Какие поправки предложил внести в Конституцию Токаев? Сравнительная таблица "до" и "после"
22 апреля Касым-Жомарт Токаев представил законопроект о внесении изменений в Конституцию. Он предложил провести референдум по поправкам в основной закон. Публикуем сравнительную таблицу, чтобы читатели могли сами посмотреть действующую редакцию статей и предлагаемую (жирным выделены новые нормы).
Отход от излишней концентрации президентских полномочий
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
СТАТЬЯ 43 |
|
1. Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. 2. Исключён |
|
ПОДПУНКТ 2 СТАТЬИ 44 |
|
Президент Республики Казахстан: … 2) назначает очередные и внеочередные выборы в парламент республики и его палаты; созывает первую сессию парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию парламента; подписывает представленный сенатом парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; … |
Президент Республики Казахстан: … 2) назначает очередные и внеочередные выборы в парламент республики и его палаты; созывает первую сессию парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию парламента; подписывает представленный парламентом закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; |
ПОДПУНКТ 3 СТАТЬИ 44 |
|
Президент Республики Казахстан: … 3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в мажилисе парламента, вносит на рассмотрение мажилиса для дачи согласия кандидатуру премьер-министра республики; с согласия мажилиса парламента назначает на должность премьер-министра республики; освобождает от должности премьер-министра республики; по представлению премьер-министра определяет структуру правительства; по представлению премьер-министра, внесённому после консультаций с мажилисом парламента, назначает на должности членов правительства; самостоятельно назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел; освобождает от должностей членов правительства; принимает присягу членов правительства; при необходимости председательствует на заседаниях правительства по особо важным вопросам; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы; … |
Президент Республики Казахстан: … 3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в мажилисе парламента, вносит на рассмотрение мажилиса для дачи согласия кандидатуру премьер-министра Республики; с согласия мажилиса парламента назначает на должность премьер-министра республики; освобождает от должности премьер-министра республики; по представлению премьер-министра определяет структуру правительства; по представлению премьер-министра, внесённому после консультаций с мажилисом парламента, назначает на должности членов правительства; самостоятельно назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел; освобождает от должностей членов правительства; принимает присягу членов правительства; при необходимости председательствует на заседаниях правительства по особо важным вопросам; … |
ПОДПУНКТ 4 СТАТЬИ 44 |
|
Президент Республики Казахстан: … 4) с согласия сената парламента назначает на должности председателя Национального банка, генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей. … |
Президент Республики Казахстан: … 4) с согласия сената парламента назначает на должности председателя Конституционного суда, председателя Национального банка, председателя Высшего судебного совета, генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей. … |
Усиление парламента
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
ПУНКТ 2 СТАТЬИ 50 |
|
… 2. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов сената назначаются президентом республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. … |
… 2. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Десять депутатов сената назначаются президентом Республики, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана. … |
ПУНКТ 3 СТАТЬИ 50 |
|
… 3. Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. … |
… 3. Мажилис состоит из девяноста восьми депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам. … |
ПУНКТ 1 СТАТЬИ 51 |
|
1. Избрание девяноста восьми депутатов мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва парламента. … |
Избрание депутатов мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва парламента. … |
ПУНКТ 5 СТАТЬИ 52 |
|
… 5. Полномочия депутата парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и иных предусмотренных Конституцией и конституционным законом случаях. … Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при: 1) выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран; 2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран. …. |
… 5. Полномочия депутата парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и иных предусмотренных Конституцией и конституционным законом случаях. … Депутат мажилиса парламента лишается своего мандата при: 1) выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран на основе партийного списка; 2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран на основе партийного списка; 3) отзыве избирателями в порядке, определяемом конституционным законом, депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу. … |
НОВЫЙ ПОДПУНКТ 1-1 СТАТЬИ 53 |
|
Парламент на совместном заседании палат: … подпункт 1-1) отсутствует; … |
Парламент на совместном заседании палат: …
… |
НОВЫЙ ПОДПУНКТ 1-2 СТАТЬИ 53 |
|
Парламент на совместном заседании Палат: … подпункт 1-2 отсутствует; … |
Парламент на совместном заседании палат: …
… |
ПУНКТ 1 СТАТЬИ 54 |
|
1. Парламент в раздельном заседании палат путём последовательного рассмотрения вопросов вначале в мажилисе, а затем в сенате принимает конституционные законы и законы, в том числе: |
1. Парламент принимает законы в раздельном заседании палат путём последовательного рассмотрения вопросов вначале в мажилисе, а затем в сенате, в том числе: |
ПОДПУНКТ 2 ПУНКТА 2 СТАТЬИ 54 |
|
… 2. Парламент на раздельном заседании палат путём последовательного рассмотрения вопросов вначале в мажилисе, а затем в сенате: … 2) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения президента республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений президента. Если мажилис и сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из палат подтвердят ранее принятое решение, президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения президента не преодолены хотя бы одной из палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной президентом. Возражения главы государства, на принятые парламентом конституционные законы рассматриваются в предусмотренном настоящим подпунктом порядке. При этом возражения президента на конституционные законы преодолеваются парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из палат. … |
