Как создают школьные учебники и почему они не всегда соответствуют ожиданиям
Казахстанские школы обеспечивают учебной литературой несколько издательств. И разрабатывают они материалы строго в соответствии с утверждёнными Министерством просвещения стандартами.
В число крупнейших поставщиков учебной литературы входят издательства "Алматыкітап", "Атамұра", "Мектеп", "Арман-ПВ", Express Publishing. Все они обеспечивают казахстанских школьников как печатными, так и электронными пособиями.
Например, "Атамұра" выпускает книги по таким предметам, как казахский и русский языки, математика и история Казахстана. "Мектеп" издаёт учебники на казахском языке по гуманитарным дисциплинам. "Арман-ПВ" предоставляет материалы по литературе и истории, а международное издательство Express Publishing специализируется на учебниках по английскому языку.
Процесс создания учебников. Опыт издательства "Алматыкітап баспасы"
"Алматыкітап" считается одним из самых крупных издательств Казахстана, которое выпускает учебные пособия уже более 25 лет. В разработке учебников участвуют около 300 авторов и педагогов из разных регионов Казахстана, включая Астану, Алматы, Акмолинскую, Алматинскую, Абайскую, Актюбинскую, Карагандинскую, Костанайскую и Туркестанскую области. Среди них педагоги-практики и учёные педагогических вузов.
Издательство также стало пионером в создании первой отечественной платформы электронных учебников TopIQ.kz. На образовательной платформе выложены 149 учебников и 38 художественных произведений.
Итак, создание нового учебника начинается с обсуждения с авторами, а затем с методистами – ещё на этапе составления концепции. Методисты и авторы знакомятся с учебной программой, утверждённой Министерством просвещения, и на её основе составляют содержание. Когда рукопись готова, её отправляют на макетирование, после чего материал передаётся редакторам, которые обязательно должны быть педагогами-предметниками. Их работу контролируют главные редакторы.
"Иногда можно услышать мнение, что издательство – это обычная типография, где работают малоизвестные люди. Но на самом деле в нашем коллективе трудятся квалифицированные педагоги-практики. Авторы – также педагоги с опытом работы в школе. После создания макета мы посещаем школы, чтобы проверить, как дети воспринимают материал. Авторы присутствуют на уроках, оценивая, насколько успешно учебник помогает в обучении. Так совместными усилиями создаётся полноценный и качественный образовательный продукт", – сообщила президент издательства "Алматыкітап" Гаухар Саймасаева.
Как подчёркивают авторы, современные школьники воспринимают информацию в первую очередь через визуальные образы. Если раньше основной акцент в учебном процессе делался на аудиоматериалах и текстах, то сегодня внимание уделяется зрительному восприятию. Именно поэтому в электронные учебники активно включают QR-коды, анимации, виртуальные лаборатории и мультфильмы. Это позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Основная цель авторов – не только заинтересовать учащихся, но и предоставить им ценные знания, которые будут полезны в дальнейшем.
"Раньше, чтобы получить хорошую оценку, достаточно было заучить материал. Однако вопрос, усвоил ли ребёнок знания, оставался открытым. Сегодня же система образования требует от ученика большего: он должен проявлять самостоятельность и интерес к учёбе. Задача педагогов – помочь детям достичь этого уровня, когда они не просто усваивают факты, но и начинают критически размышлять. Важно задавать им проблемные вопросы, которые заставят задуматься и углубиться в понимание материала", – уверена автор учебника казахского языка Фарида Лекерова.
Как объяснила собеседница, учебники создают с учётом возраста учеников и их интересов, чтобы материал был увлекательным и доступным для восприятия. Во-вторых, учебник ориентирован и на учителей, чтобы с его помощью они могли эффективно передавать необходимые знания. В-третьих, учебники пишут с учётом потребностей родителей. Особенно тех, чьи дети учатся в начальных классах.
"Родители часто помогают своим детям с выполнением домашних заданий, и у них могут возникать вопросы по материалу. Поэтому важно, чтобы содержание учебников было понятно и родителям, чтобы они могли поддерживать процесс обучения на всех его этапах", – сказала Фарида Лекерова.
Алия Хазимова, автор учебника по казахскому языку для начальных классов русскоязычных школ, рассказала, как проводила уроки по своему учебнику, чтобы лучше понять потребности учащихся.
"Мне нужно почувствовать аудиторию. Если я её не почувствую, то невозможно написать учебник. В составленном мною пособии восемь общих тем, основная цель которых – формирование коммуникативных навыков на казахском языке. Для некоторых учеников книга может показаться простой, но она ориентирована на возраст и восприятие среднего ученика первого класса. Одна тема должна быть перед глазами ребёнка, чтобы он не листал страницы, ведь это неудобно. 6-летний ребёнок воспринимает информацию глазами, поэтому много внимания мы уделили картинкам", – объясняет Алия Хазимова.
