Гурдэ, Ашимбаев, Си Синхай. В честь кого названы небольшие алматинские улочки
Время от времени в Алматы проходят кампании по переименованию улиц, к чему горожане уже привыкли. Вот только для многих и старые, и новые названия мало что значат: большинство представления не имеет, в честь кого названа та или иная улица. Получается, инициатива по увековечению памяти достойного человека проваливается и остаётся просто надписью на табличке.
Конечно, практически любой прохожий уверенно ответит, кем были Абай Кунанбаев, Динмухамед Кунаев или Сакен Сейфуллин. Но это, скорее, исключение: например, только один из десяти опрошенных вспомнил, чем известен Алиби Джангильдин. А ведь улица в его честь существует в Алматы уже несколько десятилетий… Что уж тогда говорить про улицы, которым дали новые наименования.
По мнению историка, кандидата исторических наук Владимира Осколкова, причина такой ситуации кроется в отсутствии краеведческого образования и, как следствие, полного провала в знаниях об истории родного города. Владимир Сергеевич приводит пример: как-то раз его студентка сильно удивилась, что человека, имя которого носит крупная улица, звали Абдулла Розыбакиев, а не некая "Роза Бакиева".
Осколков отметил, что несколько раз предлагал свои варианты заполнения краеведческого пробела: введение предмета "Алматыведение", создание справочников с персоналиями людей, в честь кого названы улицы, либо размещение информационных плакатов на остановках общественного транспорта. Ни одна инициатива поддержки акимата не получила. Потому историку остается лишь вести работу в рамках своих полномочий.
"Я ввёл такой вид заданий для студентов: поручаю им собрать информацию про человека, чьё имя носит улица, на которой живёт студент. Ребята сначала энтузиазма не проявляют, но зато потом увлекаются и узнают много нового для себя. Здесь же, кстати, всплывает бессистемность в процессах переименования, когда имеется несколько известных однофамильцев, и становится непонятно, в честь кого конкретно назвали улицу", – отметил Владимир Осколков.
Либо мифы, либо пробелы
На слабую разъяснительную работу указывает и политолог Данияр Ашимбаев. Он напомнил, что раньше в Алматы издавались справочники "Их именами названы улицы". Сейчас эта практика отмерла.
"Если набор фигур, чьи имена носят улицы в центре города, достаточно общеизвестный, то ближе к окраинам улицам присвоили имена мало кому известных людей. Отчасти дело в том, что к процессам переименования подключались влиятельные родственники, желавшие увековечить память своих близких. Также с расширением города появились улицы с одинаковыми названиями, их и вовсе стали называть как придётся", – пояснил Данияр Ашимбаев.
То есть, считает политолог, переименование стало процессом в себе: название сменили, а про персоналию никому ничего не объяснили. Хотя порой для интереса со стороны населения достаточно даже минимальных шагов.
"Несколько лет назад в Алматы меняли таблички, на некоторых из них расшифровали инициалы. Каково же было удивление людей, что Тимирязева звали Климентом. Значит, уже польза для общего развития", – привёл пример Ашимбаев.
Читайте также: Токаев поручил не ставить памятники деятелям советского периода и малоизвестным личностям
Порой разъяснительная деятельность всё же присутствует, но уходит в крайность: персоналии мифологизируют, создавая ничем не подтверждённый образ. С другой стороны, нередко известные в прошлом личности, напротив, выпадают из официальной истории.
"В городе есть штук 30 улиц, названия которых почти всем понятны. Остальное – тёмный лес для большинства. К примеру, некоторые названия оставили старыми, а человека из курса истории выкинули. Вот уже получается пробел", – пояснил политолог.
По мнению экспертов, какой-либо системности в этих вопросах не наблюдается. Как же просвещать людей? Только вызывая интерес к истории. Ашимбаев вспомнил интересный момент из прошлого. Когда в 90-е годы на первых тенге появились портреты исторических персон, многие задались вопросом: а кто это вообще? И некоторые заинтересовавшиеся полезли в справочники и энциклопедии, чтобы найти ответы.
QR-код на каждой табличке
Другой казахстанский политолог Марат Шибутов списывает слабые знания алматинцев о городской истории на общее падение уровня образованности. Одновременно с этим эксперт скептически относится к введению в школах специального предмета об истории Алматы.
