Казахстанский телепорт. Мечты и реальные возможности
23 января 2015 года в эксплуатацию был введён KazSat-3 – третий по счёту телекоммуникационный спутник, построенный для нашей страны в России. Как известно, первые два аппарата были разработаны в Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В. Хруничева, третий – в ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнёва", расположенном в городе Железногорск, под Красноярском. Первый спутник был потерян через полтора года после запуска, очевидно, из-за конструктивных недоработок.
Полёт второго и третьего проходит по программе. Геостационарные аппараты составляют так называемую космическую группировку, с крайне необходимым для спутников такого сегмента взаимным резервированием. На сегодня наши спутники загружены не полностью – казахстанские телекоммуникационные операторы предпочитают работать с иностранными компаниями. При этом руководство Республиканского центра космической связи (РЦКС) – оператора спутниковой группировки – оценивает дальнейшие перспективы достаточно оптимистично и планирует развернуть в Казахстане телепорт.
Экскурс в историю
Запуск KazSat-2 был произведён с космодрома Байконур 16 июля 2011 года. Этот спутник разработан на российской платформе "Яхта" с учётом ретрансляции сигнала в Ku-диапазоне. На борту размещено 20 транспондеров (16 основных, 4 резервных). Из них 12 предназначены для фиксированной связи, 4 – для ретрансляции телевизионного сигнала.
По требованию казахстанской стороны, почти половина элементной базы аппарата заменена на французскую (EADS Asrium, после ребрендинга – Airbus Defenсe and Spaсe). Это сделано с учётом конструктивных ошибок, приведших к потере первого "KaзСата".
Loading...
Элементы и узлы российского производства:
- Бортовая цифровая вычислительная машина (MOKБ "Марс").
- Бортовая аппаратура контрольно-измерительной станции (ОАО "РКС").
- Комплекс управляющих двигателей-маховиков (КУДМ "Колер-Э", ОАО "НИИ КП").
- Солнечные батареи (ГНПП "Квант").
- Аккумуляторные батареи (ОАО "Сатурн").
- Двигатели коррекции орбиты (ОКБ "Факел").
Элементы и узлы французского производства:
- Астродатчики (SED-26, Astrium).
- Измеритель вектора угловой скорости (Astrix-120, Astrium).
- Солнечный датчик положения (BASS-7, Astrium).
- Полезная нагрузка (весь комплекс ретрансляционного оборудования, Thales Alenia Spaсe).
Геостационарная позиция спутника – 86,5 градуса восточной долготы – была предоставлена Россией, чтобы упростить процесс ввода аппарата в строй. Сама процедура регистрации орбитальной позиции в Международном союзе электросвязи занимает достаточно продолжительное время.
KazSat-3 почти в два раза мощнее своего младшего собрата, имеет на борту 28 транспондеров Ku-диапазона. Аппарат построен на базе спутниковой платформы "Экспресс-1000 НТА", которая на сегодняшний день по своим техническим и эксплуатационным характеристикам – самая мощная и производительная среди российских спутников связи.
KazSat-3 и "Луч-5 В" был запущен с Байконура 28 апреля 2014 года. KazSat-3 находится на геостационаре в 58,5 градусах восточной долготы. Эта позиция уже является казахстанской, то есть зарегистрирована РК в Международном союзе электросвязи.
Loading...
Уникальной особенностью этой платформы является система терморегулирования. Дело в том, что спутник находится в очень агрессивной среде. Средний перепад температуры составляет около 500 градусов Цельсия. Когда аппарат находится на солнечной стороне, он нагревается, и его надо охлаждать. Когда находится на теневой стороне – его надо подогревать, потому что электроника имеет определённые параметры, в которых она может работать. Российские разработчики применили на платформе "Экспресс-1000 НТА" жидкостную систему охлаждения, как в автомобиле, причём полностью резервированную.
Элементная база KazSat-3, также по требованию казахстанской стороны, является комбинированной – наполовину французской, наполовину российской.
Из российских комплектующих следует отметить очень современные солнечные батареи GaAs от НПП "Квант" и стационарные плазменные двигатели СПД-100 от ОКБ "Факел". Они корректируют положение спутника в пространстве по долготе и широте. Применение плазменных двигателей позволяет довести срок активного существования спутника на орбите до 15 лет. Из французского оборудования интерес представляют ионно-литиевые аккумуляторные батареи Saft VS-180 от компании Saft и модуль полезной нагрузки, разработанный Thales Alenia Spaсe.
Контракт с "Информационными спутниковыми системами" предусматривал не только проектирование, разработку, изготовление, интеграцию и испытания космического аппарата, но и создание основного и резервного наземного комплекса управления. Основной, который находится в посёлке Акколь в 120 км от Астаны, был существенно расширен и доукомплектован. Резервный – недалеко от Алматы, в районе населённого пункта Коктерек – построен с нуля.
Экскурс в сегодня
Сегодня оба спутника полностью управляются и обслуживаются казахстанскими специалистами с казахстанской территории. Оператор – РЦКС. Центр управления полётом (ЦУП) находится в зоне так называемой электромагнитной тишины – в районе комплекса практически отсутствуют посторонние ощутимые источники радиоизлучения, которые могут создавать помехи для управления спутниками.
РЦКС состоит из трёх основных подразделений – собственно ЦУПа, Центра управления мониторингом и Центра аппаратно-программного обеспечения.
В свою очередь ЦУП состоит из отделов управления полётами и баллистико-навигационного обеспечения. Центр управления мониторингом – из отделов мониторинга и планирования и анализа. Центр аппаратно-программного обеспечения – из отделов программного обеспечения, аппаратного обеспечения и службы метрологического обеспечения. В общей сложности на объекте трудятся 86 человек, из них более 40 – технические специалисты.
