Из Экибастуза в город на Рейне: как казахстанская пианистка стала играть на органе в церквях Германии
История с рождественской атмосферой.С наступлением декабря в Германии преображаются города, люди зажигают огни и украшают дома, а в воздухе разливается ожидание чуда.
Это сезон адвентов, который завершается 25 декабря празднованием Рождества Христова. В это время особенно много работы у сотрудников церквей, ведь богослужения – важная часть праздников.
Редкая профессия
Жительница города Нойс на западе Германии Елена Кюль занята сразу в пяти храмах: она – органистка, то есть играет на органе. Свою редкую даже по меркам Германии профессию Елена получила в Казахстане.
Родилась на казахстанском юге, провела детство в Экибастузе, где впервые пошла в музыкальную школу, училась в павлодарском музучилище и в алматинской консерватории, а потом переехала в Германию – вот, если вкратце, точки на карте, которые сформировали её как личность и музыканта.
Фамилия Kühl в переводе с немецкого означает "прохладная". Но в беседе Елена оказалась очень тёплым человеком. Она рассказала о том, что значит иметь казахстанские корни и играть на органе в Германии.
Павлодарское музучилище
"Поступив в павлодарское музучилище (сейчас – музыкальный колледж имени П. И. Чайковского), я нашла своих друзей, с которыми общаюсь до сих пор. Мы дышали одним воздухом, наши сердца бились в такт, мы понимали друг друга с полуслова. Были общие будни, вставали мы под гимн Советского Союза в шесть утра. И каждый день занимались", – рассказала бывшая казахстанка.
"Было очень трудно. Тогда я осознала, что фортепиано – это не только ноты "громко" и "тихо". Мой педагог Анна Семеновна Ачкинадзе давала много технических задач, которые для меня, 15–16-летней девочки, стали открытием в овладении инструментом", – поделилась воспоминаниями Елена.
Алматинская консерватория
"В 1989 году я сдала вступительные экзамены в консерваторию в Алматы. Мои впечатления: очень красивый город, очень жаркое лето. Я поступила и поселилась в общежитии при консерватории. Как сейчас помню адрес: улица Абая, 56. Мы жили в 20-й комнате на первом этаже. Никто не хотел там жить, потому что через стенку – туалет и умывальник. Но, наверное, это была судьба. Потому что любовью к органу меня "заразила" соседка по комнате Татьяна Коновалова", – отметила собеседница.
Органисты "играют" ушами
"Таня много рассказывала об инструменте, а потом позвала послушать орган. Меня поразило звучание. С фортепиано – или клавиром, как мы говорим в Германии – его не сравнить, в том числе в отношении техники игры. Потому что, как говорится, пианисты играют руками, а органисты – ушами, звукоизвлечение на органе и фортепиано происходит по-разному. Чтобы овладеть органом, надо иметь великолепный слух", – пояснила Елена.
Педальная партия
"Всерьёз заниматься органом я начала в 1991 году. Проучившись всего полгода, я поняла, что очень тяжело "тащить" на себе два инструмента. Есть такая фраза: пианисты – плохие органисты, а органисты – плохие пианисты. По большому счёту, это так. Надо было заниматься и ночью, и днём: учить и программу клавира, и орган", – отметила музыкант.
"А у органа есть свои технические сложности, – добавила она. – Они связаны не только со звуком: ещё и координационно это непросто – привыкнуть к тому, что у тебя ноги играют так же, как и пальцы рук. Педальная партия до сих пор для меня самая сложная. Чтобы пианисту вписать её в свою игру, голова должна быть полностью перестроена с фортепиано. Но всё это преодолимо путём занятий. Я очень благодарна Светлане Павловне Сладковой, своему педагогу в музыкальной школе в Экибастузе. Именно она за девять лет обучения научила меня трудиться, не халтурить, ставить перед собой цели и достигать их".
Альсдорф, Германия
"В 1993 году я с семьей переехала в Германию. Мы поселились в деревушке Альсдорф недалеко от старинного города Ахена. И в 1994 году меня попросили поиграть в местной церкви, – продолжила свой рассказ Елена. – Это была маленькая церквушка, и у них не было органиста. Так как основы органа у меня были, я согласилась и стала играть на церковных богослужениях. Вскоре меня устроили там на работу. Так, вдобавок к преподаванию в немецкой музыкальной школе по воскресеньям и по церковным праздникам я играла в альсдорфской церкви".
Из символа статуса – в атрибут церковной жизни
"Сам орган – древний инструмент. Он пришёл к нам из античности. Первый прототип органа в Александрии появился, кажется, в 200 годах до рождения Христа. Звук вырабатывался с помощью воздуха и воды, в процессе участвовали гидравлические приспособления. И это были не клавиши, а огромные деревянные пластины, на которые органист нажимал всей ладонью. Очень тяжело извлекался звук. И там было всего звуков десять, буквально в пределах двух октав, – объяснила Елена. – В Западную Европу прототип современного органа завезли при Карле Великом, это 700–800-е годы. Сын Карла Великого, Людовик Благочестивый, ввёл орган в светскую жизнь того времени, поставив его в городе Ахене – как раз там, куда я впоследствии переехала и где жила".