Педагог отметила, что учебник должен быть не только увлекательным, но и логично структурированным, с обязательным сохранением грамматического и лексического минимума. Важно, чтобы диалоги не были слишком примитивными и разговорными. Каждый урок должен быть связан с предыдущим, внутри тем должна присутствовать чёткая логика.
"Например, новая фраза должна повторяться несколько раз. Это помогает закрепить материал. На первом занятии ребёнок учится здороваться на казахском и может ответить на вопрос, как его зовут. В конце урока дети составляют диалог. На следующем занятии они изучают фразы для прощания, и все эти темы затем повторяются на следующих уроках для закрепления знаний", – рассказала Алия Хазимова.
Процесс экспертизы учебников
К учебникам в республике предъявляют строгие требования, они проходят проверку в несколько этапов. Разработка учебников осуществляется в соответствии с государственной программой, после чего материалы проходят через редакторов и дизайнеров.
Как отметила Асима Рыскулбекова, госстандарт – это основной нормативный документ, на основе которого разрабатывается предметно-учебная программа. При создании учебника авторы обязательно ориентируются на этот стандарт и учебную программу. Процесс написания учебника занимает год.
"Затем мы обязаны пройти государственную экспертизу через Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования Министерства просвещения РК. До подачи на экспертизу мы проводим внутрииздательскую экспертизу, к которой привлекаем лучших учёных и педагогов-методистов", – объясняет вице-президент издательства "Алматыкітап" и автор учебника "Әдебиеттік оқу" Асима Рыскулбекова.
После этого учебник отправляется в Республиканский центр содержания качества образования, где проходит трёхэтапную экспертизу. Первый этап – научно-педагогическая экспертиза, которая длится два месяца. После этого в пособие вносятся значительные изменения и правки, иногда меняется до 50% содержания учебника.
Второй этап – апробационная экспертиза, которая длится полтора месяца. Все учебники передаются в пилотные школы, где учителя и ученики участвуют в апробации нового пособия.
Третий, решающий, этап – предметная комиссия. На этой стадии привлекаются лучшие эксперты, специально подготовленные министерством, которые проходят специализированные курсы, рассказывает Асима Рыскулбекова.
"Параллельно с этим я, как автор, могу проводить эксперименты с учителями, родителями и учениками. После завершения всех этапов мы снова проводим внутрииздательскую экспертизу, а затем завершаем трёхэтапную государственную экспертизу, о которой я говорила ранее", – добавила собеседница.
Новые учебники проходят апробацию в школах в течение двух месяцев и публикуются на сайте центра экспертизы для общественного обсуждения (bmso.kz). Это даёт возможность каждому желающему ознакомиться с материалами и оставить свои замечания или предложения.
Что вызывает недовольство педагогов и родителей
Современные учебники в Казахстане вызывают различные реакции у родителей, многие из которых привыкли к старым методам обучения. Родители часто ностальгируют по простым задачам и столбикам примеров из советских учебников.
Некоторые учителя и родители утверждают, что материалы в учебниках не всегда соответствуют уровню знаний детей. Родители задаются вопросом, насколько учебники подходят для учеников разных классов и почему темы для 5-го и 6-го классов могут сильно различаться.
"Каждый год, когда дети идут в первый класс, возникает много дискуссий вокруг учебников, особенно по русскому языку. Процесс обсуждения может затянуться на несколько лет, но только спустя некоторое время учебник может быть изменён", – высказалась одна из родительниц.
Кроме того, родители часто сталкиваются с трудностью в понимании новых образовательных программ, так как сами учились по другой системе. Например, в математике теперь больше внимания уделяется не только вычислениям, но и умению рассуждать. В связи с этим родители просят создать возможность для связи с экспертами или учителями. Например, по горячей линии, чтобы получить помощь, если возникают вопросы по материалу.
Как реагируют авторы и педагоги на критику
Как объясняют эксперты, нововведения в программе направлены на более глубокое понимание предмета и развитие критического мышления у школьников. Так, сегодня авторы предлагают ученикам необычные и разнообразные вопросы для анализа и рассуждений.
По словам Гаухар Саймасаевой, многие учителя, как и родители, по-прежнему ссылаются на собственный опыт обучения, но наука не стоит на месте и многое в образовании изменилось.
"Мы больше не можем полагаться исключительно на прежние методы обучения. Почему мы пользуемся гаджетами и современными автомобилями? Почему не требуем вернуть проводные телефоны 80-х? Общество движется вперёд, и вместе с ним должна развиваться методика обучения. Создание учебников должно идти в ногу с научно-техническим прогрессом и отвечать новым вызовам времени, чтобы подготовить учеников к современному миру", – сказала она.