"Могу с гордостью сказать, что на сегодня обоими аппаратами – и вторым и третьим – управляют наши специалисты, которые прошли специальную подготовку и обучение, – рассказывает вице-президент АО "Республиканский центр космической связи" Бауржан Кудабаев. – Это достаточно уникальные люди. Просто за 10 лет мы очень быстро сделали всё это. Другие государства делают это за 20-30 лет. Мы сжато всё это провели, имеем уже флотилию, подготовленных людей. Мы на сегодня имеем уже резервный комплекс в Алматы, который позволяет, на случай возникновения каких-то нештатных ситуаций, либо каких-то природных катаклизмов, без всяких проблем перейти на другой центр управления и так же работать. Никто об этом даже не узнает и не заметит. Такие высокие технологии требуют обязательно резервирования. Тем более – космос. Хотел бы особо отметить, что у KazSat-2 система управления обеспечивается по российскому стандарту, который применяется у военных и гражданских. А вот у KazSat-3 система управления – европейская. Наши специалисты сегодня умеют работать как в российских, так и в европейских стандартах".
Между тем при полной функциональной готовности национальной системы спутниковой связи ещё совсем недавно загрузка KazSat-2 составляла 74% от номинальной мощности, а KazSat-3 – всего 12%. Ситуация довольно странная: более мощный, современный и дорогостоящий спутник фактически является запасным для более старого и менее технологически продвинутого.
В чём же причина?
"Какое-то время было определённое недоверие к отечественной спутниковой телекоммуникационной системе, – считает Бауржан Кудабаев. – Огромным ударом по нашему имиджу стала потеря первого спутника. Сейчас люди стали считать деньги. Наши ресурсы дешевле, чем иностранные, поэтому переход идёт очень активный. Кроме того, ранее у казахстанских операторов были долгосрочные контракты. Часть из них завершилась в 2015 году, часть завершается в 2016-м. Я думаю, что в 2017-м практически 100% операторов будут на наших бортах. 2016 год покажет, какие объёмы будут использованы нашими операторами. Мы готовы предоставить им эти ресурсы на очень удобных для них условиях".
В основном казахстанские телекоммуникационные операторы предпочитали работать на аппаратах Intelsat-904, французском Eutelsat и с международной компанией SES Люксембург.
"Нашим операторам, безусловно, выгоднее работать как на KazSat-2, так и на KazSat-3, поскольку мы тарифы сделали гораздо ниже, чем на других аппаратах европейских, – рассказывает президент РКЦС Виктор Лефтер. – И, более того, мы не изменяли тарифную политику в связи с девальвацией и прочими трудностями. Все контракты мы подписываем в тенге, более того, создание KazSat-3 страна оплачивала в тенге. Другое дело, вопрос резервирования. За это тоже надо платить. Но тут уже шар на стороне оператора. Он должен принять решение: если система достаточно надёжна, он, дабы сохранить финансовые ресурсы, может отказаться от резервирования. Но если вопрос связан с актуальными задачами телевидения и радиовещания – безусловно, оператор идёт на резервирование".
Президент РЦКС уверен, что на спутниках национальной телекоммуникационной системы могут работать 14-16 операторов.
"Рынок потребления космической связи в РК достаточно невысок. Я думаю, что по истечении 2-3 лет будет некий рывок, поскольку сейчас у нас активно начинают развиваться зоны, которые до этого не были покрыты. Я думаю, что именно коммерческая составляющая потребления будет резко подниматься.
Услуги космической связи – это не бесплатная игра на балалайке. Это электроэнергия, зарплата людям, резервный центр, который нам ни копейки не приносит, но крайне важен для безопасности. Мы, как и любой хозяйствующий субъект, платим налоги", – уверен Виктор Лефтер.
К концу этого года ситуация несколько изменилась в пользу национальной телекоммуникационной системы. Intelsat-904 выводится из эксплуатации в связи с выработкой ресурса. По словам Бауржана Кудабаева, до конца года ожидается полный переход вещания компании "Казтелерадио" на борт KazSat-3. Уже перешли "Казахтелеком" и Today Telecom. В качестве следующего шага по развитию национальной телекоммуникационной системы руководство РЦКС планирует создание телепорта.
Что такое телепорт и возможно ли его создать в Казахстане?
"Эта идея появилась у нас уже давно, – рассказывает вице-президент РЦКС. – Мы изучали опыт мировых спутниковых операторов – были в центре Фучино, в Дубае, в Москве. Оборудование, которое у нас, к сожалению, сейчас разбросано по стране – у каждого своё, мы хотели бы сосредоточить здесь. У нас все возможности для этого есть. В принципе, мы способны больше предоставлять услуг нашему населению: телевещание, радио – всё можно здесь организовать. Не обязательно переносить сюда студийные вещи – то, что у нас происходит в Астане, на республиканских телеканалах, – сигнал можно по оптоволокну привести сюда. А вот именно технические средства подъёма сигнала, чтобы у нас было хорошее качество – это мы готовы предоставить. Энергетика, антенные системы, их размещение – всё это мы готовы предоставить нашим клиентам для организации системы телепорта".
Бауржан Кудабаев уверен, что во время проведения EXPO-2017 телекоммуникационные возможности Казахстана будут использованы и международными операторами, которые захотят работать у нас в стране. Уже подписан меморандум о сотрудничестве с китайской компанией СhinaSat, которая посещала Акколь.
Всё это позволяет надеяться, что в ближайшие год-два важнейший инфраструктурный проект Казахстана всё-таки будет реализован в полном объёме.