Как стать звездой соцсетей? Известные казахстанские блогеры дали полезные советы новичкам
Лет десять назад активность в социальных сетях рассматривали больше как хобби. Но сегодня это профессия, которой пока не учат в колледжах и вузах. Как удаётся казахстанским блогерам не только создавать уникальный контент, завоёвывать подписчиков, рекламодателей, но и монетизировать свои страницы в соцсетях.
Блогинг – это СМИ нового поколения
Несколько лет назад Асет и Мухаббат Мурзабаевы жили в США, продавали паровые утюги. Вернувшись в Казахстан, решили на заработанные деньги попутешествовать.
"О своих впечатлениях мы стали выкладывать посты в соцсети: делиться лайфхаками, рассказывать необычные истории, показывать крутые достопримечательности. Так мы начали вести собственный блог сначала в Instagram, а затем и в TikTok", – рассказал Асет Мурзабаев.
По специальности Асет маркетолог, и он решил изучить новую платформу. Вначале просто зарегистрировался, начал снимать что-то простое на собственной кухне – необычные рецепты приготовления блюд, потом супруги Мурзабаевы научились и начали снимать ролики:
"Мы начали их выкладывать в TikTok, пошли просмотры, лайки. Поначалу для меня это было больше хобби, которое потом начало приносить свои плоды. Нас с супругой стали приглашать в поездки по разным странам, появились крупные рекламодатели", – поделился воспоминаниями Асет.
Мурзабаевы специализируются в трэвел-блогинге. Только в TikTok у них свыше 460 тысяч подписчиков. Их основная аудитория – казахстанцы 25–34 лет, жители Алматы и Нур-Султана. Семейная пара часто использует формат life-блогов. На своих страницах рассказывают не только о путешествиях, но и о том, как купили квартиру, как ремонтировали, как растёт сын, размещают рекламу разных заведений или знаковых культурных мероприятий в Алматы, где они живут.
"Я никогда не планировал стать блогером, так получилось. И сегодня мне интересно создавать видеоролики, делиться ими. Я сам от этого получаю огромное удовольствие. Хотя для меня стало неожиданностью, что людям это тоже понравилось", – отметил Асет Мурзабаев.
Социальные сети, как и СМИ, меняются: одних авторов читают больше, других – меньше, одни уходят, другие приходят. Поэтому, подчеркнул блогер, важно быть всё время интересным для своей аудитории:
"По сути, соцсети – это СМИ нового поколения. Сегодня блогеров стало очень много, пришло время, когда рекламодатели и подписчики стали выбирать, к кому обращаться, кому доверять. У некоторых блогеров аудитория больше, чем у СМИ. И в будущем такая тенденция, думаю, продолжится", – полагает блогер.
Мурзабаевы уверены, блогерство – очень серьёзное занятие, позволяющее хорошо зарабатывать. Они знакомы с теми, кто на блогинге в Казахстане в год зарабатывает суммы, близкие к миллиону долларов.
У любого человека есть шанс стать блогером. Можно снимать видео, писать тексты. Можно рассказывать про путешествия, отношения, недвижимость. Можно экспертный блог завести, если начинающий блогер в чём-то очень хорошо разбирается.
В то же время Мурзабаевы предупреждают, что нужно быть готовыми к медийности, к тому, что блогеров обычно критикуют, порой оскорбляют.
Блогеры дали три совета новичкам:
- Быть постоянными, не бросать начатое дело.
- Всё делать легко и не переживать за результаты.
- Анализировать то, что сделали.
"Если у вас мало просмотров – это тоже результат, который нужно принять и понять, почему мало. Когда много – надо тоже проанализировать, понять, что понравилось подписчикам, чтобы в следующий раз использовать этот ход", – порекомендовала Мухаббат Мурзабаева.
"Есть перфекционисты, которые стараются всё сделать хорошо, поэтому получается мало готовых постов на выходе, и они всем недовольны. Я бы посоветовал вначале работать на количество. Если слишком много времени тратить на посты и не сразу получать ту отдачу, которую вы ожидаете (мало лайков, мало отзывов), то вы теряете мотивацию", – добавил Асет Мурзабаев.
Влюбляем в қазақскую Вселенную
Миссию своих личных страниц в социальных сетях блогеры из Нур-Султана Диас и Айгерим Камеридановы рассматривают как: "Влюбляем в қазақскую Вселенную".
Камеридановы тоже увлеклись блогингом несколько лет назад случайно. По их словам, однажды появились желание и потребность делиться с людьми интересной и полезной информацией.
