22-летняя Мерей не подозревала, что её приятели употребляют "мяу" (так называют наркоманы мефедрон). Ведь все они, на первый взгляд, ведут привычный образ жизни: работают, а выходные проводят в компании друзей.  

"Знакомые мне предложили попробовать наркотик. Вначале я наотрез отказывалась. Но через какое-то время мне показалось, что ничего страшного в этом нет, и из любопытства я согласилась. Мне понравилось находиться в этом состоянии настолько, что уже была готова идти за второй дозой. И уже спустя некоторое время, я не заметила как это переросло в зависимость. Со знакомыми я могла неделями не выходить из дома. На такое "развлечение" и уходили все мои деньги", – рассказала Мерей (имена героев материала изменены).

Фото с сайта Deposiphotos.com

В общей сложности девушка употребляла этот вид наркотика три месяца. Зависимость от мефедрона она поборола самостоятельно.

"Я не успела довести это до состояния, чтобы это перевернуло мою жизнь с ног на голову. Я вовремя спохватилась. Поняла, что погублю своё здоровье и жизнь, поэтому сама решила отказаться от употребления. Было тяжело. Испытывала сильную ломку и апатию. Всё, о чём я думала на протяжении полугода, это только наркотики", – призналась Мерей.

Она всё же нашла в себе силы отказаться от наркотика и вернуться к старому образу жизни.


Читайте также: Чуйская долина: как выглядят поля конопли и что делать с диким каннабисом?


Другую историю своей зависимости рассказал 30-летний Александр. Употреблять наркотические вещества он начал будучи школьником.

"Был ребёнком замкнутым и стеснительным. Семья постоянно меняла место жительства. Родители часто ссорились, а потом развелись. В школе были проблемы с учёбой, поэтому уроки я прогуливал. Родители выпивали", – поделился он воспоминаниями.

Фото с сайта Depositphotos.com

Синтетические наркотики Александр употреблял в течение восьми лет.

"У меня была знакомая, которая работала фасовщицей и закладчицей, поэтому наркотики доставались мне легко. Из-за зависимости ухудшились отношения с ребятами и родными. Появились проблемы с законом и большие долги. Возникали также проблемы со сном и беспокоил нервный тик", – добавил Александр.

Он уже третий месяц проходит лечение в отделении социальной реабилитации при Республиканском научно-практическом центре психического здоровья в Павлодаре.

По словам молодого человека, изначально избавляться от зависимости он не хотел: в центр его привёз участковый. Мотивация к лечению у него появилась, когда он встретил знакомого, вместе с которым употреблял долгое время наркотики. Знакомый уже был консультантом в центре. 


Читайте также: Лечение наркомании в Казахстане. Куда обратиться и кто поможет


Азамату 35 лет. До зависимости он работал клубным диджеем. Сейчас Азамат тоже лечится в отделении социальной реабилитации.

"Начал употреблять синтетические наркотики с 2015 года. До этого я употреблял только анашу. Предложили "скорость" мне друзья", – рассказал он.

Фото с сайта Depositphotos.com

Азамат, осмысливая ситуацию, признал, что обида на родителей и жизненные трудности подтолкнули его к употреблению наркотиков. Спустя год он сам обратился за помощью в наркологическую клинику и рассказал об этом своим родителям. Сейчас же его цель – пройти все этапы реабилитации, чтобы побороть зависимость и вернуться к обычной жизни.


Читайте также: Кайф синтетический – боль реальная. Наркоманы зачастую обращаются за помощью слишком поздно


Наркотическая зависимость приводит и к трагическим последствиям. Существует риск передозировки, осложнений, вызванных серьёзными сопутствующими заболеваниями, и несчастных случаев.

Психиатр-нарколог Гульмира Садвакасова из Республиканского научно-практического центра психического здоровья отметила, что у выписавшихся пациентов часто возникает иллюзия того, что после успешного преодоления зависимости, они могут попробовать наркотик снова. 

"Буквально месяца два назад погиб наш пациент. После того как он выписался, на протяжении полугода мы знали, что у него не было проблем с наркотиками. Он периодически приходил к нам, рассказывал о своей жизни, но, к сожалению, из окружения употребляющих он вырваться с не смог. Неизвестно, был это суицид или убийство. Упал с 10-го этажа. Опять же, на почве употребления наркотиков. Парню было 28 лет. Вся жизнь была впереди", – поделилась историей нарколог.  

Синтетические наркотики: статистика по Казахстану

Сейчас в Казахстане на динамическом наблюдении с зависимостью от наркотических веществ находится 18 243 человека. В основном это взрослые мужчины. Женщин зарегистрировано 1498, несовершеннолетних – 97. Такие цифры представил вице-министр здравоохранения Тимур Султангазиев.

По данным Министерства здравоохранения, число одержимых новыми психоактивными синтетическими веществами резко возросло. В 2018 году в стране под динамическим контролем находились 147 жителей, употреблявших синтетические наркотические средства. Сейчас же их насчитывается 731

Очевидно, что реальное число наркоманов, пристрастившихся к "синтетике", во много раз выше.


