Как TikTok повлиял на культуру в Казахстане
В студии популярного ток-шоу "Неге?" эксперты говорили о взаимодействии субкультуры и традиционных ценностей. Передача вышла в эфир "31 канала" в минувшую субботу.
Гости ток-шоу пытались понять, чем живёт поколение Z и на каком языке с ним разговаривать. Поколение Z – это люди, появившиеся на свет в период с 1996 по 2012 годы, первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма. Это "цифровые люди", не представляющие себя вне соцсетей.
Молодёжь поколения Z увлечена современными субкультурами, в частности их привлекают японские анимэ. Основатель TikTok-хауса BIP.house Асхат Халимов пояснил:
"Население планеты растёт. Если человек не выделится, ему придётся сложно. Например, в TikTok это уже must have – твой образ должен быть запоминающимся. Тебе даётся секунда, чтобы человек оценил тебя. Если не заинтересуется, он свайпает дальше. Поэтому надо удержать внимание с первой секунды. Например, в кино для этого требуется 20 минут. Потом появились вайны на 2-3 минуты. В TikTok даётся секунда. Если не сможешь заинтересовать, зритель уходит".
При этом особенность TikTok в том, что там избегают негатива, грязи, агрессии, нецензурной лексики, добавил Асхат Халимов. Это дружественная для детей (kidsfriendly – англ.) сеть. И, по словам эксперта, эта площадка отлично подходит для продвижения традиционных казахских ценностей. В TikTok Асхат Халимов и его товарищи публикуют тренды по Бауыржану Момышулы, Алие Молдагуловой, деятелям "Алаш орды", при этом информация подаётся в лёгкой форме, в стиле этой молодёжной соцсети.
Впрочем, в TikTok сейчас общаются не только представители поколения Z, взрослые люди тоже осваивают это новшество.
"Если в 2020 году в TikTok были молодые ребята около 18 лет, то в 2021 году средний возраст зрителя достиг 25-30 лет", – рассказал Халимов.
Культуролог, докторант КазНУ имени аль-Фараби Елдос Осербаев считает, что увлечение казахстанской молодёжи субкультурой свидетельствует о кризисе семейных ценностей.
"В TikTok, в других соцсетях мы сейчас не видим ничего исконно казахского, традиций и обычаев. Надо признать, что субкультура даёт казахскому народу мало чего полезного, – сказал он. – Здесь главенствуют только коммерциализация, вестернизация и прочие процессы. Надо ограничивать, но здравомысляще, найти золотую середину. То есть не допустить, чтобы молодёжь отставала от мировых культурных процессов, но и сохранить национальные ценности. Вот эти два аспекта надо совместить".
В качестве положительного примера Осербаев привёл Японию и Южную Корею, где найден баланс между традиционными ценностями, развитием технологий и увлечением субкультурой.
"Они смогли найти золотую середину. То есть они думают и живут так же, как корейцы и японцы тысячи лет назад. Западные технологии там – всего лишь адаптация к современной жизни. Они сохранили свою культуру", – подчеркнул культуролог.
В условиях глобализации, как отметили участники дискуссии, размываются национальные особенности, национальные ценности, а значит, страдает и патриотизм, а это уже угроза национальной безопасности.
Асхат Халимов согласился с тем, что нужно активнее работать над воспитанием молодежи через TikTok.
"В Америке над каждым домом висит флаг. В их кинофильмах обязательно есть что-то патриотическое. Касым-Жомарт Кемелевич поддержал идею создания TikTok-проекта. Это первое. Во-вторых, необходимы изменения в сфере кино. В фильмах говорят на казахском языке, но нужно также укреплять национальное самосознание. Надо переводить новые тренды на казахский язык и использовать их", – отметил он.
По словам главы TikTok-хауса, в Казахстане создан первый казахский комикс со сказочными персонажами – Мыстан кемпир, Жалмауыз кемпир. И работу в этом направлении нужно продолжать.
Читайте также:
- Netflix запустит аналог TikTok для детей
- Блогер "Жена чиновника" рассказала о TikTok-сериале, заработках и секретах популярности
- В Киевском университете культуры открылся факультет TikTok