Чтобы хоть как-то вести разъяснительную работу, Шибутов предлагает помещать на таблички с названиями улиц QR-коды, которые будут вести на страницы про историю улицы и биографию соответствующей персоны. Даже если из сотни прохожих найдётся десяток любопытных, это уже станет результатом, резюмировал эксперт.
Кто есть кто на алматинских улицах
Раз уж речь зашла о "непонятных" наименованиях улиц, то нелишним будет привести хотя бы несколько справок.
Улица Ашимбаева, расположенная неподалеку от Зелёного базара, когда-то называлась Кавалерийской, а свое нынешнее наименование получила в честь Сагата Ашимбаева – известного в КазССР телеведущего, а также писателя и литературного критика. Ашимбаев вёл популярную в 1980-е годы телепередачу "Парыз бен Қарыз".
На первый взгляд, улица Ашимбаева маленькая и ничем не примечательная. Впечатление обманчиво, ведь на ней расположены сразу два знаковых объекта: родильный дом №2 и Софийский собор на территории Иверско-Серафимовского женского монастыря.
В упомянутом роддоме на свет появились десятки тысяч жителей Алматы. Софийский собор же имеет серьёзное историческое значение – на этом месте в 1856 году был построен первый в городе православный храм.
И, конечно же, есть у расположения улицы Ашимбаева некое символическое, связующее значение: двигаясь по ней на запад, мимо монастыря и роддома, приходишь прямо к дверям Центральной мечети.
В этих же местах проходит улица Адольфа Янушкевича (1803-1857 гг.), имя которого мало кому известно. Между тем Янушкевич – видный польско-белорусский писатель, поэт, этнограф.
За революционную деятельность против царской власти был сослан на территорию Казахстана, где создал важные исторические труды – "Дневники и письма из путешествий по киргизским степям" и "Дневник поездки в Сибирь". Собранные Янушкевичем сведения стали огромным вкладом в изучение истории Казахстана.
Между улицами Жарокова и Розыбакиева имеется небольшая улочка с экзотическим наименованием – улица Си Синхая (1905-1945 гг.), глубоко почитаемого в Китае композитора, автора более 300 музыкальных произведений. И что примечательно, часть его жизни прошла в Алма-Ате (сейчас Алматы).
В 1940 году Си Синхай отправился в СССР, который через год погрузился в пучину Великой Отечественной войны. Композитор попытался вернуться на родину через Синьцзян, но местные власти не дали ему проехать. Тогда Си Синхай и оказался в Алма-Ате. Вот что пишет об этом периоде жизни композитора журнал "Китай":
"Он проживал в Доме колхозников города, затем он жил в квартире одной женщины, которую звали Данаш Байкадамова. У нее был брат Бахытжан Байкадамов, занимающийся музыкой. Данаш и Бахытжан вместе с музыкантом Ивановым-Сокольским оказывали Си Синхаю всяческую помощь, предоставили ему жильё и пищу".
Си Синхай и Байкадамовы тесно дружили вплоть до отъезда китайского композитора в 1944 году. Потому и улицы в честь Бахытжана Байкадамова и Си Синхая расположены рядом.
Биография архитектора Поля Гурдэ (1846-1914 гг.) сама по себе выглядит как приключенческий роман. Уроженец французской Бургундии, он решил реализовать свои архитекторские таланты в России. Спустя несколько лет работы его пригласили в Верный (старое название Алматы). Дальнее странствие в неизведанный край не устрашило француза, и он принял приглашение.
В Верном Гурдэ прошел путь от чертёжника до главного архитектора. По его проектам возводились городское училище, детский приют, мужская гимназия и многие другие объекты. Участвовал Гурдэ в проектировании знаменитого Свято-Вознесенского собора и реставрации дома купца Габдувалиева (здание известно ныне как "Кызыл тан").
Ещё при жизни благодарные верненцы назвали в честь Гурдэ улицу, которая позже была переименована в улицу Чокана Валиханова. Однако несколько лет назад архитектору воздали должное: улица Поля Гурдэ вернулась на карту Алматы в микрорайоне Достык. Есть упоминание о Гурдэ и в центре города – в виде мозаичного портрета на улице Богенбай батыра.