Прошедший ноябрь выдался урожайным на коррупционные скандалы в полицейской среде. Сначала по подозрению в хищении 136 миллионов тенге, выделенных на закупку спецоборудования, был взят под домашний арест начальник оперативно-криминалистического департамента МВД РК. Затем сарыаркинский районный суд Астаны признал виновным в получении взятки бывшего начальника отдела управления миграционной полиции столичного ДВД. Майора оштрафовали на 1,26 млн тенге, за то что он небескорыстно давал разрешение иностранным гражданам на временную регистрацию в мегаполисе. Потом таразский городской суд признал виновным в превышении власти заместителя начальника отдела городского УВД. Подполковник был уволен со службы и оштрафован за "развод" на деньги родственников, подозреваемых по одному нашумевшему уголовному делу. И, наконец, городской суд Петропавловска осудил к 3,5 годам лишения свободы экс-оперативника ДВД Северо-Казахстанской области. Как выяснилось, он обещал своему знакомому, подозреваемому в хищении 25 млн тенге, решить его проблему на стадии досудебного расследования. За свои посреднические услуги оперативный работник запросил 20 000 долларов.

О том, как само полицейское ведомство проводит чистку собственных рядов от оборотней в погонах, и как оно заботится об укреплении дисциплины и правопорядка среди личного состава корреспонденту informburo.kz рассказал заместитель начальника управления департамента собственной безопасности МВД, майор полиции Адильгожа Кусаинов.

Противодействие коррупции

"В последнее время в МВД изменились подходы в решении этой злободневной проблемы, – рассказывает майор Кусаинов. – Связано это с изменением Закона, который раньше назывался "О борьбе с коррупцией", а теперь "О противодействии коррупции". Разница в том, что сейчас наши усилия направлены на пресечение очагов коррупции, тогда как раньше мы боролись с её последствиями".

Чтобы уберечь молодых полицейских от соблазна заработать левые деньги на рабочем месте, сотрудники подразделений собственной безопасности периодически организовывают им встречи с сотрудниками теперь уже национального бюро по противодействию коррупции Министерства по делам госслужбы. В ходе этих встреч гости читают оперативникам, следователям, дознавателям и участковым инспекторам лекции о требованиях действующего законодательства и на конкретных примерах рассказывают, к чему приводит их нарушение. Как нетрудно догадаться, печальным итогом заигрываний с Фемидой становится скамья подсудимых.


Фото Олега Спивака
Закономерный итог заигрываний с Фемидой

Нередко на такие ответственные мероприятия приглашают представителей партии "Нур Отан" и членов Общественного совета при МВД, которые также взывают с высоких трибун к стражам правопорядка с просьбой всегда соблюдать букву закона. Жаль, что журналистов на такие интересные мероприятия никто не приглашает – ни ведомственная пресс-служба, ни сами сотрудники департамента собственной безопасности. А так хотелось бы узнать мнение политиков и общественных деятелей об эффективности проводимой антикоррупционной кампании…

Вопросы противодействия коррупции в обязательном порядке рассматриваются на коллегиях МВД и итоговых совещаниях городских и областных ДВД. Руководитель подразделения, в котором был изобличён очередной взяточник, отчитывается перед генералом за своего подчинённого и предлагает своё решение проблемы.

Ну а если до кого-то не доходят увещевания, то сотрудники ДСБ прибегают к тактике шоковой терапии. Они собирают в актовом зале личный состав районного или городского управления внутренних дел, чтобы офицеры и сержанты воочию видели, как проходит открытый судебный процесс над их коллегой – взяточником. Если к допросам гособвинителя и судьи можно относиться более-менее спокойно, то один вид плачущей жены и матери подсудимого заставит сжаться сердце любого в зрительном зале. Ну а строгий приговор судьи – с обязательной конфискацией имущества – остановит многих от рокового шага. Поэтому, какой бы жёсткой на первый взгляд, не выглядела бы эта профилактическая мера, она тем не менее признана эффективной.

Всего за 10 месяцев этого года было проведено 48 выездных судебных заседаний по уголовным делам оборотней в погонах.

Отлично зарекомендовали себя и оперативно-профилактические и рейдовые мероприятия, которые сотрудники ДСБ проводят совместно с инспекцией по личному составу. Рейды носят внезапный характер, они проходят в любое время суток в любых подразделениях органов внутренних дел, включая помещения изоляторов временного содержания и приёмников-распределителей. Сотрудники ДСБ проверяют, как сотрудники полиции соблюдают требования закона и служебную дисциплину.

