Изменятся ли цены за проезд, если сервисом автобусов в Алматы займутся заводы-производители
"АлматыЭлектроТранс" запустил пилотный проект по обслуживанию первых 300 автобусов с привлечением аутсорсинговых компаний. В рамках тендера на техническое обслуживание автобусов Golden Dragon выиграла компания Hyundai Trans Auto, а автобусы Yutong теперь будет обслуживать QazTehna.
Как новый подход к обслуживанию автобусов повлияет на качество городских перевозок и насколько эффективной окажется система аутсорсинга, выясняла корреспондент Informburo.kz.
Причины перехода
Коммунальный парк "АлматыЭлектроТранс", будучи квазигосударственным предприятием, обязан строго соблюдать процедуры государственных закупок и тендеров. Это ограничивает возможность выбора поставщиков и усложняет обслуживание транспорта. Заместитель генерального директора по техническим вопросам Айдар Ешпанов пояснил, что решение о переходе на аутсорсинговое обслуживание было продиктовано рядом серьёзных причин:
"Основным фактором при выборе поставщиков на портале госзакупок является цена, что приводит к значительному демпингу – порой более чем на 50%. Мы сталкиваемся с тем, что внешне запчасти могут выглядеть идентично оригиналу, но на практике оказываются некачественными. В итоге износ автобусов увеличивается, в результате техника требует частого ремонта".
Проблемы усугубляются тем, что при ремонте своими силами закупаются только материалы, а гарантия на выполненные работы отсутствует. Если выявляются дефекты, поставщики часто снимают с себя ответственность, утверждая, что некачественные детали были установлены самой компанией.
Процедуры тендеров также занимают много времени. Дополнительные задержки возникают из-за споров, обжалований и повторных закупок. Это затягивает сроки работ и снижает регулярность выхода автобусов на маршруты, увеличивая их простой. В итоге пассажиры вынуждены дольше ждать на остановках, что особенно чувствуется зимой, когда даже небольшие задержки доставляют значительные неудобства мёрзнущим пассажирам.
Какие перспективы у проекта
По словам представителей "АлматыЭлектроТранс", хотя проект по аутсорсингу связан с существенными начальными затратами, он рассчитан на долгосрочную окупаемость. При этом цена за проезд не изменится.
Сотрудничество с компаниями-производителями позволит выиграть сразу по нескольким направлениям:
- Использование оригинальных запчастей и сертифицированных технологий значительно повысит надёжность техники, сократит частоту поломок и снизит затраты на ремонт.
- Инвестиции в модернизацию ремонтных блоков ускорят процесс обслуживания. Будут работать пять ремонтных выездных бригад.
- Локализация складов запчастей и расходных материалов на территории парков сократит время на доставку комплектующих.
- Повышение оперативности обслуживания за счёт сотрудничества с профессиональными командами заводов-изготовителей.
Важно отметить, что сотрудники, которые ранее занимались обслуживанием автопарка, сохранят свои рабочие места и будут интегрированы в новую систему. Это позволит использовать их накопленный опыт и знания в рамках новых стандартов обслуживания.
В рамках трёхлетнего контракта предусмотрены конкретные цели по улучшению регулярности выхода автобусов на маршруты:
- первый год: достижение уровня выхода на маршруты в 92%;
- второй год: повышение до 93,5%;
- третий год: достижение показателя в 95%.
"Мы предполагаем, что уже в следующем году заводы-партнёры завершат модернизацию ремонтных боксов на наших площадках. Это ускорит процесс технического обслуживания и снизит простои транспорта", – отметил Ешпанов.
Опыт не новый
Многие страны Европы уже давно используют аутсорсинг для обслуживания городского транспорта, привлекая заводы-изготовители и официальных дилеров для выполнения регулярного технического обслуживания. Однако наиболее близкими примерами для Алматы стали практики Москвы и Астаны.
По словам Айдара Ешпанова, одним из наиболее показательных примеров является сотрудничество московского "Мосгортранса" с заводом «КАМАЗ». В рамках контракта жизненного цикла «КАМАЗ» берёт на себя полное обслуживание электробусов в течение 10 лет. При этом 60% стоимости контракта идёт на покупку электробусов, оставшиеся 40% – на их обслуживание. Это означает, что все ремонтные работы и обеспечение регулярного выхода на маршруты полностью лежат на производителе.
Ещё одним успешным примером является опыт автобусного парка №2 в Астане, который сотрудничает с заводом Iveco. В рамках контракта завод-производитель самостоятельно поставляет все необходимые масла, жидкости и оригинальные запчасти для поддержания техники в рабочем состоянии.
Опираясь на опыт Москвы и Астаны, была разработана модель сотрудничества с аутсорсинговыми компаниями.
"Мы уже встретились с представителями QazTehnа и Hyundai Trans Auto, отработали все регламенты и процедуры взаимодействия. Включили даже такие нюансы, как реагирование на поломки на линии и координация диспетчерских и технических служб для контроля качества. Алгоритм прост: при неисправности водитель сразу передаёт заявку в сервисную службу завода. Специалисты оперативно выезжают на место и либо устраняют проблему сразу, либо направляют автобус в парк на ремонт, заменяя его резервным транспортом", – рассказал Айдар Ешпанов.
Благодаря новому подходу автобусы будут проходить полное техническое обслуживание каждые 40 дней, а также ежедневный осмотр перед выходом на линию.