Игнорирование и стыд. Почему в Казахстане нет сексуального воспитания?
В Казахстане только треть родителей разговаривает со своими детьми о сексе. Это показало исследование Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Казахстане. Замалчивание информации о важнейшей стороне человеческой жизни, как говорят исследователи, ведёт к ранним беременностям, абортам и низкой культуре полового поведения. Минимальный возраст юных мам в Казахстане, по данным Минздрава, – 13 лет. Informburo.kz рассказывает о том, почему в Казахстане не принято разговаривать с детьми о половой жизни и как это сказывается на здоровье подрастающих поколений.
Времена, когда была валеология
Если верить историкам, раньше в странах нынешнего СНГ секса не было вообще ни в школах, ни в стране. Но потом распался СССР, и ситуация изменилась. Вопрос сексуального просвещения стал вполне легитимным.
Как рассказывает поколение, росшее в середине 90-х, были смутные времена, когда в казахстанских школах преподавались специальные уроки с латинским названием "валеология". Как говорят уже состоявшиеся как личности бывшие слушатели этого школьного курса, на этих уроках им подробно объясняли, зачем нужны презервативы, что такое СПИД, и даже намекали, что существуют и нетрадиционные формы сексуальности.
Правда, есть и свидетельства того, что порой на уроках валеологии рассказывали о вещах, с половым воспитанием связанных лишь косвенно или вовсе далёких от него. К примеру, о таком явлении, как телегония, при котором сколько бы половых партнёров ни имела женщина, её первенец всё равно будет похож на того, кто лишил её девственности. К началу "нулевых" валеологию в школах стали преподавать всё реже, и в конце концов она незаметно исчезла.
В 2012 – 2015 годах валеология вернулась в казахстанские школы. По инициативе ООН предмет начали внедрять в ВКО. Обучение проходили студенты первых курсов колледжей – подростки в возрасте 15–16 лет.
"По итогам курса осведомлённость студентов в вопросах сексуального поведения значительно возросла. После удачного эксперимента доработанный курс "Валеологии" с усиленным компонентом по охране сексуального и репродуктивного здоровья был предложен к распространению по всем областям республики, – прокомментировала представитель фонда ООН в области народонаселения ЮНФПА Джулия Валезе. – Сейчас внедрён в программы 15 колледжей Кызылординской области и 14 колледжей Мангистауской области, с начала этого учебного года курс проходит в восьми колледжах Актюбинской области".
Функцию полового воспитания, в идеале, должны брать на себя семья и школа. В Казахстане же оба этих института в основном хранят целомудренное молчание по поводу этого важного вопроса. Во многих семьях жёстко табуируют тему секса, а в школах насаждают в сознание школьников различные мифы.
"К сожалению, в тех школах, где ведут эти уроки, их обычно проводят неподготовленные люди, – прокомментировала семейный психотерапевт и сексолог Ирина Волкова. – Либо учителя литературы, либо химии. И часто это люди старой закалки, у них слова "контрацептив", "секс", "коитус" вызывают дрожь и трепет. И часто уроки в итоге превращаются в карикатуру. Они не только не дают полового воспитания, но и ухудшают ситуацию. После таких уроков молодёжь делает вывод, что говорить со взрослыми на эту тему бесполезно. В их сознании секса как не было, так и нет, и неизвестно, когда будет".
"Уят болады"
Когда тема секса в семье и школе табуирована, а половое созревание идёт полным ходом, это часто приводит к ранним беременностям, абортам, распространению венерических заболеваний, бесплодию.
Несовершеннолетние мамы часто отказываются от детей либо, если речь идёт о плохом сценарии, оставляют младенцев на улице, в мусорном баке, туалете и так далее. Если речь идёт о девушках из сельских регионов, то они, родив ребёнка до свадьбы и достижения совершеннолетия, часто становятся изгоями. Часть из них приходит в Дома мамы. Это организации, оказывающие помощь женщинам в сложных ситуациях. В Алматы работают 4 таких учреждения. Аминат Джаппуева координирует их.
"У тех девочек, которые к нам обращаются, половое воспитание не на должном уровне. Многие родители против того, чтобы в школах велось половое воспитание, – говорит Аминат Джаппуева. – Девочка сама выкручивается или что-то находит в интернете. Одна из обратившихся к нам несовершеннолетних девочек даже не знала, что она на четвёртом месяце беременности, это выяснилось случайно на профосмотре. Когда спрашиваешь мать, почему она не поговорила со своей дочерью о сексе, она отвечает: "Уят болады". Прежде в степи никогда не оставляли детей сиротами, всегда усыновляли родственники. А сейчас нам проще выбросить ребёнка в мусорный бак или в туалет, чем признать. Потому что в голове: "Что скажут люди?"
