Этот самолёт является китайским аналогом советского Ан-12 и производится корпорацией Shaanxi Aircraft Company. Транспортник прибыл в Казахстан в конце сентября 2018 года.


Пилотская кабина Y8F200W / Фото Григория Беденко

Многоцелевой транспортный самолёт Shaanxi Y8 – это типичный пример так называемого китайского реверсного дизайна. Его история началась в 1960-х годах, когда КНР приобрела для своей армии в Советском Союзе несколько военно-транспортных Ан-12. Позже китайской стороне была передана и техническая документация, необходимая для самостоятельного производства этих самолётов. Но из-за фактического разрыва советско-китайских отношений, последовавшего затем, выпуск самолёта в Китае начали только в 1981 году.


Рабочее место штурмана / Фото Григория Беденко

Первые серийные самолёты строились полностью из советских деталей и были идентичны Ан-12. Но где-то к началу 1990-х китайцы стали понемногу менять базовую конструкцию летательного аппарата, пытаясь его модернизировать. В частности, они удлинили носовую часть, где расположена штурманская кабина и поставили туда остекление от стратегического бомбардировщика Н-6 – китайского аналога советского Ту-16. Также были доработаны советские турбовинтовые двигатели АИ-20, получившие название WJ6. Их моторесурс был увеличен до 2000 часов.


Приборы контроля работы двигателей – аналоговые / Фото Григория Беденко

В 1984 году китайские авиапроизводители разработали версию Y8X, представляющую собой базовый патрульный самолёт, оснащённый мощной обзорной РЛС Litton APSO-504, разведывательной аппаратурой, фотоаппаратурой видимого и ИК-диапазона, а также сбрасываемыми гидроакустическими буями. На вооружении ВМС КНР имеется 8 таких машин. В 1986 году была разработана гражданской версии самолёта под индексом Y8B, а в 1993 году самолёт совершил свой первый полёт.


Казахстанские лётчики уже освоили китайский самолёт / Фото Григория Беденко

В истории самолёта был весьма любопытный эпизод, связанный с китайско-американским сотрудничеством. В конце 1980-х годов при техническом содействии корпорации Lockheed была разработана новая версия самолёта, получивший индекс Y8C. Как известно, Lockheed производит один из самых массовых военных транспортников в мире C-130 Hercules. В результате советско-китайский гибрид стал ещё и немного американским. Он получил двухсекционную рампу, аналогичную установленной на С-130, а также герметизированную грузовую кабину.


Цифровой пилотажно-навигационный комплекс / Фото Григория Беденко

Прототип Ан-12 был оснащён лишь небольшим герметизируемым отсеком, где располагался экипаж. Все дальнейшие версии Y8, включая и ту, что получил Казахстан, стали полностью герметичные. Это улучшение стало, пожалуй, самым принципиальным, так как позволило увеличить высоту полёта, скорость на эшелоне и, как следствие, значительно снизить расход топлива. Модернизация помогла сделать самолёт более привлекательным для экспорта. Кроме прочего китайско-американская версия была оснащена новыми системами кондиционирования воздуха, кислородной системой, а также дополнительными аварийными люками. Но в 1989 году в Китае произошли известные события на площади Тяньаньмэнь, и сотрудничество с американцами было свёрнуто по политическим мотивам.


На базе Y8 разработано множество модификаций / Фото Григория Беденко

В 1989 году был построен самолёт-носитель беспилотных летательных аппаратов Y8E. Эта машина способна транспортировать к месту выполнения боевой задачи два разведывательных дрона BUAA ChangHong-1, которые являются копией американского Ryan AQM-34 Firebee. Аппараты крепятся на внешней подвеске самолёта-носителя.


Самолёт может работать при любых температурах / Фото Григория Беденко

Начиная с 90-х годов, китайцы разработали множество модификаций Y8, включая и совсем уж экзотические. Чего, например, стоит версия Y8F200, предназначенная для перевозки овец. На трёх палубах самолёта можно одновременно перевозить 350 животных. Был создан и пассажирский вариант, получивший название Y8K. Модификация Y8F-100 получила более мощные двигатели, систему GPS, новую радиолокационную станцию. На модификации Y8F200 (именно такой приобретён Национальной гвардией РК) был на 2,2 метра удлинён фюзеляж.


