Как журналистам приходится ловить убегающих чиновников
5 мая в ходе совещания в Акорде Нурсултан Назарбаев заявил, что политики должны говорить с людьми, общаться с журналистами и завоёвывать доверие общества.
"Мы говорим, что движемся к стандартам ОЭСР, стремимся к 30 развитым государствам мира. У этих стран есть ещё один, самый главный стандарт – ежедневная открытость Правительства и всех его членов для общества. Там министры всегда оперативно комментируют все вопросы, которые возникают. А у нас что? Информационная работа состоит не только в том, чтобы выйти к журналистам на брифинг и прочитать по бумажке. Наши министры даже на брифингах бегают от журналистов, не отвечают на элементарные вопросы. Сейчас мы министерства сделали органами, определяющими политику в той или иной отрасли. Политик должен говорить с людьми, разъяснять свою позицию, завоёвывать доверие общества. Нужно встречаться с народом, прежде всего с теми, кому предстоит пользоваться новыми законами", – сказал тогда Президент.
Loading...
С Назарбаевым полностью согласны и столичные журналисты.
"Президент на сто процентов прав. Министры не хотят отвечать. Мы, журналисты, проводники между народом и властью, а министры почему-то, к сожалению, не хотят отвечать на вопросы. Я не знаю, почему так сложилось, они видят в нас каких-то врагов, хотя, по большому счёту, у нас вопросы, меня как гражданина интересуют эти вопросы, что они ответят на это, что он скажет. К сожалению я, как гражданин не получаю ответов, как журналист я не могу написать это и ответить на вопросы, которые волнуют общество на данный момент", – говорит журналист Айнур Коскина.
Чиновничий вид спорта: побег от прессы
С какими проблемами приходится сталкиваться журналистам, чтобы узнать более подробнее о каком-либо законопроекте у министра после пленарного заседания в Парламенте, рассказывает Анар Бекбасова в своей статье "Как дрессируют журналистов в Астане" на Ratel.kz:
"Шанс поймать члена кабмина во время пленарного заседания и расспросить о самом наболевшем в Мажилисе приближены к максимуму, но только если коллективно продумать стратегию. Обычно, вооружившись аппаратурой, репортёры стараются выстроиться в цепочку так, чтобы долгожданный спикер не имел возможности протиснуться в проходе. Увидев нужного министра, на передовую любят бросаться журналисты информлент, газетчики с диктофончиками и на полном ходу забрасывают его вопросами. Успех коллег закрепляет поджидающая своего часа тяжёлая артиллерия в виде телевизионщиков. Если от диктофонов министр ещё может улизнуть, то сбегать от снимающей телекамеры не комильфо. Приходится останавливаться. И тут для прессы наступает праздник жизни. Впрочем, для журналистов эта охота в Парламенте не всегда заканчивается абсолютной удачей. Бывает, что министры, заранее информируемые помощниками о месте нахождения пресс-засады в фойе, посмеиваясь, уходят по лестнице через другой пролёт коридора. И такое было не раз. Чтобы не упустить "добычу", репортёры делятся на две команды, на всякий случай поджидая хитрюгу в разных точках. Вариант срабатывает на все сто. Тут, конечно, не до эксклюзива. После удачной "охоты" телевизионщики, наученные информационным голодом, делятся друг с другом добытыми кусками видео. Вечером все счастливо покажут по своим каналам одно и то же".
Экс-министр образования и науки РК Аслан Саринжипов чаще всех устраивал побег от прессы, говорят журналисты. У репортёров даже появлялось желание подарить ему сапёрную лопату, чтобы легче было убегать от телекамер.
"Среди парламентских журналистов была такая шутка: подарить сапёрную лопату Саринжипову, чтобы он сразу делал подкопы из зала заседаний Мажилиса, чтобы ему по пути не встречались журналисты. Мы большие надежды возлагали на нового министра Сагадиева. Нам казалось, что он такой продвинутый, не будет повторять ошибки Саринжипова. Но он тоже не очень охотно идёт на контакт с журналистами. Последний случай был в СЦК, когда нескольким изданиям не дали задать вопросы, а когда мы хотели задать, нас попросту убрали. Была охрана, как у, наверное, премьер-министра, четыре человека охраняли", – рассказывает Айнур Коскина.
Loading...
Журналист Асемгуль Касенова надеялась, что после заявления Назарбаева министры перестанут убегать от журналистов:
"Это как со смартфонами. Помните, Дарига Назарбаева сказала, что журналистам не запрещено заходить со гаджетами в здания госучреждений. Мы всё равно сталкиваемся с проблемами на КПП. Каждый раз им говорим, что Дарига Назарбаева сказала, показываем видео её выступления. Надеюсь, мы не будем бегать за министрами и говорить: вот что Президент сказал, вот посмотрите. Надеюсь, до них дойдёт, и они станут более открытыми".