"Сначала это был статусный символ, и особой роли в церковных богослужениях он не имел. Но в IX веке католические бишофы (епископы) стали закупать органы. Сначала в церковной среде это тоже был признак статуса. Но потом, в готическое время, орган превратился в главный инструмент христианской литургии, то есть церковного богослужения в католической церкви", – отметила музыкант.
"В средневековье орган особо не развивался. А расцвет органа как инструмента произошёл в XVII–XVIII веках. Его полностью перестроили, изменили мануалы (клавиатуру), регистры, педали, – продолжила эксперт экскурс в историю. – Получилось очень сложное инженерное строение. Современный орган состоит из нескольких мануалов-клавиатур, их количество доходит до пяти-шести".
"Самый большой в мире шестимануальный орган находится в универмаге в Филадельфии. Органисты говорят, что на шестом мануале почти никто не играет. Но вообще стандарт – два, три, четыре мануала. Четырёхмануальные считаются большими, и они стоят в больших католических храмах", – сказала Елена.
Нойс, город на Рейне
"Вскоре после переезда в Германию я вышла замуж, родились мои дети. Я переехала в город Нойс, что на Рейне, рядом с Дюссельдорфом. Это старинный римский город, ему две тысячи лет. Когда его основали, Дюссельдорфа ещё не было, а Нойс был огромной римской крепостью, он часто упоминается в исторических книгах", – сказала бывшая казахстанка.
"Один из самых любимых праздников нашей семьи – день Святого Николауса, в Германии его отмечают 6 декабря. По традиции дети приводят свою обувь в порядок и выставляют её за дверь, чтобы добрый Святой Николаус положил в сапожки сладости и подарки. В образе Святого Николауса к моим детям приходил наш семейный бишоф Яшинский. Тогда, в 2000-е, он надевал белый парик и красил бороду. Теперь всё своё, настоящее – он уже давно на пенсии. До 2013 года я полностью посвятила себя семье, а после вновь вернулась к работе, уже в Нойсе", – отметила Елена.
"Думать о душе становится немодно"
"Нойс – большой город, здесь живёт около 365 тысяч человек, в нём много районов. И в каждом районе наряду с католическими у нас есть евангелическая церковь, всего их чуть более 10. В Нойсе я играю в пяти евангелических церквях. К сожалению, с 1 января 2024-го одна церковь закрывается, потому что люди уходят: пожилые умирают, а молодёжи приходит мало", – сообщила Елена.
"Мало не только прихожан, но и сотрудников, – добавила она. – Например, на все евангелические церкви Нойса – всего три органистки. Одна из нас – пенсионного возраста. Боюсь представить, сколько на нас ляжет работы, когда она выйдет на пенсию. Церковь Кристускирхе (Christuskirche) – самая главная в Нойсе, самая большая, стоит в центре города. Она была построена в 1906 году. Два раза в месяц я играю богослужения для школьников, один раз в неделю – для детского сада, один раз в месяц – для дома престарелых. Помимо этого, есть воскресные богослужения, молебны по субботам, венчания и все церковные праздники", – поделилась информацией Елена.
Джаз на церковном органе
"На богослужениях мы играем в основном хоралы (церковные многоголосные песнопения у католиков и протестантов), например, хоралы Баха. Бах ведь лютеранский композитор. Он жил и творил ради церкви. Он так и говорил, что его жизнь и творения принадлежат Богу. Это был глубоко верующий человек. Мы гордимся, что Бах – наш композитор, у него очень много духовных произведений. Я считаю, что его уровня, наверно, не достиг ещё никто. До сих пор он для меня загадка и вершина мастерства, красоты, математики и всего-всего", – подчеркнула музыкант.
"Помимо Баха, играем таких мастеров, как Пахельбель, Гендель, Мендельсон, Гайдн, Рахманинов, – всех, кто обращался к духовной тематике. На литургии в основном звучит много старой музыки. Но на самом деле сейчас в церкви играют всякую музыку – современную в том числе, – сказала Елена. – Я даже начала играть джаз. На органе можно сыграть не всё, но лёгкие джазовые произведения слушаются хорошо, людям нравится. Почему бы и нет? То есть играем всё, что красиво, душевно, одухотворенно, что ласкает слух людей. Подключаем и другие инструменты: рояль, скрипку, виолончель, кларнет".
"Как ответственная за музыкальную часть на богослужении я считаю, что музыка должна проходить через струны души человека, стараюсь об этом помнить всегда. Для меня важно каждое выступление превращать в мини-концерт, чтобы в воскресенье, приходя на службу, люди возвышались над своими проблемами, над обыденностью. Воскресенье принадлежит душе. Здесь и по закону вся работа в этот день запрещена. Только мы, работники духовной сферы, трудимся, когда все отдыхают. И это, пожалуй, единственный минус моей профессии", – добавила Елена Кюль.