В рамках Концепции перехода к "зелёной" экономике в Казахстане планируют прийти к целевому показателю в 40% переработки всех отходов к 2030 году, 50% – к 2050 году.

А как обстоят дела с переработкой мусора в 2019-м?

"По статистике, у нас 10% мусора перерабатывается, а по данным заводов-переработчиков – 5%. И всего 1% населения (туда входят и физлица, и компании) сортируют отходы", – сказал основатель ECO Network Евгений Мухамеджанов на экофоруме в Алматы.

По данным Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste (создана в 2013 году, объединяет более 50 компаний отрасли), ежегодный объём образования ТБО в Казахстане составляет 5-6 млн тонн – объём, который даже сложно представить в одном месте.

Читайте также: "Зелёная" экономика застряла в мусорных баках

Какой у нас есть выход?

Сортировка – основа экологичной экономики. По данным EcoNetwork, если сортировать только бумагу и пластик, которые формируют 70% бытовых отходов, на полигоны будет уходить всего 30% мусора.

При этом мы сортируем так мало отходов, что казахстанские заводы по переработке регулярно отчитываются о нехватке сырья. Например, самые крупные заводы по переработке макулатуры – "Казахстан Кагазы" и "Карина" перерабатывают 7 000 тонн макулатуры в месяц, при этом тысячу тонн они закупают из России.

"Польза переработки очевидна и неоспорима, однако в Казахстане все ещё много препятствий для раздельного сбора мусора на уровне физических лиц, например, во дворах не установлены контейнеры для раздельного сбора, – говорит Антон Ким, директор по маркетингу ForteBank. – Компании в этом смысле обладают некоторыми преимуществами – они имеют финансовые и административные ресурсы, чтобы системно вовлекать большое количество сотрудников в сортировку мусора".

Первые шаги в экологической ответственности компании

Важна планомерность и постепенность процесса. Например, для ForteBank сортировка мусора – не первая экологическая инициатива. Ранее ForteBank запустил переход на использование переработанных материалов при печати рекламной полиграфии – рекламных буклетов, листовок, блокнотов, пакетов и конвертов для клиентов во всех отделениях банка в Казахстане.



Следующим шагом стало внедрение раздельного сбора мусора в головном офисе в Нур-Султане, а также в административном – в Алматы. Для выстраивания инфраструктуры привлекли EcoNetwork – сервис по профессиональному обучению, установке экобоксов, вывозу отходов, накоплению статистики и формированию экоимиджа компании на рынке.

Как вовлечь сотрудников в сортировку отходов?

Недостаточно просто установить контейнеры для раздельного сбора мусора в офисном здании. Чтобы совершать более сложные действия вместо привычных и простых, людям нужна мотивация. Это подтверждает и статистика:

"В контейнеры, установленные у офисных зданий, попадает только до 10% отходов, формируемых в здании. В контейнеры, установленные на этаже или в фойе, попадает до 30%. До 90% сортировки отходов можно довести компанию, только если вести комплексную работу, прописать экологическую позицию в миссии компании и в бизнес-процессах, объяснить сотрудникам, что это новый важный фокус", – говорит Евгений Мухамеджанов.

Как организовать сортировку мусора в офисе?

Все элементы должны быть максимально экологичными. Для офисной сортировки мусора EcoNetwork устанавливает три экобокса: для макулатуры, для пластиковых бутылок и совместный – для алюминиевых банок и прозрачного стекла (цветное стекло в Казахстане пока не перерабатывается). Всё остальное должно попадать в контейнеры для неперерабатываемых отходов. Почему алюминий и стекло собирают совместно: во-первых, если усложнять и делать отдельный контейнер под каждый вид отхода, будет легче запутаться; во-вторых, если выбрасывать стекло отдельно, оно будет чаще биться.

Сами экобоксы выполнены из белого картона и, в случае порчи, могут быть отправлены на переработку. На боксы надевают полиэтиленовые пакеты, в которых вторсырьё попадает к переработчикам – после транспортировки пакеты перенаправляются на переработку. Из них изготавливают пластиковые трубы.