… 2. Парламент в раздельном заседании палат путём последовательного рассмотрения вопросов вначале в мажилисе, а затем в сенате: … 2) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения президента республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений президента. Если мажилис и сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из палат преодолеют возражения президента, президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения президента не преодолены хотя бы одной из палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной президентом. … |
ПОДПУНКТ 2 СТАТЬИ 55 |
|
К исключительному ведению сената относится: … 2) дача согласия на назначение президентом республики председателя Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности Республики. … |
К исключительному ведению сената относится: … 2) дача согласия на назначение президентом республики председателя Конституционного суда, председателя Национального банка, председателя Высшего судебного совета, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности Республики. … |
ПОДПУНКТ 3 СТАТЬИ 55 |
|
К исключительному ведению сената относится: … 3) лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики. … |
К исключительному ведению сената относится: … 3) лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда республики, уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. … |
ПОДПУНКТ 1 СТАТЬИ 57 |
|
Каждая из палат парламента самостоятельно, без участия другой палаты: 1) назначает на должности двух членов Конституционного совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трёх членов Счётного комитета по контролю над исполнением республиканского бюджета. … |
Каждая из палат парламента самостоятельно, без участия другой палаты: 1) назначает на должности трёх судей Конституционного суда; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трёх членов Высшей аудиторской палаты; … |
ПУНКТЫ 2 и 3 СТАТЬИ 61 |
|
… 2. Президент республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев. 3. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: 1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; 2) режима собственности и иных вещных прав; 3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; 4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; 5) республиканского бюджета; 6) вопросов судоустройства и судопроизводства; 7) образования, здравоохранения и социального обеспечения; 8) приватизации предприятий и их имущества; 9) охраны окружающей среды; 10) административно-территориального устройства республики; 11) обеспечения обороны и безопасности государства. Все иные отношения регулируются подзаконными актами. |
… 2. Президент республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев. Законопроекты, внесённые в порядке законодательной инициативы правительства республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмотрению парламентом немедленно на совместном заседании его палат. 3. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: 1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; 2) режима собственности и иных вещных прав; 3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; 4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; 5) республиканского бюджета; 6) вопросов судоустройства и судопроизводства; 7) образования, здравоохранения и социального обеспечения; 8) приватизации предприятий и их имущества; 9) охраны окружающей среды; 10) административно-территориального устройства республики; 11) обеспечения обороны и безопасности государства. Все иные отношения регулируются подзаконными актами. В случае внесения в парламент законопроектов, предусмотренных частью второй пункта 2 настоящей статьи, правительство республики вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, которые действуют до вступления в силу принятых парламентом законов или до непринятия парламентом законов. |
ПУНКТЫ 4, 5 И 5-1 СТАТЬИ 61 |
|
… 4. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов мажилиса, передается в сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов сената проект возвращается в мажилис. Если мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. 5. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов сената изменения и дополнения в законопроект направляются в мажилис. Если мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путём согласительных процедур. 5-1. Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов мажилиса, передаётся в сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется президенту республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется мажилисом или сенатом большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Внесённые сенатом не менее чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в мажилис. Если мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым. Если мажилис при голосовании по внесенным сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между палатами разрешаются путём согласительных процедур. … |
… 4. Закон, принятый большинством голосов от общего числа депутатов мажилиса, передаётся в сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Мажилис вправе в целом отклонить проект закона большинством голосов от общего числа депутатов. Отклонённый законопроект считается непринятым и возвращается инициатору. Закон, одобренный большинством голосов от общего числа депутатов сената, в течение десяти дней представляется президенту на подпись. Если сенат не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то закон возвращается в мажилис. При этом сенат вправе предложить мажилису новую редакцию отдельных статей закона. В случае, если сенат в течение шестидесяти дней не принял соответствующего решения, закон представляется президенту на подпись. 5. Если мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенной сенатом редакцией отдельных статей закона, закон считается принятым мажилисом в новой редакции и одобренным сенатом и в течение десяти дней представляется президенту на подпись. Если мажилис тем же большинством голосов возражает против предложенной сенатом редакции отдельных статей закона, а также в случае, если сенат не одобрил закон в целом, разногласия между палатами разрешаются путём согласительных процедур. Выработанная согласительной комиссией редакция закона подлежит рассмотрению мажилисом и сенатом в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи. В случаях, когда Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Палаты не принял закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, Мажилис проводит повторное голосование по закону в ранее принятой редакции. Если при повторном голосовании мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов палаты подтвердит ранее принятое решение, закон в течение десяти дней представляется президенту на подпись. Если закон не наберёт указанного большинства голосов депутатов мажилиса, закон считается непринятым и возвращается инициатору. … |
