Как казахстанские производители воды проходят тестовый период цифровой маркировки
Как производителям воды защитить репутацию и своих клиентов от контрафактной воды? Консенсусом между государством, бизнесом и потребителями становится цифровая маркировка. Этот инструмент в мировой практике считается самым эффективным против теневого оборота и подделок. Как маркировка внедряется бизнесом в Казахстане – в материале пресс-службы ТОО "Центр развития цифровой экономики".
Теневой оборот на рынке воды, включая контрафакт, доходит до 24% – эти расчеты проведены Центром развития цифровой экономики по методологии, согласованной с Министерством сельского хозяйства РК. То есть "тень" распространяется почти на пятую часть всей продукции. Кроме того, в производстве бутилированной воды в Казахстане не раз обнаруживались нарушения, а в составе даже находили паразитов.
Такая ситуация не может не отражаться на казахстанских производителях, многие из которых считают важным защиту своей репутации и здоровья граждан. По этим причинам, а также с целью вывоза продукции на экспорт, большего контроля внутри производства, повышения прозрачности многие из бизнесменов сами выступают за маркировку своей продукции.
Среди участников – дистрибьютор воды Samal. Артем Таранов, директор ТОО "Бизнес Парк Навигатор", ТМ Samal Water, поделился, почему компания посчитала важной участие в "пилоте".
"В первую очередь маркировка – это прослеживаемость товара, планирование объёма спроса и производства, исключение недобросовестных производителей и защита от подделок. Маркировка в итоге позволит увеличить выручку. Объём товаров в среднем в месяц порядка 2-3 млн бутылок, у нас есть возможность маркировать весь товар. Пилотный проект проходил неплохо, результатами мы довольны. Из минусов – это стоимость оборудования. Плюсы – в измерении точного количества произведённой продукции и определения бракованной продукции на ранней стадии производства. Маркировка, безусловно, повлияет в целом на экономические процессы. Так предприниматель сможет защитить свой бренд, маркировка – также спасение от фальсификата. Потребитель получит только качественный товар, а государственный бюджет пополнится налогами. То есть инициатива выгодна для всех. Мы должны заботиться о наших клиентах и делать всё возможное для исключения из оборота фальсифицированной продукции. Думаю, многие бизнесмены меня поддержат", – говорит он.
Еще один участник пилотного проекта – производитель воды Tassay ТОО "Юникс". Руководство компании приняло решение маркировать товар ещё и потому, что компания является экспортёром воды в Россию, где маркировка уже является обязательной.
"Спрос на казахстанскую воду растёт всё больше с каждым годом. Сейчас в связи с санкциями крупные международные игроки уходят с российского рынка, мы используем освободившуюся нишу. В сфере HoReCa уже виден дефицит премиальной воды. Мы, конечно, используем эти возможности. По требованию российского законодательства мы начали маркировать воду, иначе экспорт был бы невозможен. Также, конечно, хотим быть готовы к моменту обязательной маркировки в Казахстане – быть на шаг впереди конкурентов", – делится руководитель проекта маркировки предприятия Ибрагим Абдуллин.
Сейчас компания прорабатывает разные возможности нанесения маркировки, в том числе обсуждая с госорганами, как можно удешевить процесс. К примеру, внедряя технологически упрощённый вариант, не требующий установки на линию производства.
Когда маркировка станет обязательной, потребители смогут получить информацию о производителе, импортёре, дистрибьюторах и другом – для этого достаточно просто отсканировать упаковку с помощью камеры своего телефона.