Конструкция шасси позволяет садиться и взлетать с грунтовых ВВП / Фото Григория Беденко

В конце 1990-х годов на базе Y8 было создано несколько разновидностей самолёта радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединённых общим названием "проект Gaoxin". Самолёты, имеющие на борту разные комплекты специального оборудования, получили индексы Y8CB и Y8JB.


Самолёт может перевозить людей, различные грузы и лёгкую бронетехнику / Фото Григория Беденко

Драматичным оказалось сотрудничество с "материнским предприятием" – украинской компанией "Антонов". В 2001 году начались работы по проекту нового варианта самолёта Y8F600. Он оснащался канадскими турбовинтовыми двигателями Pratt&Whitney и полностью обновлённой бортовой радиолокационной станцией. Экипаж был сокращён до двух человек благодаря оптимизации систем управления и пилотирования.

На базе 200-й и 600-й модификаций были построены два прототипа самолёта ДРЛО KJ200. Cамолёты отличались необычным дизайном: в верхней части фюзеляжа была смонтирована РЛС с фазированной антенной решёткой Erieye AESA от компании Ericsson. Прототип самолёта KJ200, построенный на базе Y8F600, совершил первый полёт в январе 2005 года. 3 июня 2006 года он потерпел катастрофу из-за обледенения. Погибли все находившиеся на борту машины 40 человек.


Военнослужащие авиагруппы Национальной гвардии РК / Фото Григория Беденко

Ещё одной экзотической версией этого самолёта является Y8XZ – самолёт для пропаганды и ведения психологической войны. На борту имеется большое количество передающей аппаратуры. Была также создана модификация Y8T – воздушный командный пункт на базе Y8F400. Всего построено три таких самолёта. Ещё один вариант самолёта – ДРЛО ZDK-03 спроектирован специально для ВВС Пакистана. Он оборудован РЛС кругового обзора. В конце 2011 года в Пакистан была поставлена первая машина. Также сообщалось о разработке экспортно-ориентированного самолёта ДРЛО ZDK-06.


Фонарь штурманской кабины был позаимствован у китайского стратегического бомбардировщика H6 (аналог Ту-16) / Фото Григория Беденко

Экспортная модификация самолёта получила индекс Y8D. Машина оснащена оборудованием западного производства. К настоящему времени Shaanxi Aircraft Company поставила иностранным заказчикам восемь единиц. Самолёт стоит на вооружении ВВС шести стран мира. В их числе Венесуэла, Иран и Мьянма (Бирма). В середине прошлого года один из бирманских самолётов потерпел катастрофу, в которой погибло 122 человека.


Y8F200W считается гибридным самолётом / Фото Григория Беденко

Столь подробное описание этого уникального гибридного самолёта необходимо для понимания ситуации в целом. Дело в том, что поставки Китаем авиационной техники на экспорт – это явление абсолютно новое, а для силовых структур Казахстана и вовсе экстраординарное. Во-первых, львиная доля всего казахстанского парка государственной авиации – это самолёты и вертолёты советского и российского производства. На вооружении 218-й эскадрильи ВВС СВО стоят лёгкие транспортные самолёты CASA C295, производства Airbus Military (8 единиц). 612-я авиабаза ВВС СВО, расположенная в Таразе, имеет на вооружении 4 БПЛА китайского производства Wing Loong. Также в военно-воздушных силах есть небольшое количество лёгких транспортных вертолётов Eurocopter EC 145 и американских Bell UH-1 Iroquois.


