Известный журналист, а в недавнем прошлом автор собственной аналитической программы, ведущая, она с большим энтузиазмом взялась за новую работу. Тем более что задачи перед молодым руководителем были поставлены серьёзные – полная модернизация популярной в Казахстане программы новостей "Информбюро". 

– Гульжан, что изменилось в программе с вашим приходом в "Информбюро"?

– Многое. Во-первых, программа поменяла своё эфирное время – на восемь часов вечера. Во-вторых, мы совершили маленькую революцию, отойдя от традиционного производства новостей, когда параллельно работают две редакции – казахская и русская – и в итоге выходят практически идентичные выпуски на двух языках. "Информбюро" сегодня – это одна большая редакция. Это единый оригинальный информационный час на казахском и русском языках. Кстати, мы стремимся к тому, чтобы и наши ведущие в скором времени стали двуязычными. К примеру, Наталья Райм уже достаточно неплохо выражает свои мысли на государственном языке. Мы крайне редко позволяем себе повторять новость в течение часа. Разве только какие-то топовые события. Но и в этом случае мы стараемся подавать информацию под разными ракурсами. Для этого у нас есть целый день, в отличие от тех же информационных агентств, которым приходится работать на оперативность, все 24 часа в сутки. Мы не ставим себе задачи конкурировать с ними. У нас другая цель – мы приходим вечером к зрителю, чтобы подвести уже некий итог. То есть дать другой взгляд на события: не просто, что где произошло, а сказать, почему, что с этим делать, как дальше жить. В этом плане мы решили пересмотреть и свою редакционную политику, став ещё ближе к зрителям. Стараемся давать им больше полезных на практике, потребительских новостей: к примеру, казахстанцам не хватает информации в сфере бизнеса, социальной жизни, знания законов, финансов.

– Как вас воспринял коллектив?

– Прекрасно. Можно сказать, что сейчас мы одна большая семья. Именно такая задача и стояла передо мной – ещё больше сплотить редакцию, чтобы появился корпоративный дух, чтобы единый информационный час стал максимально интересным и насыщенным. Поэтому я присматривалась к своему новому коллективу, пыталась понять, как лучше раскрыть их потенциал.

Так, в программе появились постоянные рубрики, закреплённые за отдельными журналистами. Два сезона с успехом прошли финансовые – "Народный капитал" и "Халықтық капитал". И несмотря на то что у рубрик был спонсор, они завоевали популярность у зрителя. Вместе с Жанной Рахимжановой, Жанар Жолтаевой нам удалось сделать материал максимально динамичным, интересным и доступным широкой аудитории, при этом не обременив его ангажированностью с банками. Есть в нашем коллективе, как я люблю их называть, настоящие репортёры. Особенно уважаю среди них мою коллегу Ирину Советжанқызы, автора и ведущую рубрики "Сөздің шыны керек". Ирина в любое время суток и при любых обстоятельствах готова всё бросить и выехать на место происшествия, в самое пекло, в самую гущу событий, независимо от того, угрожает ей опасность или нет. При этом она – прекрасная мама двоих детей. Этот человек достоин того, чтобы самостоятельно представлять свои материалы в жанре журналистского расследования. Любимица казахстанцев Аида Боранбай два года назад продолжила свой авторский проект "Жұлдыздар жарқырайды" в рамках программы "Информбюро". Рубрика о шоу-бизнесе настолько полюбилась зрителю, что её отдельные выпуски набирали на канале YouTube более 1 миллиона просмотров. Сейчас Аида всё своё время посвящает новорождённому сыну, но мы надеемся, что она по примеру своей коллеги Натальи Райм уже скоро вернётся на экраны. Ждём с нетерпением возвращения из декретного отпуска и нашего шеф-редактора в Астане Гүлбану Әниятқызы. С ней я связываю новый подъёмный этап в жизни столичного корпункта "Информбюро". Есть в нашей редакции и два важных человека, на которых я всегда могу положиться – это Болат Мүрсәлім и Ирина Евгеньева.

Мы стараемся быть разносторонними, удовлетворять интересы всех телезрителей. Потому что мы, в первую очередь, семейный канал. И "Информбюро", я уверена, – программа семейного просмотра. Нас предпочитают смотреть как мужчины, так и женщины.

