Как и чем живёт Аральское море
Огромное море почти полностью высохло всего за несколько десятилетий. Команда мультимедийного экопроекта "ЛИВЕНЬ. Living Asia" побывала в экспедиции на Арале и специально для informburo.kz привезла фоторепортаж о море, которое стало пустыней.
"Таблетка" (так местные называют полноприводный УАЗик), то и дело опасно кренясь и скрипя от натуги, едет и едет по песку. Если оторваться от ощущения, что тебя вот-вот размажет по сиденью и осознать себя как некую абстракцию, а не как кильку в банке, то накрывает очень странное чувство. Мы едем по высохшему дну моря. 60 лет назад прямо над нашими головами было 25 метров воды.
Такого в истории Земли не было никогда. Буквально за несколько десятилетий огромное озеро (четвёртое по величине в мире) почти целиком превратилось в пустыню. В 1960 году площадь водного зеркала Арала составляла 68 900 кв. км. В 2009 году (это был абсолютный минимум) – 7 300.
Закрытое море
Интересно, что трагичность ситуации ярче всего чувствуется в зарубежных, а не в казахстанских или узбекистанских (именно на территории этих государств расположен Арал) исследованиях и публикациях. Вот, например, заголовок: Aral Sea 'one of the planet's worst environmental disasters' ("Аральское море – одна из крупнейших экологических катастроф планеты").
Возможно, причина того, что в Казахстане и Узбекистане об Арале мало говорят и пишут, – долгий период засекреченности. До самой перестройки о ситуации с Аралом знали только учёные, крупные чиновники и местные жители. С конца 1970-х пересыхающее море изучали все самые крупные исследовательские институты Казахской и Узбекской ССР, Москвы и Ленинграда. Но результаты исследований публиковались только в сборниках с пометкой "секретно". Их могли прочитать только те, у кого был соответствующий доступ.
А может быть, все дело в ментальности
"Народ казахстанский вообще всегда жил в жёстких природных условиях – климатических, экологических. Выживать народу было довольно-таки сложно, и он привык к этим трудностям. Наверное, поэтому он и не считает трагедию Арала вот такой катастрофической, как это на международном уровне воспринимается. Народ привык к трудностям, научился их преодолевать", – рассуждает Таисия Ивановна Будникова, кандидат географических наук, Международного фонда спасения Арала (МФСА). Она изучает Арал с 1977 года, написала об этой проблеме более 100 научных работ. Коллеги в шутку называют её "Таис Аральская".
Планы по спасению
Таисия Ивановна рассказывает: "Тогда, в конце 70-х, никто не мог поверить, что море высохнет. Казалось, это просто колебание уровня воды, скоро всё встанет на свои места. Сначала море уходило не несколько сантиметров в год. С начала 80-х в Восточном Приаралье, где у берегов всегда было мелко, море отступало в год уже на несколько километров.
Когда стало понятно, что море само по себе не вернётся, стали придумывать, как спасти Арал. Варианты порой были самые неожиданные. Прекратить брать воду из Амударьи и Сырдарьи и орошать земли с помощью ветряных водоподъёмных установок. Направить в Арал воду из Каспия. Или вот ещё: знаменитый "гигантоманский" проект по переброске сибирских рек".
Директор МФСА Болат Бекнияз в 70-х был младшим научным сотрудником Института геологических наук им. Сатпаева. Он занимался изысканиями, изучал трассу, по которой должны были пустить канал из Сибири в Среднюю Азию. Планы были самыми грандиозными. Канал должен был протянуться на расстояние 2 550 км.
"Канал должен был идти из-под российского Кургана в район казахстанской Кызылорды, – рассказывает Болат Бекнияз. – Пересекать реку Сырдарью и доходить до реки Амударья. Цель строительства канала – орошение полей, обеспечение водой среднеазиатских городов. Вторая, дополнительная, цель – подпитка самого Аральского моря. Проект должен был быть реализован уже в 1986 году. И в 1986 же году его закрыли – не было финансирования.
Современная ситуация
До середины 2000-х ситуация с морем была катастрофической. Тогда многие учёные пророчили: скоро Арал высохнет полностью. В 2005 году на казахстанской территории, между Большим и Малым Аралом, построили Кокаральскую плотину. Сооружение позволило наполнить Малый Арал до отметки 42 метра.
Большой Арал уже не спасти. Чтобы восстановить всё море, требуется, чтобы в него за год поступало 60-70 кубических километров воды. Сейчас Сырдарья даёт 6 кубических километров, Амударья – ноль, вся вода разбирается на орошение.
После заполнения Малого моря жизнь в прибрежных деревнях резко изменилась. Пришла рыба. Рыба сейчас в цене – за один улов с лодки можно заработать и 100, и 200 тысяч тенге.
В аулах появились новые школы, медпункты и рыбоприёмные заводы.
Сейчас на Малом Арале добывают 8,4 тысяч тонн рыбы в год (2015 год), до катастрофы годовые уловы доходили до 40 тысяч тонн.
Что будет с Аралом
Казахстанская сторона прогнозирует долгое, но прогрессивное восстановление Арала.
Есть несколько вариантов развития события. Вот самые осуществимые.
Первый – поднять Кокаральскую плотину ещё на 6-7 метров. Это поднимет уровень Малого Арала до 48 метров, а объём воды вырастет на треть.
Второй вариант – построить на море ещё одну дамбу, в районе Сарашыганака. Это позволит создать ещё один водоём глубиной 50 метров в районе Аральска.
Коротко об Арале
Аральское море расположено на территории двух стран – Казахстана и Узбекистана.
Уровень моря начал снижаться с 1960-х годов. До этого времени Арал давал около 13% всего улова рыбы в СССР. В 1984 г. рыбный промысел в море полностью прекратился.
Причина пересыхания Арала – переброска большей части стока Амударьи и Сырдарьи на орошение полей. В 1960 году в бассейне Амударьи и Сырдарьи было 4,1 млн га орошаемых земель, в 1990 году – 7,4 млн га.
Из-за высыхания Аральского моря в регионе резко возрос уровень заболеваемости населения брюшным тифом, желчекаменной болезнью, хроническим гастритом, раком пищевода, туберкулёзом.
Из-за пыльных выносов замутнённость атмосферы в Приаралье выросла почти в три раза. Воздух стал в два раза суше.
На бывшей территории Арала содержится около 10 млрд тонн соли. Если её рассыпать по земле ровным слоем в 5 см, она покроет территорию площадью примерно 10 млн га.