Командиры всегда озабочены боевой подготовкой / Фото Григория Беденко

Китай, как и Россия, – наш ближайший сосед и, судя по всему, хотел бы всерьёз и надолго обосноваться здесь в плане поставок военной техники, а также её последующего сервисного обслуживания. При этом Казахстан, являясь одним из наиболее активных участников ОДКБ, поддерживает унификацию вооружения и боеприпасов среди государств, входящих в организацию. Поэтому именно боевая техника у нас в основном российского производства, либо модернизированная советская. При этом военно-транспортные самолёты Казахстан в ближайшие годы закупит в Китае. Речь идёт именно о Y8F, которые кроме Национальной гвардии (+ 1 единица) поступят в Военно-воздушные силы (заказано 3 единицы). Эти самолёты будут перевозить бойцов десантно-штурмовых войск.


Кроме планера китайцы модернизировали и двигатели самолета / Фото Григория Беденко

Непонятной остаётся судьба контракта с ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация РФ) на поставку для казахстанских ВВС тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Ранее сообщалось, что казахстанская сторона заказала для перевозки бойцов десантно-штурмовых войск 2 единицы. Что касается Украины, то по некоторым данным, выбор в пользу китайских самолётов был сделан именно из-за срыва контракта. "Антонов" должен был поставить для Национальной гвардии второй транспортник "Ан-74". Но этот самолёт так и не был построен, несмотря на финансовое обслуживание контракта со стороны Казахстана. Очевидно, что китайские производители явно выигрывают в подобной ситуации у российских и украинских конкурентов.


Игорь Кармыков, начальник управления авиации Национальной гвардии РК / Фото Григория Беденко

– В целях своевременного оперативного реагирования на вызовы общественной безопасности, Национальная гвардия должна обладать авиационной техникой, способной перебросить в любую точку Казахстана необходимое количество людей и грузов. Этот самолёт позволяет выполнить такую задачу. Выбор самолёта был обусловлен в первую очередь ценой и качеством, – рассказывает полковник Кармыков.


Самолёт для Нацгвардии был построен по техническому заданию наших военных специалистов / Фото Григория Беденко

По словам начальника авиакрыла Нацгвардии, самолёт был построен для Казахстана эксклюзивно, то есть его комплектация была подобрана по техническому заданию наших военных специалистов.

– У нас смешанный вариант приборного оборудования, – продолжает Игорь Кармыков. – Часть – аналоговая. В основном – это приборы контроля двигателя, для того чтобы при минусовых температурах на стоянке их работа была надёжной. Часть оборудования цифровая. Это пилотажно-навигационные приборы. Они сведены в троекратно продублированную систему EFIS с МФИ. Эти системы позволяют проверить любой пилотажный элемент.


Военно-транспортный Ан-74 / Фото Григория Беденко


В авиапарке Нацгвардии есть вертолёты Ми-8 и Ми-171 / Фото Григория Беденко


Трудяга Ан-26 всё ещё в строю / Фото Григория Беденко


Зимняя одёжка для вертолёта / Фото Григория Беденко

– Основное направление развития авиационного парка – это его унификация и взаимозаменяемость. Самолёт данного класса у нас пока один, но так как это линейка самолётов "Антонов" – Ан-26, Ан-12, Ан-74, приборы многие взаимозаменяемы. Поэтому планируем как минимум ещё один самолёт взять. У нас говорят "один самолёт – это полсамолёта". Парк будем расширять, – сообщил Игорь Кармыков.




Аскар Кажытаев, лётчик-инструктор / Фото Григория Беденко

– Летом в течение трёх месяцев мы проходили в Китае теоретическую наземную и практическую подготовку. Освоили там полёты по кругу и по маршруту. После этого прибыли в Казахстан. 13 декабря произвели первый самостоятельный вылет. Самолёт отличается своими характеристиками – размеры, четыре двигателя. Сложнее в управлении. Максимальная взлётная масса – 61 тонна. Вес пустого – 36 тонн. На данном самолёте стоят МФИ (многофункциональные индикаторы), на которых отображается ряд навигационных и командных приборов. Сейчас уже понемногу освоили работу с ними. До этого я летал на Ан-26. Китайский самолёт практически не отличается от Ан-12 по расположению основных органов управления. На нём стоит современный приборный комплекс EFIS, – поделился впечатлениями лётчик-инструктор Аскар Кажытаев.