Однако этого не произошло. 11 мая, после очередного заседания в Парламенте, журналистам пришлось вновь бегать за чиновниками.
Loading...
"Сегодня опять догоняли ретивых спикеров в Мажилисе, пытались спросить об офшорах и вдогонку им напоминали: а Президент сказал, что министры не должны убегать от журналистов. Экс-спикер прошлого созыва, а ныне депутат Кабибулла Джакупов на вопрос о наличии его фамилии или имён родственников в списке бросил на ходу: "Вы видите – я иду", – и поспешил удалиться. Министр финансов был более разговорчив, но и ему вопрос об офшорах не понравился – пришлось вытягивать из него цитаты на лестнице", – пишет Касенова на своей странице в Facebook.
Перед заявлением Назарбаева репортёры устроили погоню за заместителем председателя Национального банка РК Алпысбаем Ахметовым. Вместо того чтобы остановиться и разъяснить всё, заместитель главного банкира страны предпочёл нарезать круги вокруг гардероба.
Loading...
"Там даже конфликт произошёл между пишущими и снимающими журналистами, потому что на таком узком проходе столкнулись камеры, друг друга чуть не покалечили. А всё потому, что спикер кругами бегал вокруг гардероба. Хотя он представлял законопроект, и журналисты вышли задать ему уточняющие вопросы, чтобы он какие-то цифры объяснил по ограничению оплаты для юридических лиц, механизм, как это будет действовать, что за ограничения, каким образом. То есть те вопросы, которые касались как раз таки его компетенции, потому что он этот законопроект представлял. Почему-то спикер предпочёл просто убежать. Его уже начали хватать за пиджак, кто-то сделал замечание, что журналисты некорректно себя ведут. Просто можно было остановиться, сказать пару предложений и дать какое-то разъяснение", – вспоминает Касенова.
В прошлом году своё нежелание общаться с журналистами продемонстрировал министр финансов РК Бахыт Султанов.
"Бегали за министром финансов Бахытом Султановым, когда курс пустили в свободное плавание. Тогда министр финансов и сотрудники Нацбанка были самыми желанными спикерами для журналистов. Мы ходили на мероприятия и искали именно их. Бежали за ними. Понятно, что ничего нового они нам не могли сказать. Они всё время говорили, что мы зависим от нефти, от всего. Хоть какой-то комментарий хотелось бы получить. Иногда давали, но чаще всего убегали", – говорит Касенова.
Есть среди чиновников и те, которые позволяют грубить журналистам. Бывший глава "Казкосмоса" Талгат Мусабаев славится своим отношением к прессе. Он неоднократно оскорблял репортёров, иногда даже позволял себе уйти в самый разгар интервью.
Loading...
"Мусабаев, когда был главой "Казкосмоса,вообще не церемонился с журналистами, в последний раз, когда он в СЦК был, ему задавали уточняющие вопросы, он начал просто орать: "Вы что, белены объелись?!" Такие вещи говорил. Журналисты уже не обижаются, просто смеются. Хотя достаточно грубо это звучало с его стороны. До этого он ещё грубее отвечал журналистам", – рассказывает Касенова.
Однако Касенова и Коскина отмечают, что экс-министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков, экс-министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы и в последнее время министр финансов РК Бахыт Султанов всегда готовы ответить на все вопросы журналистов. Касенова говорит, что Султанов настолько стал открытым, что у репортёров закончились к нему вопросы, и он спокойно выходит из Парламента после заседаний.
Недоступные акиматы
Чиновники из акимата Астаны так же, как и министры, не общаются с журналистами.
"Нурали Алиев, когда был заместителем акима Астаны, ни разу не давал живой комментарий журналистам. Мы только письменно получали ответы. Как-то мы его на форуме встретили, подошли к нему, задали вопрос. Было ощущение, что ты разговариваешь не с человеком, а со стенкой. Стоят помощники, которые к нему не подпускают, а если до него достучишься, то он просто не комментирует, хотя это в его компетенции. К Джаксыбекову (аким Астаны. – Авт.) пресс-служба не пускает, говорят, что комментарии – по запросу. Чтобы на ходу его записать, должно случиться какое-то чудо. Один раз такое чудо произошло, и то мы с такими усилиями прорывались к нему за комментарием, но тоже довольно проблематично записать его. У меня не было такого, чтобы с лёгкостью записать", – рассказывает Касенова.
Такая же ситуация и в акимате Алматы. При приближении журналистов к градоначальнику перед ним стеной выстраиваются сотрудники его пресс-службы и умоляют ничего не спрашивать у их шефа. Задавать вопросы акиму Алматы бессмысленно. Он игнорирует прессу, никогда не отвечает на вопросы журналистов, улыбается и уходит. Общался с прессой Байбек всего два раза на брифингах в СЦК Астаны и Алматы. Поэтому алматинским репортёрам остаётся только обращаться в пресс-службу акима.