По данным представителя фонда ООН в области народонаселения ЮНФПА Джулии Валезе, в Казахстане низкий уровень репродуктивного здоровья у подростков. Это связанно с тем, что они ограничены в доступе к услугам здравоохранения.
"Подростки, не достигшие возраста 18 лет, не могут получить медицинскую помощь без согласия своих родителей, – говорит Джулия Валезе. – Ограничен доступ к контрацептивам для сексуально активных подростков в возрасте 15-19 лет. Мы видим повышение количества абортов, нежеланных беременностей и инфекций, передаваемых половым путём среди молодых людей. К тому же уровень знаний о профилактике передачи ВИЧ падает".
Половое воспитание для самых маленьких
Специалисты поделились с Informburo.kz своим видением того, как нужно говорить с маленькими детьми и подростками о половых вопросах, чтобы их сексуальность развивалась гармонично.
Во-первых, родителям и преподавателям нужно самим осознать, что говорить всё-таки нужно. Вы можете не быть фрейдистом и даже не знать о существовании австрийского психоаналитика, но вы не можете отрицать, что психосексуальное развитие у человека начинается с ранних лет.
В 3,5- 6 лет у ребёнка часто уже наблюдается острый интерес к отношениям полов и особенностям определённых органов. Рассказ должен соответствовать возрасту и развитию человека. Сексологи не рекомендуют вводить маленького ребёнка в заблуждение, придумывая неправдоподобные версии о том, откуда он появился. Следует говорить всё как есть, но деликатно. Специалисты советуют не заменять основные термины стыдливыми эвфемизмами, ребёнку можно объяснить, как правильно называются половые органы мужчин и женщин.
"Половое воспитание нужно начинать с восьми месяцев. Годовалый малыш уже вполне чётко осознаёт разницу полов. В половое воспитание вкладывается не только контрацепция и защита от венерических заболеваний, но и культура взаимоотношений", – говорит семейный психотерапевт и сексолог Ирина Волкова.
Если ребёнок застал вас врасплох своим вопросом, то следует спокойно сказать, что вы поговорите с ним на интересующую его тему позже. Так у вас будет время, чтобы почитать нужную литературу и подготовиться к разговору. Ни в коем случае нельзя впадать в панику или грубость, чтобы не потерять доверие. Нужно осознавать, что ваш сын или дочь – это личность, которая имеет право на уважение и правдивую информацию о немаловажной части своей жизни.
Сексологи подчёркивают, что половое воспитание – это ещё и интимная гигиена, к которой нужно приучать ребёнка. Также мальчикам и девочкам стоит рассказывать о личных границах.
"Также надо не забыть сказать, что нельзя с чужими дядьками и тётками куда-то ходить, нельзя у них что-то брать. Это тоже часть полового воспитания", – говорит Ирина Волкова.
Половое воспитание для подростков
С 11-13 лет с подростком уже можно открыто и доверительно говорить об интимной стороне жизни. Девочки в этом возрасте уже должны быть информированы о том, что такое менструация, какую функцию этот физиологический процесс выполняет для организма и какие разнообразные способы гигиены созданы для комфорта женщины.
Факты свидетельствуют о том, что даже сегодня в некоторых семьях матери не считают нужным говорить с дочерьми об этом. Впоследствии первая менструация может превратиться в травмирующий психику случай.
Кандидат медицинских наук, врач дерматовенеролог Гульнара Утепбергенова говорит, что подросткам следует рассказывать о всех существующих способах контрацепции.
"Как правило, в подростковом возрасте половые связи случайные, поэтому надо говорить о том, что необходимо использовать презервативы. Мальчикам, да, в общем-то, и девочкам нужно показывать, как правильно надевать презерватив, чтобы он не порвался, – говорит Гульнара Утепбергенова. – Девочкам надо говорить также о том, что существуют гормональные контрацептивы, барьерные контрацептивы и так далее. Недавно был случай, когда ко мне пришли двое подростков, им по 13 лет. У обоих была свежая гонорея, то есть они воспользовались услугами работницы коммерческого секса и хором заболели. Тут налицо отсутствие полового воспитания".
Что такое правильная любовь?
Эксперт по развитию общества и человеческого потенциала Айнура Абсеметова помимо всего прочего занимается вопросами сексуального просвещения. Кроме того, она является матерью мальчика-подростка. Айнура поделилась своим опытом полового воспитания ребёнка. По её словам, когда сын начал задавать ей вопросы, касающиеся половых органов, она повела его в музей.