На экобоксы необходимо наклеить исчерпывающие информационные материалы с описанием фракций, которые можно складывать в каждый из контейнеров и с теми, которые нельзя. Несмотря на то, что чеки из магазинов, бумажные стаканчики и салфетки очень похожи на макулатуру, они не подлежат переработке, а их попадание в бокс для бумаги затрудняет дальнейшую сортировку.

При этом некоторые инициативы по внедрению раздельного сбора отходов показывают, что очень подробное руководство может снизить конверсию. Слишком длинная и исчерпывающая инструкция скорее отпугивает, чем мотивирует и без того загруженных сотрудников. Лучше делать инструкции схематичными и использовать простой язык, без терминов.

Как погрузить сотрудников в экосреду?

Согласно системе EcoNetwork, которую внедрил ForteBank, в небольших компаниях её внедрение сопровождается тренингом для всех сотрудников, в крупных же компаниях обучают ключевых сотрудников, которые впоследствии транслируют сообщения подчинённым.

Дополнительно к EcoNetwork разработали электронный гид "Зелёный офис" для всех сотрудников, который содержит исчерпывающую информацию о вкладе сортировки в сохранение окружающей среды и мотивирует на действия.

Для поддержания атмосферы экоосознанности сотрудникам предлагают подписаться на telegram-канал EcoNetwork и регулярно получать тематические новости и апдейты – это напоминает о важности сортировки и погружает в экосреду.

Как вывозить фракции?

В Казахстане пока плохо организована инфраструктура по раздельному сбору и вывозу мусора. Пунктов приёма вторсырья не так много и зачастую они находятся далеко. Если компания крупная или производит много фракций, например ТРЦ, самостоятельная транспортировка мусора оправданна и окупается с точки зрения затрат – переработчики платят за вторсырьё.

В стандартных же офисах фракций собирается не так много, чтобы сделать самостоятельную транспортировку в пункты приёма оправданной, ведь нужно привлекать сотрудников, вписывать новые обязанности в должностные инструкции, нанимать водителя, транспорт. Порой дешевле привлечь сторонний сервис и передать технические и обучающие функции на его сторону за небольшую плату. Такими вещами занимается, например, EcoNetwork, который уже прозвали Uber'ом в экологии.



Как работать с ошибками?

"При вывозе фракций важно анализировать, как вовлекаются сотрудники, какие ошибки они допускают, а затем проводить работу над ошибками. Важно выявлять системные ошибки и искать причины – дело может быть в посещаемости тренингов, загруженности сотрудников и так далее", – говорит Антон Ким, директор по маркетингу ForteBank.

Распространённые ошибки:
  • Бросать салфетки и бумажные полотенца в контейнер для макулатуры. Они называются бумажными, но от бумаги в них только бумажная пыль, не пригодная для переработки.

  • Сдавать на переработку картонные коробки от пиццы. Жирный и грязный картон не только не пригоден для переработки, но и опасен для других бумажных фракций, так как может их замарать и сделать непригодными.

  • Считать картонные стаканчики для кофе бумагой. Картонные стаканчики покрыты пластиковым напылением внутри, что делает их непригодными к переработке.

Как ещё можно сделать офис более экологичным?

Сортировка отходов – это фундамент, после которого можно, например, отказаться от использования одноразовой пластиковой посуды. Она вредна не только для экологии, но и для здоровья. Некачественные пластиковые контейнеры, которые нельзя нагревать, массово завозят на наш рынок. Такая посуда неправильно ведёт себя в утилизации, говорят переработчики. Опасность для здоровья из-за повышенных вредных соединений подтверждают и представители санитарно-эпидемиологического надзора.

Следующий шаг – отказ от пластиковых диспенсеров с бутылями с питьевой водой. Вместо них можно установить фильтры на водопроводные краны либо диспенсеры без бутылей, которые врезаются напрямую в водопроводный кран. Проточная вода более полезная, чем стоячая, а ещё она избавляет город от машин, которые развозят бутыли с водой по офисам и, соответственно, загрязняют окружающую среду.