ПУНКТ 5 СТАТЬИ 62 |
|
… 5. Законодательные акты парламента и его палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палат, если иное не предусмотрено Конституцией. … |
… 5. Законы принимаются мажилисом, одобряются сенатом большинством голосов от общего числа депутатов палат, если иное не предусмотрено Конституцией. Постановления парламента и его палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палат, если иное не предусмотрено Конституцией. … |
ПУНКТ 6 СТАТЬИ 62 |
|
… 6. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан обязательно. |
… 6. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, по проектам конституционных законов обязательно. |
Местные исполнительные и представительные органы власти
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
ПУНКТЫ 4 И 5 СТАТЬИ 87 |
|
… 4. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность президентом республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность, а также освобождаются от должности в порядке, определяемом законом. Президент республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей. 5. По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед президентом республики либо вышестоящим акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного президента республики. … |
… 4. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность президентом республики с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно. Президент республики предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Кандидат, набравший большее количество голосов депутатов маслихатов, принявших участие в голосовании, считается получившим согласие. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность, а также освобождаются от должности в порядке, определяемом законом. Президент республики вправе по своему усмотрению освобождать от должностей акимов областей, городов республиканского значения и столицы. 5. По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед президентом республики в отношении акимов областей, городов республиканского значения и столицы либо вышестоящим акимом в отношении акимов иных административно-территориальных единиц. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного президента республики. |
Защита фундаментальных прав граждан
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
ПУНКТ 2 СТАТЬИ 15 |
|
… 2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряжённые с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. |
… 2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается. |
ПУНКТ 1 СТАТЬИ 24 |
|
1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. … |
1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения. |
ПОДПУНКТ 3 СТАТЬИ 55 |
|
К исключительному ведению сената относится: … 3) лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда республики. … |
К исключительному ведению Сената относится: … 3) лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда республики, уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. … |
НОВАЯ СТАТЬЯ 83-1 |
|
Отсутствует. |
1. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан содействует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствует продвижению прав и свобод человека и гражданина. 2. При осуществлении своих полномочий уполномоченный по правам человека независим и неподотчётен государственным органам и должностным лицам. 3. Уполномоченный по правам человека в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 4. Правовое положение и организация деятельности уполномоченного по правам человека определяются конституционным законом. |
Конституционный Суд
СТАТЬЯ 71 |
|
1. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются по праву экс-президенты Республики. 2. Председатель Конституционного совета назначается президентом республики, и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. 3. Два члена Конституционного совета назначаются президентом республики, по два члена Конституционного совета назначаются соответственно сенатом и мажилисом. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года. 4. Должность председателя и члена Конституционного совета несовместимы с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. 5. Председатель и члены Конституционного совета в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 6. Организация и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом. |
1. Конституционный суд Республики Казахстан состоит из одиннадцати судей, включая председателя, полномочия которых длятся шесть лет. Одно и то же лицо не может быть назначено судьёй Конституционного суда более двух раз подряд. 2. Председатель Конституционного суда назначается президентом республики с согласия сената парламента. 3. Четверо судей Конституционного суда назначаются президентом республики, по трое судей Конституционного суда назначаются соответственно сенатом и мажилисом. Заместитель председателя Конституционного суда назначается президентом республики по представлению председателя Конституционного суда из числа судей Конституционного суда. 4. Должность судьи Конституционного Суда несовместима с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. 5. Судьи Конституционного суда в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 6. Организация и деятельность Конституционного суда регулируются конституционным законом. |
СТАТЬЯ 72 |
|
1. Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра: 1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума; 2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики; 2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления; 3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции; 4) дает официальное толкование норм Конституции; 5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции. 2. Конституционный Совет рассматривает обращения президента республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1 статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции. |
