Каковы главные вызовы политической повестки для Казахстана
19 мая в Алматы политологи и социологи встретились, что обсудить политические реформы, которые уже в ближайшие месяцы станут реальностью политической жизни Казахстана.
16 марта 2022 года в Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев предложил усилить роль парламента страны, отойти от суперпрезидентской формы правления, изменить условия для регистрации политических партий. А 26 апреля на XXIII съезде партии Amanat президент Казахстана заявил о прекращении председательства в партии.
Наконец, 5 июня пройдёт второй в истории Казахстана всенародный референдум, где граждане страны будут обсуждать необходимость изменений Основного закона. Грядущие изменения Конституции политологи называют законодательным оформлением важнейших политических инициатив, выдвинутых главой государства, и коснутся они более чем 30 статей Основного закона.
Политолог, профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев считает, что идея суперпрезидентской власти в странах Центральной Азии всегда была и остаётся значимой.
"Суперпрезидентская республика в Казахстане появляется с начала 2000 годов, и связана она с Конституцией редакции 1995 года, где фиксируется выделенная позиция президента Казахстана. 40-я статья Конституции РК гласит, что президент страны "обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти", – напомнил Рустам Бурнашев.
Под суперпрезидентской формой правления эксперт подразумевает именно "выделенную позицию" главы государства, декларативное разделение ветвей власти. Он назвал три главных индикатора суперпрезидентской республики:
- президент имеет возможность издавать указы, имеющие силу закона;
- президент может освобождать от должностей членов правительства и руководителей местных администраций;
- президент наделён правом распустить парламент.
В то же время, по его мнению, переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике невозможен в короткой перспективе.
"Построить суперпрезидентскую систему легко, а сменить её – достаточно сложно, – сказал политолог. – Самое серьёзное отступление от модели суперпрезидентства было с 2019 по 2022 год, когда суперпрезидентской республики у нас не было, потому что было два президента и руководители силовых структур не знали, кому подчиняться".
По мнению эксперта, слишком широкие полномочия первых руководителей Казахстана, отсутствие вертикали власти и явились в некоторой степени причинами событий января 2022 года.
Создание президентской республики с сильным парламентом предполагает наличие в государстве сильных политических партий, которые ещё только в самом начале своего появления.
Бурнашев добавил также, что "при всём значении законодательных практик и предлагаемых поправок, наибольшее значение будет иметь практика их выполнения".
На круглом столе руководитель общественного фонда "Стратегия" Гульмира Илеуова сказала: "Суперпрезидентскую республику мы строили все 30 лет независимости страны. Все инициативы по изменению Конституции предлагались после того, когда случалось важные внутриполитические события в нашей стране. Мы все были свидетелями и все несём ответственность".
Центр социальных и политических реформ "Стратегия" проводил социологический опрос в феврале 2022 года. В ответах экспертов, а это 51 человек, дискуссия развернулась вокруг сроков проведения политических реформ.
"Свыше 50% наших экспертов сказали, что все важные реформы необходимо провести на основе решений президента в течение полугода", – сообщила социолог.
Лишь треть опрошенных предложили вначале обсудить политические реформы, подготовить их качественно, а потом говорить об их воплощении. По мнению респондентов, изменения должны быть внесены в законодательство о выборах, в избирательную систему, в основы формирования палат парламента и его деятельности. И только изменения законодательстве в части ограничения полномочий президента Казахстана предлагалось отнести на среднесрочную перспективу.
Читайте также: Что изменится в жизни казахстанцев, если они проголосуют за поправки в Конституцию
Эксперты предлагали обсудить децентрализацию власти и передать часть полномочий от президента парламенту. Большинство выступали за то, чтобы убрать президентскую квоту сената парламента и Ассамблеи народа Казахстана, изменить законодательство о регистрации политических партий (снизить количество подписей, необходимых для регистрации партии до 5 тысяч, что в настоящее время уже принято).
Главными препятствиями для проведения реформ подавляющая часть участников соцопроса назвала жёсткий прессинг властей и административные ограничения, что сводит на нет попытки изменить систему.
Главный научный сотрудник Института философии политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК Юрий Булуктаев назвал ключевым моментом изменения Конституции преобразование партийной системы: "Политические партии являются не только элементом преобразований, но и элементом властных отношений. В настоящий момент в Казахстане функционирует партийная система с доминирующей партией, её называют ещё "полуторапартийной системой".
В связи с этим, по мнению эксперта, Токаев взял курс на формирование условий для политической конкуренции. А это и есть характеристика эффективности партийной системы в том или ином государстве. Начиная с 2019 года были созданы некоторые предпосылки для политических преобразований. В 2020 году были приняты поправки в законодательство о снижении количества подписей для регистрации политической партии с 40 до 20 тысяч. В марте 2022 года президент вновь предложил поправки:
- в четыре раза сократить регистрационный порог уже с 20 до пяти тысяч подписей;
- почти на треть, с 1000 до 700 человек, сократить минимальную численность инициативной группы граждан для создания партии.
Эксперты ожидают, что либерализация Закона "О политических партиях" позволит вывести на новый уровень политическую конкуренцию в стране, зарегистрироваться тем партиям, которые в ожидании такой регистрации на протяжении последних лет.
Таким образом, Послание президента РК от 16 марта, по мнению Юрия Булуктаева, послужило триггером для реанимации старых и созданию новых политических объединений. Сейчас, по данным Булуктаева, в Казахстане известно по крайней мере о двух десятках инициатив по созданию политических партий.
"Мне недавно задали вопрос: почему вы не акцентируете внимание, на каких идеологических основаниях создаются партии, а на их лидерах. Мне оставалось только сказать, что в Казахстане не та ситуация, когда сначала создаётся партия, а потом выдвигается лидер. У нас партии образуются в основном вокруг лидера", – пояснил Юрий Булуктаев.
Читайте также:
- Минюст: Поправки в Конституцию не предусматривают новых гарантий Назарбаеву
- Что дадут поправки в Конституцию народу, обсудил экспертный клуб Sarap
- КИСИ: 76,4% казахстанцев поддерживают идею проведения референдума