Тренировочные полёты будут проводиться два раза в неделю / Фото Григория Беденко

– Мы первые, кто будет эксплуатировать такой самолёт на постсоветском пространстве, – продолжил полковник Игорь Кармыков. – Первый год, пока самолёт находится на гарантии, мы будем смотреть, какие у него сильные и слабые стороны. Самолёт может перевозить максимальный груз весом до 20 тонн, имеет 86 посадочных мест и может из Астаны в любую точку Казахстана без дозаправки долететь, выполнить боевую задачу и вернуться обратно в Астану. Аналогом данного самолёта является С-130. У него такие же лётно-технические характеристики, но цена в два раза выше, чем у китайского. Ан-12 не производится уже около 20 лет. Самолёт эксплуатируется в различных климатических условиях. Порядка шести стран имеют их в своих вооружённых силах, в частности, Иран, Пакистан, Венесуэла. Отзывы положительные, поэтому при выборе данного самолёта мы руководствовались тем, что уже проверено годами, зарекомендовало себя.


Лётчики Нацгвардии постепенно обживаются на новом месте / Фото Григория Беденко

Также Игорь Кармыков рассказал о перспективах авиационного крыла Национальной гвардии.

– Чем было обусловлено перебазирование? Во-первых, само географическое расположение Астаны – в центре Казахстана. Отсюда можно долететь в любую точку Казахстана без дозаправки. Потому что самолётам Ан-26 и Ан-74, в случае если что-то произойдёт на западе, придётся как минимум один раз дозаправляться. Это потеря времени и тактического преимущества. Этот самолёт (Y8А200W) может, к примеру, из Астаны на одной заправке долететь до крайней западной точки – Уральска и вернуться обратно, причём с полной загрузкой. Скоростные режимы у него не хуже, чем у Ан-26, а даже лучше: если у Ан-26 средняя скорость порядка 400-450 км/ч, то у Y8 – 550 км/ч.


В 2020 году на этом месте откроется новая авиационная база / Фото Григория Беденко

– Рядом с нами находится строящаяся авиационная база, решение о создании которой было принято в 2015 году. На данный момент выполнена первая очередь строительства. Построены места стоянок самолётов и вертолётов, ограждение. В этом году проведены все коммуникации, выполнены подземные работы. Со следующего года начинается строительство ангара. Думаю, что к концу 2019-го – началу 2020 года будет открыта авиационная база с переездом на нашу новую стоянку. Сейчас мы находимся на стоянке ТОО "КАИ" ("Казахстанская авиационная индустрия"). Она в наибольшей степени отвечает условиям авиационной безопасности, потому что там, где идёт стройка, нельзя эксплуатировать авиационную технику.



Тактико-технические характеристики самолёта Y8F200W

Y8F200W представляет собой многоцелевой военно-транспортный самолёт средней дальности, используемый для перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники. Самолёт может выполнить взлёт и посадку на грунтовую ВПП, ВПП покрытую снегом, а также выполнять полёты в сложных метеорологических условиях днём и ночью. Допустимая для эксплуатации температура окружающей среды составляет от -50°C до +50°C.


Фото Григория Беденко

Размах крыла – 38,00 м.

Длина – 34,02 м.

Высота – 11,6 м.

Площадь крыла – 121,86 м².

Масса пустого самолёта – 35 490 кг.

Максимальная взлётная масса – 61 000 кг.

Полезная нагрузка – 20 000 кг, 90 человек личного состава с полным снаряжением.

Тип двигателя – 4хТВД WJ-6, мощностью 4 250 л.с.

Максимальная скорость – 660 км/ч.

Крейсерская скорость – 550 км/ч.

Практическая дальность – 5 615 км.

Практический потолок – 10 400 м.

Радиус действия – 5 615 км.

Экипаж – 5 (3 или 2 человека на Y8F600).