1. Конституционный суд по обращению президента республики Казахстан, председателя сената, председателя мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов парламента, премьер-министра: 1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов президента республики, депутатов парламента и проведения республиканского референдума; 2) рассматривает до подписания президентом принятые парламентом законы на их соответствие Конституции республики; 2-1) рассматривает на соответствие Конституции республики принятые парламентом и его палатами постановления; 3) рассматривает до ратификации международные договоры республики на соответствие их Конституции; 4) даёт официальное толкование норм Конституции; 5) даёт заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции. 2. Конституционный суд рассматривает обращения президента республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1 статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьёй 78 Конституции. 3. Конституционный суд по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции республики нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закреплённые Конституцией. Порядок и условия обращения граждан в Конституционный суд определяются конституционным законом. 4. Конституционный суд по обращениям генерального прокурора республики рассматривает вопросы, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также нормативные правовые акты Республики Казахстан на их соответствие Конституции республики. 5. Конституционный суд по обращениям уполномоченного по правам человека рассматривает на соответствие Конституции республики нормативные правовые акты, затрагивающие закреплённые Конституцией права и свободы человека и гражданина. |
СТАТЬЯ 73 |
|
1. В случае обращения в Конституционный совет по вопросам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 72 Конституции, вступление в должность президента, регистрация избранных депутатов парламента либо подведение итогов республиканского референдума приостанавливаются. 2. В случае обращения в Конституционный совет по вопросам, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 72 Конституции, течение сроков подписания либо ратификации соответствующих актов приостанавливается. 3. Конституционный совет выносит свое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию президента республики может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства. |
1. В случае обращения в Конституционный суд по вопросам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 72 Конституции, вступление в должность президента, регистрация избранных депутатов парламента либо подведение итогов республиканского референдума приостанавливаются. 2. В случае обращения в Конституционный суд по вопросам, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 72 Конституции, течение сроков подписания либо ратификации соответствующих актов приостанавливается. 3. Конституционный суд выносит свое решение в сроки, установленные конституционным законом. |
ПУНКТ 2 СТАТЬИ 74 |
|
… 2. Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению. … |
… 2. Законы и иные правовые акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закреплённые Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению со дня принятия Конституционным судом решения или с даты, им установленной. … |
Совершенствование судебной и правоохранительной систем
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
ПУНКТ 2 СТАТЬИ 23 |
|
… 2. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. |
… 2. Председатели и судьи Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председатели и члены Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. |
ПУНКТ 2 СТАТЬИ 42 |
|
… 2. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов парламента, членов Конституционного совета, судей Верховного суда, а также всех бывших президентов республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий президента республики. … |
… 2. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов парламента, судей Конституционного суда, Верховного суда, а также экс-президентов республики. В случае, предусмотренном статьёй 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий президента республики. … |
РАЗДЕЛ VII |
|
Раздел VII Суды и правосудие |
Раздел VII Суды и правосудие. Прокуратура. Уполномоченный по правам человека |
ПУНКТЫ 4 И 5 СТАТЬИ 82 |
|
… 4. Высший судебный совет состоит из председателя и других лиц, назначаемых президентом республики. 5. Статус и организация работы Высшего судебного совета определяются законом. |
… 4. Председатель Высшего судебного совета назначается президентом республики с согласия сената парламента. 5. Статус, порядок формирования состава и организация работы Высшего судебного совета определяются законом. |
ПУНКТ 4 СТАТЬИ 83 |
|
… 4. Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры республики определяются законом. |
… 4. Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры республики определяются конституционным законом. |
НОВАЯ СТАТЬЯ 99 |
|
Отсутствует. |
1. До формирования Конституционного суда и Высшей аудиторской палаты председатели и члены Конституционного совета и Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета сохраняют свои полномочия. До формирования Конституционного суда функции Конституционного суда, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 72 Конституции, осуществляет Конституционный совет. 2. Нормативные постановления Конституционного совета применяются в части, не противоречащей Конституции, до их пересмотра Конституционным судом. 3. Положения Конституции Республики Казахстан о формировании палат парламента применяются начиная с выборов депутатов мажилиса парламента восьмого созыва. |
Собственность на землю
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
ПУНКТ 3 СТАТЬИ 6 |
|
… 3. Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. |
… 3. Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. |
Статус первого президента
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
ЧАСТЬ 2 ПУНКТА 5 СТАТЬИ 42 |
|
… 5. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на первого президента Республики Казахстан. |
… 5. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух раз подряд. |
ПУНКТ 4 СТАТЬИ 46 |
|
… 4. Статус и полномочия первого президента Казахстана определяются Конституцией республики и конституционным законом. |
… 4. Исключить |
ПУНКТ 2 СТАТЬИ 91 |
|
… 2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма её правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными. … |
… 2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма её правления, основополагающие принципы деятельности республики, а также статус Первого Президента Республики Казахстан как основателя независимого Казахстана являются неизменными. … |