Как проходил авиасалон МАКS-2019. Фоторепортаж
На днях в подмосковном Жуковском завершился 14-й Московский международный авиационно-космический салон. Он проводится один раз в два года на крупном аэродроме двойного назначения "Раменское", который является базовым для российского Лётно-исследовательского института им. М. Громова. По приглашению авиастроительной корпорации "Иркут" на авиасалоне побывал журналист Григорий Беденко.
Эксперты отмечают, что даже в условиях санкций, применяемых сегодня рядом западных стран против России, Московский авиасалон, как и в прежние годы, остаётся крупным международным событием в авиационной сфере.
В общей сложности MAKS-2019 cобрал 184 зарубежные компании из 33 стран мира, которые представили 827 экспонатов. Впервые подобная выставка в РФ проводилась при партнёрском участии КНР. Для китайской экспозиции был даже отведён отдельный павильон площадью 3 тысячи квадратных метров. Также работали девять национальных павильонов.
Сюрпризом для многих наблюдателей стало участие в открытии авиасалона президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который привёз в Жуковский большую делегацию турецких специалистов в авиационной сфере. Глава турецкого государства прибыл в Россию по приглашению Владимира Путина и вместе с ним достаточно продолжительное время осматривал экспозицию, знакомился с образцами авиационной техники и всячески демонстрировал готовность к полномасштабному сотрудничеству.
По итогам переговоров Путин сообщил, что обсудил с президентом Турции возможности развития военно-технического сотрудничества.
– Поговорили о сотрудничестве по Су-35 и о возможной работе даже по новому самолёту Су-57, – заявил В. Путин на пресс-конференции. – У нас возможностей много, мы продемонстрировали новые системы оружия и новые системы радиоэлектронной борьбы. Многое, на мой взгляд, заинтересовало наших турецких партнёров, и не только с точки зрения приобретения, но и с точки зрения совместного производства, – добавил он. Также обсуждались вопросы сотрудничества в военно-технической и гражданской сферах.
Демонстрационная программа
Московский авиасалон всегда отличался очень эффектными показами военной авиационной техники. И на этот раз основной акцент был сделан именно на демонстрацию военных самолётов и вертолётов. В лётной программе принял участие 81 летательный аппарат, включая 39 самолётов в составе восьми пилотажных групп. "Гвоздём программы" стал индивидуальный пилотаж на перспективном истребителе 5-го поколения Су-57. Возможности истребителя по сверхманёвренности продемонстрировал заслуженный лётчик-испытатель ОКБ "Сухой", Герой России Сергей Богдан.
Впервые участникам и гостям авиасалона была представлена программа "Воздушный бой с элементами сверхманёвренности", выполняемая двумя истребителями Су-30СМ морской авиации ВМФ России.
Также своё мастерство продемонстрировали авиационные группы высшего пилотажа Воздушно-космических сил РФ "Русские витязи" (Cу-30СМ), "Соколы России" (Су-35С) и "Стрижи" (МиГ-29). В гражданском секторе выступили пилотажные группы "Русь", "Первый полёт", "Колибри" и гости из Прибалтики – группы Baltic Bees Jet Team и ANBO.
Впервые в ходе авиасалона его организаторы провели соревнования по высшему пилотажу на одномоторных поршневых самолётах – "Кубок МАКС-2019", в котором приняли участие российские спортсмены-авиаторы.
Статическая экспозиция
На статике MAKS-2019 было представлено 133 летательных аппарата. Ключевым событием МАКС-2019 стала мировая премьера среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21-300. Два самолёта, в том числе третий лётный образец, на котором установлен пассажирский салон, показаны на статической стоянке. Ещё один самолёт принял участие в лётной программе. Впервые на статической стоянке показан экспортный вариант истребителя 5-го поколения Су-57Э. Также впервые был продемонстрирован новый самолёт-заправщик Ил-78М-90А.
Холдинг "Вертолёты России" представил ряд новинок, в том числе впервые был показан в полёте средний многоцелевой вертолёт Ка-62, в первый раз в выставке принял участие первый серийный образец тяжёлого транспортного вертолёта Ми-38 с салоном повышенной комфортности. Лёгкий вертолёт "Ансат" демонстрировался с салоном VIP, разработанным в партнёрстве с институтом НАМИ – создателем лимузинов Aurus.
Иностранные авиапроизводители представили ряд самолётов, ранее не демонстрировавшихся в России. Среди них ближнемагистральный лайнер Embraer E-195E2 (Profit Hunter) в окраске Tech Lion, бизнес-джет Pilatus PC-24, способный базироваться на грунтовых аэродромах, и лёгкий самолёт Piter M500. Широкофюзеляжный самолёт Airbus A350-900 уже участвовал в салонах МАКС, однако в 2019 году показаны элементы нового оснащения салона Airbus Connected Experience.
Деловая программа
В дни работы авиасалона было проведено около 90 конференций и семинаров, участниками которых стало свыше 2000 специалистов. Крупнейшие сделки заключены по самолётам МС-21 и Superjet 100, вертолётам Ми-8АМТ и "Ансат". Соглашения о сотрудничестве с крупнейшими российскими авиапроизводителями подписал Новикомбанк – генеральный финансовый партнёр салона. Контракты оцениваются в 248 млрд рублей.
Суммарный деловой потенциал MAKS-2019 оценивается в 400 млрд рублей, не считая переговоров, проведённых по линии военно-технического сотрудничества. Последние, по заявлениям "Рособоронэкспорта", исчисляются миллиардами долларов.
Общее число посетителей авиасалона превысило 578 тысяч. В проведении MAKS-2019 существенную помощь оказали волонтёры, отобранные из числа учащихся и студентов Московской области. Общественную и антитеррористическую безопасность в дни проведения авиасалона на территории ЛИИ им. М. Громова обеспечивали более двух тысяч сотрудников полиции и военнослужащих Росгвардии. В общей сложности на авиасалоне работали 3100 журналистов из 594 российских и 238 зарубежных СМИ.