"Сначала, когда я читал интересные статьи или факты, то делился ссылками и текстами в WhatsApp-группах, где были мои близкие и друзья. И делал я это на протяжении продолжительного времени, пока Айгерим мне не призналась по секрету, что никто не читает мои статьи. Они кажутся слишком длинными и никому не интересны", – признался Диас Камериданов.
Такая новость начинающего блогера ничуть не расстроила. Он решил создать группу по интересам, чтобы в сообщество входили именно те, кому будут интересны темы истории и культуры. Так появился Telegram-канал, вскоре Диас открыл для себя Instagram. Диас писал тексты, снимал видео, а Айгерим редактировала и подбирала иллюстрации. По признанию семейной пары, в среднем на ведение блогов уходит не меньше двух-трёх часов. И чтобы увлечение стало профессией, оно должно приносить постоянный доход.
"Спустя три года нас читают почти 150 тысяч человек. У нас авторский блог, где мы пишем про культуру, историю и традиции Казахстана, а также публикуем посты о своих путешествиях по стране и за границей. За три года я на рекламу, наверное, потратил максимум долларов сто, так как не видел в этом смысла. Люди сами распространяли наши статьи. Это больше хобби. Занятие для души. И некая социальная нагрузка", – рассказал Диас Камериданов.
Своих подписчиков Камеридановы тоже знают: примерно 40% – алматинцы, 30% – из столицы, Преимущественно это женщины (65%). Возраст аудитории – от 20 до 35 лет. Основные активности Камеридановых – в Instagram, хотя присутствуют и на других площадках. Они советуют новичкам выбирать социальную сеть в зависимости от контента. Если видео – это YouTube, а тексты удобно выкладывать в Telegram.
Стать блогером может любой желающий, уверены супруги Камеридановы.
"У каждого человека есть свой уникальный жизненный опыт. И каждому есть чем поделиться. Просто нужно заниматься тем, что тебе интересно. И тогда тебя хватит на длинную дистанцию", – сказала Айгерим Камериданова.
Я думаю, измерять блогера только количеством подписчиков немного неправильно. Блогер – это любой человек, который ведёт свои страницы. У него может быть и тысяча подписчиков, а может и 100 тысяч", – добавил Диас Камериданов.
Важно не набрать аудиторию, а удерживать её внимание каждый день
По признанию Алишера Алиева, предрасположенность к творчеству у него была всегда. Азы совершенно новой для себя профессии он начал постигать, работая официантом:
"Пришёл к окончательному решению, когда увидел ролик в интернете и подумал: я ведь могу сделать гораздо лучше. Так и вышло! А когда мне предложили первые два рекламных контракта, то я тут же уволился из официантов и начал полностью заниматься TikTok".
В подписчиках у Алишера Алиева в основном девушки, возраст – 14–27 лет. Только на платформе TikTok у аккаунта alisherchk – свыше 1,5 млн подписчиков. К такой цифре, как рассказал блогер, он пришёл примерно за полгода.
"Мои первые шаги в блогинге были безуспешны. Я пробовал разные темы и направления, пока не понял: если то или иное тебе не нравится, то рано или поздно ты перестанешь этим заниматься. И я начал делать то, что мне нравится, – это добрый контент", – поделился своим рецептом успеха блогер.
Сегодня Алиев уверен, что за блогерами большое будущее:
"Очень скоро эта профессия станет такой же привычной, как и сенсорный телефон. Если бы 20 лет назад нам сказали, что мы будем тыкать в экран пальцами и у нас всё будет отлично работать, мы бы, наверное, не поверили. Так и с блогерством".
Шанс стать блогером есть у всех. При желании, признался Алишер Алиев, аудиторию можно набрать за один день. Но гораздо важнее не то, как её набирают. Важнее, как её удержать спустя и месяц, и полгода.
В TikTok каждый день появляется по 1 000 креативных и удивительных ребят, и поэтому там очень большая конкуренция. Чтобы выделиться из всех криэйторов, нужно постоянно чем-то удивлять аудиторию.
"Начинающему блогеру я бы посоветовал снимать то, что ему нравится, и делать это максимально креативно. Если нет своих идей, то можно брать за основу чужие, но со своей задумкой", – сказал тиктокер.
Он предупредил, что не стоит ставить высокие цели на начальном уровне, потому что если человек не видит результатов, то быстро сдаётся:
"Но если у вас действительно цель стать блогером и вы будете упорны в достижении цели, то быстро сможете раскрутиться. Нужно пробовать. Ведь пока не попробуешь – не узнаешь, в чём ты блогер".
Читайте также:
- Блогер Евгений Курчанов о жизни в Казахстане, ТикТоке и депрессии
- Как мошенники используют имена известных блогеров и реальные истории больных детей
- Должны ли блогеры нести ответственность за то, что они рекламируют