По словам Асимы Рыскулбековой, сложности с пониманием печатных учебников могут быть также связаны с тем, что во время перехода на обновлённую программу (до 2015 года) некоторые авторы не прошли полную подготовку. Они, не успев полностью освоить методологию, составили учебники в сжатые сроки. Однако, как отметила эксперт, с 2015 года авторы пересмотрели методологию программы и подходы к созданию образовательной литературы. Она уверена, теперь новые учебники получатся качественными и эффективными.
"Мы стремимся, чтобы наши учебники соответствовали мировым стандартам, чтобы школьные аттестаты признавались за рубежом, поэтому программа должна быть полезной и актуальной. Мир быстро меняется, и в условиях VUCA (нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) важно, чтобы программа могла адаптироваться к новым требованиям и чтобы знания эффективно применялись", – считает спикер.
Благодаря системе PISA, которая оценивает качество образования каждые четыре года, авторы могут анализировать, с какими трудностями сталкиваются ученики, какие задания вызывают затруднения и в каких предметах требуется поддержка. На основе этого анализа они корректируют содержание учебников.
"Мы изучаем сильные стороны образовательных систем Эстонии, Сингапура и Китая, стремясь перенимать лучшие практики этих стран", – отметила Асима Рыскулбекова.
Обновлённая образовательная программа действует уже 10 лет, и в процессе её улучшения авторы отмечают, что стараются сделать темы более понятными, убрать те, что вызывают трудности.
"Учителя замечают, что иногда темы в учебниках идут не в том порядке, как нужно. Мы изучаем это и, если нужно, корректируем, чтобы детям было проще освоить материалы. Например, если они не усвоили одну тему, им будет сложно перейти к следующей. Если цели обучения слишком сложные, мы стараемся переформулировать их, чтобы они стали более доступными, но и не примитивными", – отметил вице-президент Национальной академии образования имени Алтынсарина и автор учебников по географии Руслан Каратабанов.
По словам эксперта, при обновлении содержания образования используется и международный опыт, в том числе результаты международных исследований, в которых участвовал и Казахстан. Кроме того, создатели учитывают разработанный в мире определённый набор тем, которые ученики должны освоить в возрасте 13 лет. В традиционной системе образования Казахстана какие-то темы порой изучались в старших классах, в то время как в других странах они осваивались гораздо раньше.
По словам Гаухар Саймасаевой, в издательстве существует специальный департамент, занимающийся продвижением учебников и взаимодействием с учителями. Недавно команда издательства посетила удалённые районы (Самарский, Алтайский, Улькен Нарынский, Риддер, Глубокое, Уланский, Шемонахинский, Курчумский), чтобы услышать мнения местных педагогов.
"В западных странах система повышения квалификации учителей часто строится на основе издательств, таких как Cambridge и Macmillan, которые создают огромные сообщества учителей – от 500 тысяч до миллиона человек. Там нет такой чёткой государственной системы, как у нас. В этих издательствах сердце их работы – это учителя, через которых продвигается продукция, и они всегда ждут обратной связи. Казахстанские издательства тоже должны двигаться в этом направлении. Чем больше учителей будет взаимодействовать с издательствами, тем более качественно будут разрабатываться учебники", – считает она.
Так, издательство "Алматыкітап" предоставляет возможность обратной связи через социальные сети и номера в мессенджере WhatsApp.
Почему авторы учебников не получают должной поддержки
Эксперты отмечают, что зарубежные авторы учебников могут посвятить своё время полноценному научному анализу и разработке материалов. Они тщательно изучают эффективность учебной литературы и проводят длительные эксперименты, тестируя пособия в школах на протяжении двух-трёх лет. Лишь после этого на основе собранных данных принимается решение о внедрении учебника в образовательную программу.
"Напротив, авторы учебников в Казахстане часто работают в условиях нехватки времени и ресурсов. Несмотря на большое количество научных обязанностей, многие из них составляют учебники поздно ночью. В республике нет специализированных лабораторий, где можно было бы проводить исследования о качестве учебников. Эксперты удивляются, как казахстанским авторам удаётся создать качественный учебник всего за год, в то время как зарубежные коллеги обычно проводят годы, анализируя и тестируя свои материалы", – высказалась Фарида Лекерова.
Авторы учебников – это интеллектуалы, работа которых требует высокой концентрации и глубоких знаний. Вопрос о том, насколько комфортны условия для их работы, остаётся открытым для обсуждения.
"Мы уже не раз обращались в парламент и министерство с просьбой предусмотреть творческие отпуска для авторов. Честно говоря, это наша мечта. Мы, как издательство, готовы покрыть все расходы хотя бы на три месяца. Насколько мне известно, этот вопрос сейчас находится на стадии рассмотрения, и я верю, что мы всё-таки придём к решению. Но пока авторы вынуждены работать в свободное от основной работы время, включая праздники и выходные", – высказала надежды отрасли Гаухар Саймасаева.