"К примеру, наши сотрудники беседуют с административно арестованными гражданами на предмет законности их задержания и условий содержания в закрытых заведениях, – рассказывает Адильгожа Кусаинов. – Если поступают жалобы, проверяющие регистрируют их, а затем проводят разбирательство. Когда сотрудники ДСБ заходят в здания районных управлений внутренних дел, то они ко всему прочему проверяют, насколько корректно ведут себя оперативные дежурные, дознаватели, оперативники и следователи по отношению к гражданам, не курят ли они в служебных помещениях и т.д. Мы даже по базе дорожно-патрульной полиции проверяем – не нарушают ли они правила дорожного движения. Таким образом, мы поддерживаем дисциплину и законность среди личного состава".

За 10 месяцев 2015 года сотрудники территориальных подразделений собственной безопасности провели в общей сложности более 2000 оперативно-профилактических мероприятий. Проверяя полицейские участки, они пресекли десятки преступлений, в том числе коррупционных. Кроме того, выявили свыше 2500 правонарушений, совершённых сотрудниками полиции.

Разрушение стереотипов

Однако не стоит воспринимать департамент собственной безопасности исключительно в качестве карательного органа, который только и делает, что изобличает и строго наказывает нарушителей в форме. В первую очередь, это подразделение призвано защищать сотрудников полиции и членов их семей от преступных посягательств и необоснованных обвинений со стороны отдельных граждан. Любая жалоба и донос на сотрудника полиции рассматривается в первую очередь в ДСБ. А уж потом, по итогам служебного расследования выносится решение.

"Хочу отметить, что основной принцип деятельности подразделений собственной безопасности – это обеспечение законности, принципиальности и объективности, – разъясняет майор Кусаинов. – Если сотрудник виновен, то он должен понести наказание. Если мы видим, что сотрудника несправедливо оговорили, ущемили его права, то мы обязательно примем все меры, чтобы защитить его права, честь и достоинство".

Меры воздействия на недобросовестных стражей правопорядка различны: начиная от дисциплинарного взыскания за допущенное нарушение и заканчивая уголовным преследованием за совершение преступления.

1402 – номер телефона доверия МВД.

На этот номер нередко звонят жёны полисменов после семейных скандалов и даже их соседи, недовольные вспыльчивым, неуживчивым нравом стража правопорядка. Но если супруги жалуются в основном на оскорбления и рукоприкладство мужа, то соседи иной раз намекают на несоответствие официальных доходов полисмена его роскошному образу жизни. Мол, шикует он со своими домочадцами, спрашивается, на какие-такие средства?

Оперативная служба ДСБ и проверяет эту информацию. Не все сигналы подтверждаются, зато душа спокойнее за проверенного сотрудника.

Чужие среди своих

Напоследок мы поинтересовались у майора Кусаинова, как обстоят дела с соблюдением антикоррупционного законодательства в самом департаменте собственной безопасности. Не ловили ли за руку кого-нибудь из сотрудников?

"Для того чтобы в ДСБ не попадали случайные или сомнительные лица, у нас ужесточена кадровая политика. При отборе кандидатур на вакантные должности учитываются их профессиональные и морально-психологические качества. Сотрудники в ДСБ назначаются министром по представлению начальника департамента. Сотрудник ДСБ должен быть на голову выше других полицейских в профессиональном плане, – считает Адильгожа Кусаинов. – Минимальный стаж его службы в оперативно-следственных подразделениях не должен быть меньше пяти лет. Это нужно, для того чтобы он качественно проводил оперативные разработки и служебные расследования, разбирался во всех нюансах действующего законодательства и обеспечивал полноту и всесторонность досудебных расследований".

PS. Казахстанские сотрудники ДСБ хотели бы перенять опыт у британских коллег, которых принято называть уполномоченными по этике. По их мнению, именно констебли Туманного Альбиона обеспечены всеми правами и полномочиями, и не ограничены ни в чём, что помогает им весьма успешно противостоять коррупции в полицейской среде.

Справка

У департамента собственной безопасности МВД РК 20-летняя история. Это самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно министру внутренних дел. В его состав входят оперативное и следственное подразделения, а также инспекция по личному составу. Это означает, что сотрудники ДСБ сами вычисляют, задерживают подозреваемых и сами проводят досудебное расследование.

В функции ДСБ входит:

  • защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц;
  • предупреждение, выявление и расследование преступлений и правонарушений, совершённых сотрудниками полиции;
  • контроль за соблюдением норм служебной этики;
  • обеспечение безопасности сотрудников полиции и членов их семей.