Журналистам приходится писать запросы в акимат Алматы. Обычно сотрудники пресс-службы, руководители управлений ограничиваются простой отпиской, которую присылают с нарушением срока предоставления информации. На самые неудобные вопросы пресс-служба акима Алматы вовсе не отвечает, а тех репортёров, которые могут их задать лично, не зовут на мероприятия. Постоянное обращение в пресс-службу заканчиваются фразой: "Управления не хотят отвечать". И это всё происходит, несмотря на то, что Бауыржан Байбек был одним из разработчиков Закона РК "О доступе к информации".
Loading...
Помимо informburo.kz, с непредоставлением информации неоднократно сталкиваются и корреспонденты КТК. Виталий Мантров не раз писал об этом на своей странице в Facebook.
"Сегодня мы, журналисты (вроде бы четвёртая власть), после работы в затопленных районах хотели получить у чиновников из Алматинского акимата ответы на вопросы о водоохранных зонах. Ещё 12 апреля мы отправили запрос: попросили рассказать, что делается для того, чтобы не допустить повторения прошлогоднего селя. Прошёл почти месяц, но ответа нам так и не дали. Сегодня мы ждали на крыльце акимата сотрудников пресс-службы. Никто не вышел. Нас проигнорировали", – пишет Мантров. Кстати, Байбек, выступая в СЦК в Астане, заявлял, что двери акимата для журналистов открыты.
Более того, в акимате Алматы существует чёрный список изданий и журналистов. Об этом рассказал в Facebook фотограф Владимир Третьяков 28 марта.
"Сегодня пресс-секретарь акима Алматы Жазира Сайдахмедова заявила, что я на полгода нерукопожатный в акимате города. Вышла какая то накладка с аккредитацией, и мы, оказывается, были нежелательными свидетелями посещения Байбеком ледовой арены. А я как правильный фоторепортёр попытался это снять. И как правильный журналист возмущён избирательностью пресс-службы: кому можно, кому нет. Но я не понимаю, как в стране, которая уже не СССР и типа демократическая, чиновник, госслужащая и всего лишь пресс-секретарь позволяет себе сказать журналисту, что его больше не будут пускать в акимат. У меня одного ощущение, что кое-кто вконец оборзел? В этой структуре работает достаточно моих друзей и коллег. Да оба "личника" (личные фотографы акима. – Авт.) – нормальные парни. Как же вам сочувствую. Да и акиму, кстати, тоже. Может, это крамола, но наш нынешний аким мне нравится. Жаль, что отдельные сотрудники могут его так подставить. Ведь пресс-служба - это в первую очередь имидж", – возмутился Третьяков.
Стоит отметить, что у пресс-службы акима Алматы также существует так называемый пул журналистов, куда входят лояльные журналисты и государственные издания.
В марте пресс-служба создала конференцию в WhatsApp, в которой информировала о мероприятиях и новостях акимата Алматы. В конце месяца всех репортёров informburo.kz удалили из чата без объяснения причин.
31 марта в парке "Медеу" состоялось совещание с участием акима Байбека. Конечно же, корреспондентов informburo.kz на это мероприятие не пригласили. Редакция informburo.kz спросила у акимата о причинах выборочного отношения к журналистам. Цитируем дословно ответ, подписанный руководителем отдела социально-культурной сферы Бахытжаном Акжаровым:
"Сообщаем, что акимат Алматы в своей деятельности придерживается принципов открытости, прозрачности и подотчётности, отражённых в программе Президента РК "Пять институциональных реформ" и Плане нации "100 конкретных шагов".
Акимат города Алматы, за исключением случаев, когда иное оговорено РК, не ограничивает доступ к информации, имеющейся в распоряжении акимата. Кроме того, акимат города Алматы в лице пресс-службы акима города Алматы регулярно обеспечивает взаимосвязь акима города со средствами массовой информации. Пресс-службой акима города Алматы производится рассылка информационных сообщений редакциям СМИ о предстоящих событиях и пресс-релизы по итогам мероприятий. Оповещение представителей СМИ о совещании по вопросам развития парка "Медеу" и проезда на "Шымбулак" с участием акима города Алматы 31 марта было произведено силами пресс-службы посредством информационно-коммуникационных сетей 30-31 марта.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Закона РК "О доступе к информации" (далее – Закон) обладатель информации обязан обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для обеспечения доступа к информации. Статья 10 Закона определяет способы обеспечения доступа к информации. В частности, в подпунктах 5 и 6 указанной статьи говорится, что доступ к информации обеспечивается размещением информации в средствах массовой информации и размещением информации на интернет-ресурсе обладателя информации. Акиматом города Алматы был обеспечен доступ к информации, обсуждаемой на мероприятии, путем её опубликования в средствах массовой информации и размещения пресс-релиза о мероприятии на официальном интернет-ресурсе города Алматы almaty.gov.kz".