Какие новые услуги станут доступны для людей с ограниченными возможностями в Казахстане
Главой государства уделяется огромное внимание вопросам улучшения жизни людей с ограниченными возможностями. По поручению президента, данном на пятом заседании НСОД в августе 2021 года, министром труда и социальной защиты населения утверждён План адаптации объектов социальной инфраструктуры на период 2021-2025 годы, согласованный с местными исполнительными органами.
На интерактивном портале МТСЗН "Социальная защита лиц с инвалидностью" внедрена "Интерактивная карта доступности", позволяющая лицу с инвалидностью войти в систему и определить уровень доступности того или иного объекта для посещения.
По состоянию на 1 октября этого года на информационном портале "Социальная защита лиц с инвалидностью" функционирует Карта доступности объектов в разрезе регионов, которая содержит сведения по 35 491 объекту социально транспортной инфраструктуры.
Наиболее приоритетными в период до 2025 года определены 22 тысячи объектов социальной транспортной инфраструктуры (ежегодно 4400 объектов).
Работа по улучшению инфраструктуры для людей с особыми потребностями, включая обеспечение пандусами, адаптированными лифтами, туалетами, направляющими знаками для незрячих будет продолжена в последующие годы (до 2025 года).
Кроме того, с 1 октября текущего года в шести регионах страны (г. Нур-Султан и Алматы, Акмолинская, Карагандинская, ЗКО и СКО) начата реализация пилотного проекта проактивного заочного оказания государственной услуги "Установление инвалидности и/или утраты трудоспособности и/или определение необходимых мер социальной защиты".
Основной целью проведения медико-социальной экспертизы в заочном формате является упрощение процедуры установления инвалидности с исключением хождения граждан по разным инстанциям, бумажной волокиты и контакта услугодателей с услугополучателями.
Данная процедура требует интеграции медицинских информационных систем медицинских организаций (далее – МИС) с информационными системами МЗ для передачи форм 031/у (заключение по медико-социальной экспертизе) и 033/у (медицинская часть индивидуальной программы реабилитации), а также необходимых медицинских документов (выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного, лист (справка) о временной нетрудоспособности, результаты опроса для определения потребностей в технических средствах реабилитации и др.) в ИС МТСЗН исключительно в электронном формате.
Завершение интеграционных процессов МИС госорганов – декабрь 2021 года.
При этом медико-социальная экспертиза будет проводиться на основании обезличенных медицинских документов экстерриториальными экспертами разных регионов.
Полномасштабное внедрение планируется с 1 января 2022 года.
По словам помощника президента РК Ерлана Карина, с 1 октября проект процедуры заочного установления и подтверждения инвалидности уже работает в пилотном режиме в нескольких регионах. Он подчеркнул, что в целом для реализации этого проекта потребуется меньше года (поручение было дано в феврале текущего года).
К новым мерам социальной поддержки семей, в которых есть дети с ограниченными возможностями, можно отнести квоты на распределение образовательных грантов для определённых групп населения. Эта мера в рамках поручения главы государства была реализована сразу. В конце августа этого года министром науки и образования был подписан приказ о выделении очередных государственных грантов – всего их получили 50 тысяч человек, из них более 5 тысяч человек – это дети из новых трёх категорий в рамках реализации президентского поручения, в том числе дети из семей, в которых воспитываются дети-инвалиды 1-2 группы.
По инициативе президента была принята ещё одна норма – это увеличение подушевого финансирования для детей с особыми образовательными потребностями. Ерлан Карин отметил, что к настоящему моменту такое финансирование повышено в несколько раз и составляет более 700 тысяч тенге на каждого ребёнка. Кроме того в рамках того же пакета инициатив в детских образовательных учреждениях теперь обеспечивается педагогическое и психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.