"Мы пошли в Музей им. Кастеева, и я показала ему женские и мужские обнажённые скульптуры. Так он познакомился с разницей в анатомии между женщинами и мужчинам. Потом он спросил, как он родился, как он попал мне в животик и оттуда вышел, он долго искал шрамы на моем животе. Тут я тоже не соврала, но рассказала о процессе зачатия и рождения более красиво, чем ему бы это рассказали во дворе, – поделилась Айнура Абсеметова. – В семь лет он попросил книжку по анатомии для детей, где изучались свойства организма и функции органов, в том числе и половых. Где-то в девять лет он задался вопросом о том, почему у его "агаки" есть волосы в подмышках, а у него нет. Тут в помощь пришла книжка французской писательницы, где очень просто и легко, в картинках описывалось половое созревание у мальчиков и девочек. Он прочёл её сам и поделился выводом: "Теперь я понимаю, зачем мне нужно жениться на девочке, если я хочу детей".
Говорить ли с маленьким ребёнком о гомосексуальности – конечно, личное дело каждого родителя. Айнура Абсеметова рекомендует говорить об этом открыто, если сын или дочь задал соответствующий вопрос. Также она считает, что следует избегать осуждающих и разжигающих ненависть высказываний, чтобы ребёнок рос с уважением к личности вне зависимости от её сексуальной ориентации.
"В той книжке говорилось об однополой любви. Я, признаюсь, волновалась, как он воспримет эту главу. Спросила его: "Ну, что ты думаешь про то, что мальчик может любить мальчика, а девочка девочку?". Он так удивился, что это меня волнует. "Ничего особенного не думаю, это же любовь. А что тут такого?" – рассказывает Айнура Абсеметова. – И тогда я рассказала, что есть люди, которые считают, что это неправильно, и боятся этого, осуждают и даже убивают за однополую любовь. Он сильно удивился и задался уже более сложным вопросом: "А почему они считают, что это неправильно? Кто сказал? И что такое "правильная любовь"? Одним словом, затронул самое главное ядро вопроса "Что такое правильно и неправильно" в любви и в отношениях".
Зачем нужно половое воспитание?
По словам экспертов, половое воспитание нужно прежде всего для профилактики ранних беременностей и заболеваний, передающихся половым путём. Джулия Валезе говорит, что в Казахстане родители часто считают, что излишняя просвещённость приведёт к раннему началу половой жизни и распущенности. Однако это, по её словам, является заблуждением.
"Успешный международный опыт доказывает, что доступ к адекватной, соответствующей возрасту и правильной информации и половому образованию значительно снижает число нежелательных беременностей, абортов, а также заболеваний, передающихся половым путём, включая ВИЧ, – говорит Джулия. – Бытует мнение, что половое образование повышает интерес молодых людей к половой жизни. В действительности же доказано, что половое образование ведёт к отсрочке начала половой жизни, к снижению количества нежелательных беременностей среди подростков и инфекций, передаваемых половым путём".
По данным Минздрава, в РК в 2016 году наибольшее количество беременностей у подростков в возрасте 15-18 лет было зарегистрировано в Южно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской и Карагандинской областях. Наибольшее количество абортов насчитывается в Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Роды у несовершеннолетних чаще всего происходят в сельских местностях. Аборты чаще делают подростки, живущие в городах.
В Министерстве здравоохранения РК сообщили, что в Казахстане проводится работа по информированию молодёжи о контрацепции. В стране работают около 500 кабинетов планирования семьи, 94 молодёжных Центра здоровья.
В 2016 году из местного бюджета регионов было выделено более 309 миллионов тенге на закуп контрацептивов для сексуально активных девушек в возрасте от 15 до 17 лет. В 2017 году финансирование контрацептивов для подростков возросло в два раза и составило более 639 миллионов тенге.
Если верить Фонду ООН, то в в 2016 году было зарегистрировано 1400 абортов среди подростков в возрасте 15-18 лет. Это в 1,3 раза больше, чем в 2015 году. Минздрав в ответ на запрос Informburo.kz даёт другие цифры: по итогам 10 месяцев 2017 года в РК зарегистрировано 358 абортов среди несовершеннолетних, в 2016 году – 574 аборта. За 2015 год аборты у несовершеннолетних составляют 728.
Ещё один парадокс: по данным Министерства, в 2016 году в РК было зарегистрировано 2932 беременности среди несовершеннолетних, за 2015 год количество беременностей составляет 3503. В пресс-службе Минздрава разницу в цифрах объяснили тем, что статистические данные постоянно обновляются, и ошибки быть не может.
В прошлом году Informburo.kz запрашивал у Минздрава аналогичные цифры. Тогда количество беременных за 2016 году составило 3436 несовершеннолетних, а в 2015 году – 4320. Куда делись 504 забеременевшие в прошлом году девушки-подростка, неизвестно. Судьба 817 девушек, рано ставших мамами в 2015 году, также туманна.