Как Папа поделил Азию, и кому достался Казахстан
Когда Колумб открыл Америку (сам он, правда, был уверен, что лишь добрался окружным путём до Западной Индии), перепуганные успехами испанцев и перспективой остаться не у дел португальцы кинулись к международному арбитру, папе Александру VI. И в результате, в мае 1493 года, явилась знаменитая булла Inter caetera ("Между прочим"). Между прочим поделившая Землю между Португалией и Кастилией по линии, проведённой аккурат посередине Атлантики - от полюса до полюса. Эта история, известная даже многим современным студентам-географам, и послужившая, (между прочим) прологом тому, что в нынешней Бразилии говорят по-португальски (в отличие от всей прочей Латинской Америки) была, однако, не первой попыткой пап разделить земной шар. Первая предпринималась двумя столетиями ранее.
…В начале XIII века в недрах католицизма зародились два могущественных ордена, членам которых суждено было сыграть важную роль как в истории географических открытий, так и в истории политической. Созданные с единообразными целями – ради борьбы с ересями и для распространения католицизма - ордена Франциска Ассизского и Доминика де Гусмана изначально дублировали друг друга, а оттого долгие века оставались непримиримыми антагонистами и постоянными соперниками.
Особенно ярые столкновения между францисканцами и доминиканцами происходили по поводу раздела "сфер влияния" на Востоке. Хотя истинная география и подлинные размеры Азии представлялись в то время весьма приблизительно, реальные богатства, которые поступали из глубин материка (особенно тонкие специи), будоражили воображение не одного только европейского купечества. Они не давали покоя и пронырливому папе Иоанну XXII, резиденция которого находилась тогда не в Риме, а в Авиньоне.
Он-то, папа, для пользы дела и решил в 1318 году вопрос кардинально – взял да и поделил Азию между конкурирующими орденами, подписав специальную буллу "Redemptor noster". Доминиканцам достались Татария (в т. ч. и территория нынешнего Казахстана) и Индия, а францисканцам – Крым и Китай.
Азия, правда, на столь смелое решение европейцев никак не отреагировала – не заметила. Из Азии многое виделось по-другому. Что доминиканцы, что францисканцы – кто их разберёт…