Каким будет новый Казахстан? Какие инструменты получат казахстанцы для более активного участия в управлении страной? Появятся ли новые политические партии? Будут ли казахстанцы сами выбирать акимов районов, областей, крупных городов? Президент Касым-Жомарт Токаев в недавнем интервью телеканалу "Хабар 24" пообещал, что к сентябрю будет подготовлен новый пакет политических реформ. Эксперты считают, что в нашей стране будут созданы условия для формирования реально работающей оппозиции.

По словам политолога Эдуарда Полетаева, Казахстан с января начал жить в "несколько новых условиях" и руководство страны к сентябрю проведёт определённый мозговой штурм и сбор предложений по поводу политических реформ.

"Сейчас нужно, чтобы все чуть подостыли и эмоции поутихли. Вероятно, осенью будет очередное послание президента, как это было в прошлом году. Возможно, в нём контуры политической реформы и будут озвучены", – сказал Полетаев.

Со стороны общества сейчас есть запрос на новые политические партии и на реформирование партийно-политической системы в целом, полагает эксперт.

"Возможно, появятся новые политические силы и движения, потому что людям необходимо выражать свою общественно-политическую позицию, а не все партии сейчас могут предоставить нужный микрофон", – отметил эксперт.

Развитие гражданского общества, по словам Полетаева, будет происходить более быстрыми темпами, гражданский сектор будет активнее вести диалог с государством. НПО должны сыграть важную роль в построении нового Казахстана.

"Здесь тоже есть запрос со стороны общества. После январских событий люди стали более политизированными", – подчеркнул политолог.

Некоторая часть общества требует радикальных перемен, в частности предлагают провести внеочередные парламентские выборы. По мнению Эдуарда Полетаева, это вряд ли в ближайшее время произойдёт, так как в нынешних условиях обострять ситуацию, будоражить общественно-политическую повестку нецелесообразно.

"Тем более что нынешние депутаты не так много отработали, и власти, на мой взгляд, считают, что кредит доверия парламента пока не исчерпан. Сейчас нужно посмотреть, как в новых условиях депутаты будут работать, насколько эффективно будут реализовывать инициативы", – добавил политолог.

У той оппозиции, что вышла на улицы во время недавних митингов, по словам Полетаева, не было явных лидеров – людей, с которыми можно было бы вести переговоры и которые декларировали бы какие-то внятные политические лозунги.

"Хотелось бы, чтобы оппозиция была институционализирована, тогда с ней можно будет работать и будет понятно, с кем вести диалог, вырабатывать идеи для развития страны", – резюмировал Полетаев.     

Политолог Казбек Майгельдинов отметил, что президент и до этого в своих выступлениях несколько раз обозначил, что политические реформы в стране будут продолжены.

"В первую очередь, на мой взгляд, реформы будут касаться партийной системы. На съезде партии Nur Otan президент говорил, что на законодательном уровне, возможно, закрепят норму о том, что глава государства не может возглавлять какую-либо партию и будет равноудалён от всех политических партий. Это делается для того, чтобы дать новый импульс для развития многопартийности", – считает Майгельдинов.

По словам политолога, реформы, возможно, коснутся местного самоуправления. К примеру, предполагается, что выборы акимов будут проходить на уровне городов.

"Назрел вопрос прямых выборов акимов областных центров", – считает эксперт. По его словам, президент руководствуется принципом "Сильные регионы – сильная страна!". Также будет продолжена работа по изменению законов "О выборах" и "О политических партиях".

По словам Майгельдинова, существующая парламентская оппозиция не проявила себя должным образом. Поэтому, предполагает эксперт, будут создаваться условия для усиления оппозиции.

По словам Сабины Садиевой, заместителя директора КИСИ при президенте РК, самый первый большой пакет изменений коснётся выборов и выборного законодательства.

"Были ожидания, что президент, возможно, объявит перевыборы в парламент или будет серьёзно реструктурировать партию Nur Otan. Но этого не происходит, потому что, на мой взгляд, сейчас менять законодательную и представительную власть без изменений выборного законодательства бессмысленно. Иначе мы получим тот же результат, а он уже никого не устраивает", – полагает Садиева.

Глава государства, по её словам, намеренно взял паузу, приняв на себя руководство партией власти. А выборное законодательство, скорее всего, будет пересматриваться, и осенью мы увидим, какую конфигурацию оно приобретёт.

"Второе, чего можно ожидать, исходя из выступлений президента, – это отделение исполнительной власти от политических партий, то есть он сказал, что к концу года заново поставит вопрос, стоит ли ему руководить партией, говоря, что хочет быть равноудалённым, и выводя из политбюро значимых политических госслужащих.

Скорее всего, мы увидим исход чиновников из партии Nur Otan, и партия вернётся из формата административной силы в общественно-политическую. Это будет хорошо для нас всех", – полагает эксперт.

По словам Садиевой, в своей программной речи 11 января президент отметил вопросы межбюджетных отношений, когда говорил о том, что в стране есть регионы-доноры и регионы-реципиенты. В этом направлении, отметила замдиректора КИСИ, правила игры тоже нужно менять. 

Власти, по словам политолога, должны создать нормальные институциональные условия, для того чтобы оппозиция могла перейти с улицы в конструктивное состояние.

"Власть не должна собирать, "причёсывать" или поддерживать оппозиционных лидеров. Всё, что от неё требуется, – это действительно рабочее законодательство о выборах и здоровое общественное пространство, где люди с разными идеями и мыслями могут высказаться и проявить себя", – сказала эксперт.   

Политолог Максим Казначеев отметил, что президент пока обозначил лишь намерение проводить реформы. Никакой конкретики, по его словам, глава государства и люди, курирующие идеологию в администрации, не обозначали.

"Поэтому сейчас какие-то более масштабные и детализированные прогнозы делать сложновато.

Пока с уверенностью можно говорить о том, что президентская администрация будет рассматривать вариант перехода к выборам акимов районов.

Также Токаев высказал мнение, что лидером партии Nur Otan он, возможно, будет только до конца года. Соответственно, можно предположить, что президент исходит из того, что сама по себе высшая должностная фигура в стране, институт президентства должны быть выведены из под партийной принадлежности", – сказал Казначеев.

В Казахстане, по словам политолога, такая норма ранее уже была, когда Нурсултан Назарбаев на время исполнения президентских обязанностей занимал внепартийную позицию.

Спикер предположил, что параллельно с этими изменениями будут регистрировать новые политические партии.

"Президенту необходимо максимально увеличить представительство различных слоёв населения и групп избирателей, поэтому до сентября, пока будут обсуждаться инициативы по политическому реформированию, Минюст будет регистрировать новые партии.

В этом случае существующие парламентские партии могут столкнутся с проблемой, когда их электорат начнёт размываться между новыми партийными структурами. Тут появляется вопрос к качеству партийного управления имеющихся на сегодня общественных объединений", – подчеркнул политолог.  

В рамках создания новых партий, по словам Казначеева, будут создаваться, в том числе, и оппозиционные структуры, которые будут представлять умеренную конструктивную оппозицию.

"По замыслу президентской администрации, такой формат работы с протестными настроениями будет более менее управляемым и предсказуемым. Говорить о радикальной оппозиции, наверное, не стоит не только потому, что она запятнала себя, пытаясь осуществить госпереворот, но и потому, что она тесно связана со старыми политическими элитами, которые сейчас Токаев отстраняет от власти, и тесно связана с западными агентами влияния, которые пытаются дестабилизировать страну. Думаю, что новая оппозиция будет, но это будет умеренно-конструктивное крыло оппозиции", – заключил Казначеев.


Читайте также: