Как разрабатывали месторождение Максут и что с ним будет дальше. Фоторепортаж
Чтобы попасть сюда из Усть-Каменогорска, необходимо почти час лететь на вертолёте. Ещё в 2015 году, несмотря на перспективные запасы медно-никелевой руды, здесь практически не существовало промышленной инфраструктуры. Журналист Informburo.kz по приглашению руководства ИК "Фридом Финанс" и горнорудной компании "Баст" побывал на месторождении Максут, которое расположено в Абайском районе Восточно-Казахстанской области.
Месторождение классифицируется как среднее по размеру. Подсчитанные запасы сульфидных руд составляют 104 тысячи тонн меди при среднем содержании этого металла в горных породах 0,43% и 83 тысячи тонн никеля при среднем содержании 0,35%. На месторождении, кроме основного, выделено два перспективных участка, на которых были найдены магнитные аномалии. Запасы Максута могут быть значительно больше, чем предполагалось ранее.
Организовать здесь производство пытались многие горнорудные компании, однако все проекты не получили развития, и перспективное месторождение простаивало. Позже две инвестиционные компании – RCG Investment Advisor в партнёрстве с АО "Фридом Финанс" начали проект по развитию Максута.
– Раньше здесь практически не было ничего. Было просто хорошее перспективное месторождение. Были тогда ещё другие акционеры, и было, собственно, много разных попыток начать все-таки извлекать руду и работать. Был период, когда мы все очень сильно боялись девальвации, когда банковское финансирование было мало доступно. Мы смогли привлечь для компании три года назад 1,5 млн долларов. Это стало толчком для получения дальнейшего финансирования и развития компании, – рассказывает Тимур Турлов, генеральный директор ИК "Фридом Финанс".
В апреле 2015 года состоялось IPO. Было привлечено 2,5 млн долларов. По итогам IPO акции компании вышли на третье место по уровню ликвидности. Сейчас бумаги торгуются на альтернативной площадке Казахстанской фондовой биржи и на Санкт-Петербургской фондовой бирже, которая специализируется на торговле иностранными ценными бумагами.
В том же апреле началось строительство обогатительной фабрики мощностью 200 тыс тонн перерабатываемой руды в год. Компания заключила кредитный договор на сумму 2,7 млн долларов. Был также заключён первый договор о поставке медного концентрата горно-металлургической компании. В марте 2016 года начались пусконаладочные работы на обогатительной фабрике. Также в марте получили первый кондиционный концентрат, началась его реализация в Россию.
В июле 2016 года на месторождении ввели в эксплуатацию собственную линию электропередачи. "Здесь была построена линия электропередачи, которой не было, – говорит Тимур Турлов. – Без неё невозможно было наладить полноценную работу фабрики".
В августе 2016 года начаты работы по переоценке запасов месторождения по международной системе JORC. Сентябрь – начало работ по расширению обогатительной фабрики.
– Количество запасов месторождения – порядка 40 млн тонн руды. Это означает, что мы можем разрабатывать месторождение около 100 лет с теми мощностями, которые существуют на сегодняшний день, – говорит Рустем Оспанов, вице-президент АО "Баст". – Это не совсем оптимально с точки зрения раскрытия экономического потенциала этого объекта. Потому обязательно нам необходимо развиваться дальше.
В 2015 году была задача построить небольшую маломощную фабрику на 150-200 тыс тонн руды в год. Это совсем маленькая фабрика по меркам горнорудной индустрии, которая теоретически могла быть нерентабельна. Задача была решена, и мы получили кондиционный медный концентрат. "Мы получили положительные отзывы нашего покупателя – Уральского горно-металлургического комбината, – рассказывает Рустем Оспанов. – Для нас это стало сигналом к тому, что надо строить предприятие, которое позволит уже выйти на какие-то промышленные мощности".
Вторым этапом работы было строительство фабрики на 400 тыс тонн руды в год. Параллельно были начаты работы по налаживанию никелевой линии. В конце 2-го квартала 2017 года оба проекта были завершены. Менеджмент компании считает, что фактическую мощность можно расширить до 450-500 тыс тонн в год. Сейчас в "Басте" обсуждают третий этап развития – строительство обогатительной фабрики на 1 млн тонн руды в год, для того чтобы месторождение могло полностью раскрыть свою стоимость. По предварительным прогнозам, возведение объекта должно начаться в 2019 году, а закончиться – в 3-м-4-м кварталах.
– Мы хотим пойти на эту работу с надёжным техническим партнёром. Мы таким партнёром видим один машиностроительный холдинг, который в своём составе имеет проектный и технологический институты, – делится планами вице-президент "Баста". – Мы сейчас ведём переговоры о том, чтобы они нам повторно провели технологические исследования, подтвердили, что сегодня мы оптимально извлекаем металлы – медь и никель. Может, они предложат какие-то изменения. Мы вместе с ними напишем заново техрегламент. И они же нам построят уже новые мощности. Планируем завершить технологические исследования летом, а уже осенью приступить к проектированию.
– Мы верим, что этот проект может стоить гораздо больше, чем сейчас. Следующий этап расширения оценивается почти в 8 млрд тенге. Потенциально к 2021 году при выходе на плановые показатели уровень может достичь 6 млрд тенге в год. Это будет уже крупное предприятие, которое потенциально вызовет интерес у крупных производителей. Этот проект легко может стоить 100 млн долларов, что в несколько раз превышает стоимость проекта на бирже сейчас, – рассказывает Тимур Турлов.
В 2017 году предприятие дало 1 млрд выручки. По словам менеджмента, они закрыли кредитную линию перед Qazaq Banki и сейчас "Баст" имеет положительный денежный поток. Месторождение находится недалеко от китайской границы, рядом железная дорога, и компания продаёт почти всё сырье на экспорт.
В апреле 2017 года акции компании разместили на Санкт-Петербургской фондовой бирже и привлекли 3 млн долларов. В июне 2017 года строительство обогатительной фабрики было завершено. В январе 2018 года компания разместила простые акции в количестве 10 527 штук, а затем – облигации в количестве 1 млн 700 тыс штук.
– Сейчас в Казахстане адаптируется новый Горный кодекс, и у нас огромный дефицит акционерного капитала. Даже когда появляется перспективное месторождение, очень небольшое количество людей обладает достаточно большим рисковым капиталом, чтобы им заниматься. И под хорошую правильную репутацию фондовый рынок позволяет собирать деньги, – считает Тимур Турлов.
У проекта сейчас несколько сотен инвесторов, они находятся не только в Казахстане, но и в России. Чтобы деньги акционеров и инвесторов расходовались эффективно, в компании выстроена процедура внутреннего аудита. Менеджерский состав пришёл из других, более крупных проектов.
Сейчас менеджмент ведёт переговоры с одной их крупнейших трейдинговых компаний в мире, которые специализируются на металлах и ресурсах. Они собираются отдать трейдерам эксклюзивные права на всю продукцию компании в обмен на долгосрочные инвестиции – от 8 до 10 млн долларов. В рамках договора они должны будут вместе работать три месяца и обеспечить стабильные поставки. После этого будет подписано уже окончательное соглашение о графике финансирования и о том, в какие сроки будут возвращаться инвестиции.
С самого начала проект столкнулся с проблемами. Первая фабрика была построена за рекордно низкую сумму – в компании старались экономить. Объект стоил чуть меньше 10 млн долларов. Аналогичные проекты по миру стоят порядка 20 млн долларов.
Из-за этого, к примеру, покупали не самую дорогую и не самую надёжную технику. От технической команды требовалась большая отдача, чтобы обеспечить планомерную работу фабрики. Например, дробильно-сортировочный комплекс выдавал 60-70% от своей мощности из-за возникающих технических проблем. Возникли сложности и с обеспечением нужного объёма добычи, так как в компании решили использовать подрядчика, чтобы не приобретать свою технику.
Позже благодаря поддержке "Фридом Финанс" "Баст" приобрёл собственный парк горной техники и отказался от услуг подрядчика. Так они смогли выйти на нужный объём по добыче. Позже понадобилось усилить кадровый состав в инженерной службе, чтобы провести реконструкцию дробильно-сортировочного комплекса. Благодаря этим мерам они достигли 90% производственной мощности, предусмотренной проектом. В мае, по словам представителей компании, они доведут производственную мощность до 110-115%.
– На текущий год мы для себя ставим цели выйти на добычу порядка 430 тыс тонн руды, аналогичный объём переработать на фабрике, заработать чуть ниже 3 млрд тенге и выйти на прибыль без налогов и амортизации 745 млн тенге. Это если считать по текущим ценам. Цены сегодня хорошие. Цена на никель за короткий срок выросла с 11 тыс долларов до 15 тысяч. Цена на медь держится возле 7 тыс долларов. Долгосрочный прогноз и на медь, и на никель – положительный, – утверждает Рустем Оспанов.