Читайте также: "Не могут даже сходить в уборную". Эксперты рассказали об опасности синтетических наркотиков


В павлодарском филиале Республиканского научно-практического центра психического здоровья ежегодно проходят лечение от наркозависимости 300-350 пациентов. Они получают комплексную психологическую коррекцию, психотерапевтические вмешательства и социальную реабилитацию и реадаптацию.

"Половина из тех, кто поступает к нам с наркотической зависимостью имеет проблемы с синтетическими наркотиками. Большинство употребляют синтетические наркотики смешанно, то есть употребляют традиционные наркотики (героин, опий) и сочетают их с синтетическими. Другая часть – это те, кто приходит исключительно с проблемами употребления синтетических наркотиков. Их насчитывается 160-170 пациентов в год", – рассказала  Гульмира Садвакасова.  

По её словам, социальный статус пациентов абсолютно разный. Наркотики могут употреблять люди, у которых высокое социальное положение. У многих есть семьи. Наркотической зависимостью могут страдать и студенты вузов. 

Наркоторговцы не прячутся

Последние пять лет наблюдается рост спроса на синтетические наркотики, тогда как спрос на традиционные (героин, марихуана) уменьшился. Об этой динамике сообщил директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Куаныш Алтынбеков. По его словам, такой тренд связан с тем, что "синтетика" стоит дёшево и её легко достать.

Гульмира Садвакасова пояснила, что новые виды синтетических наркотиков появляются постоянно, и власти зачастую не успевают вносить их в списки запрещённых препаратов. Под видом клубных, развлекательных препаратов или "средств для расслабления" такие вещества распространяют почти легально.

Также очень сложно контролировать каналы распространения: закрывают один такой "магазин" в интернете, как тут же появляется другой. Часть из них прячется в даркнете, а другие действуют почти открыто и даже рекламируют свои услуги в соцсетях.

Что не так с постановкой зависимых на учёт

Стигматизация (то есть навешивание социальных ярлыков) наркозависимых очень часто мешает им вернуться к трезвому образу жизни.

"И родители, и сами пациенты боятся постановки на учёт, потому что наркологический учёт – это некий контроль. Пациент не может взять справку для поступления на учёбу и работу", – отметила Гульмира Садвакасова.

По этой причине, пояснила эксперт, наркозависимые чаще обращаются за помощью в частные организации, где лечение можно получить анонимно. В итоге официальные данные не отражают реальной картины: нет корректных цифр о том, сколько казахстанцев страдает от наркотической зависимости.


Читайте также: На сколько лет сажают закладчиков наркотиков в Казахстане


Гульмира Садвакасова также выделила другую проблему – отношение пациента с близкими.  После завершения программы реабилитации близкие и семья часто надеются, что пациент будет следовать определённому образу жизни, который они считают наиболее подходящим. Однако это может оказывать давление на пациента, особенно если его собственные желания и цели не соответствуют ожиданиям окружающих. В этой ситуации возникает конфликт интересов, и пациент может столкнуться с искушением вернуться к прежнему образу жизни.

Другая же проблема заключается в том, что пациентам легче находиться в социуме, который состоит из тех, кто не находится в трезвости и не проходил программу. 

"Ребята выходят и пытаются строить отношения со "здоровыми" – ищут вторую половинку среди, условно, "не зависимых". Ожидание, что их будут понимать, в какой-то момент начинает рушиться. Многие из них говорят, что им проще общаться с такими же, как они. Риск срыва очень высок. В нашей практике такое встречается достаточно часто", – подчеркнула нарколог. 

Со слов Куаныша Алтынбекова, Министерство здравоохранения прорабатывает вопрос введения консультативного учёта для лиц, у которых есть первичные проблемы с потреблением наркотиков.

"У такой категории лиц не будет больших ограничительных барьеров и в то же время у нас он будет получать консультативную специализированную помощь", – пояснил он.

Также он отметил, что если пациент имеет продолжительную зависимость, то без динамического наблюдения обойтись невозможно, потому что лица, которые потребляют психоактивные вещества, представляют социальную опасность. К примеру, человека с зависимостью очень опасно пускать за руль или доверять ему оружие. Но после того как человек выздоравливает, уходит в ремиссию, с динамического наблюдения его снимают, и он может обладать всеми правами как человек, который не состоит на динамическом учёте, пояснил эксперт.

О важности первичной профилактики

Гульмира Садвакасова считает, что огромное внимание нужно уделять первичной профилактике, то есть работе с теми, кто не пробовал наркотики.

"Не говорить о том, что наркотики – это плохо, а говорить о том, что необходимо вести здоровый образ жизни. Иными словами, необходима мощная профилактика среди подростков и молодёжи. Во всём мире только так. Главное – не допустить", – подчеркнула нарколог.