяют десятки миллионов, а условия всё равно плохие; животных должны выпускать по программе ОСВВ, но на улицы возвращаются лишь некоторые; разводить животных без документов и выбрасывать на улицу запрещено, но нарушители остаются безнаказанными; в каждом официальном заявлении говорится, что число нападений бродячих животных растёт, но корректных данных, подтверждающих эти слова, нет. 

Кто несёт ответственность за происходящее? Сколько покусов было зафиксировано в каждом регионе Казахстана? Что нужно предпринять, чтобы взять ситуацию под контроль?  За ответами на эти вопросы редакция Informburo.kz обратились к министру экологии Зульфие Сулейменовой. И вот что из этого вышло:

"Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан на ваш запрос по разъяснению норм закона РК "Об ответственном обращении с животными" сообщает, что ответы на указанные в обращении вопросы предоставит спикер Ким А.В. – заместитель председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира. О дате и времени интервью вам будет сообщено пресс-службой министерства дополнительно в рабочем порядке", – ответили в ведомстве. 

Увы, сама министр отвечать на вопросы журналистов не стала, и редакция начала подготовку к интервью с зампредседателя Комитета лесного хозяйства. На согласование ушёл почти месяц. Разговор должен был состояться 1 июня в 15.00, но за час до интервью время перенесли на 17.00. Съёмочная группа провела в ожидании чиновника три часа, но Андрей Ким так и не явился – срочное совещание. Письменный ответ пресс-служба не предоставила, поэтому вопросы, заданные министру, так и остались без ответа. 

Дело не только в собаках

Зоозащитники, журналисты и просто неравнодушные граждане борются за соблюдение нового закона больше года: многочисленные статьи, обращения в госорганы и митинги не принесли видимого результата. Документ, призванный решить проблему бездомных животных, обернулся и против собак, и против людей.

В 2021 году только на работу алматинской ветслужбы выделили 159 млн тенге, а в Шымкенте потратили 130 млн тенге – на эти средства животных отлавливали и умервщляли. Если сложить все деньги, выделенные на уничтожение бездомных животных в Казахстане за последние 10 лет, то получится несколько десятков миллиардов, но где результат? Правоохранители продолжают фиксировать случаи нападения на людей, а число бездомных только растёт.

Казахстанцы, требующие исполнения нового закона, борются не только за права животных, но и за права людей – за прозрачность в системе госуправления, за уважение к частной собственности и рациональное расходование бюджетных средств.