[GALLERY_BLOCK_1]

За эти два года с мастер-классами к нам приезжали маститые российские журналисты – Алексей Пивоваров, Антон Хреков, Дмитрий Дибров. Могу сказать, что у нас сложилась хорошая, сплочённая команда. В результате уже к концу 2014 года мы начали лидировать среди информационных программ. "Информбюро" вырвалось вперёд, показало прекрасные показатели по рейтингу и долям. 2015 год мы закончили с годовой долей 19% (данные TNS). По словам моих коллег на "31 канале", это был исторический рекорд за всю многолетнюю историю программы. Как результат, моя награда в СТС Media как лучшего сотрудника 2015 года (С 2008 года "31 канал" входит в состав международного холдинга СТС Media – Ред.).

– Вы долгое время работали в информационном пространстве страны. В чём особенность, на ваш взгляд, информационного поля страны сегодня?

– Да, мы живём в век информационных технологий, когда каждый крутится как белка в колесе, вечно куда-то бежит, где всё ежесекундно меняется. Вполне естественно, что серьёзную долю в предпочтениях аудитории сегодня занимают информационные ленты. Мы же с их помощью отслеживаем, как те или иные события воспринимают читатели – по комментариям, количеству просмотров. При этом мы прекрасно понимаем, что интернет-аудитория и телевизионная разные. Их интересы порой могут вообще не пересекаться. Львиная доля казахстанцев чаще всего даже не подозревает, что происходит в соцсетях. Я это поняла, когда ещё работала над своим авторским проектом. В нём была рубрика "Народное IQ", где мы каждую неделю опрашивали около 100 человек по всему Казахстану. Как же я была удивлена, когда половина из них не узнали в лицо действующего тогда премьер-министра, который к тому времени сидел в своём кресле около 6 лет. И тогда мне стало ясно, что можно легко войти в заблуждение при оценке предпочтений аудитории. Это качество вырабатывается на грани интуиции.

Что касается активного развития интернета, то с этой миссией прекрасно справляются наши коллеги с портала Informburo.kz. Мы же сейчас работаем над монетизацией канала "Информбюро" на YouTube. И у нас, по оценкам специалистов, прекрасный потенциал. К примеру, один материал о Баян Есентаевой за первые часы после телеэфира просматривают до 100 тысяч человек. При этом масса казахстанцев до сих пор предпочитают интернету телевидение. Им нет необходимости ежечасно, ежеминутно отслеживать события в сети. Им достаточно вечером включить "31 канал" и посмотреть любимые новости и телесериал.

– С какими задачами вы и ваши сотрудники чаще всего сталкиваетесь при производстве новостей?

– "Информбюро" ассоциировалось всегда с тем, что здесь работают честные журналисты. Это действительно так. Поэтому на нас бывает немало нападок со стороны недовольных тем, что мы говорим правду, даже подают частенько в суд. Авторитет у "Информбюро" серьёзный. С нами считаются. Приятно, когда после выхода наших материалов идёт такой эффект. Вначале отторжение, нас пытаются в чём-то обвинить только за то, что мы распространили информацию, которая мешает чьим-то личным интересам. Позже те или иные люди пытаются решить эту проблему, подключаются вышестоящие органы, когда только из-за одного видеосюжета вице-министр едет на место съёмки и начинает решать поднятые нами вопросы. Или когда наши новости обсуждают в стенах Парламента. Когда мы показываем людей, которые нуждаются в экстренной помощи, и через короткое время у них кардинально меняется жизнь, жилищные или другие условия. Это дорогого стоит, так что такие истории вдохновляют нас работать в этом духе и дальше.

Главная наша задача – быть профессионалами, максимально объективными и честными, всегда думать о своём конечном потребителе – нашем зрителе.

Как говорят мои коллеги, выход в прямой эфир равноценен выходу в открытый космос. Бывает, во время показа острых новостных сюжетов наш телефон в ньюсруме, где мы все сидим, просто разрывается. Люди прямо во время эфира звонят нам, чтобы поделиться своим мнением по поводу той или иной новости. Мы, конечно, по возможности всех выслушиваем. Нам это приятно. Это очень ценно.

– Чему жизненному вас научила работа на телевидении и в "Информбюро", в частности?

– Когда я только пришла сюда, мне сказали: пиши бизнес-план. Это была совершенно новая, но очень интересная задача, когда ты начинаешь больше понимать в телевизионной кухне как управленец, менеджер. Когда нужно не только выдавать продукт, но и сделать так, чтобы он был максимально востребованным, находился именно там где нужно и состоял из того что нужно. Важно, чтобы весь этот механизм работал без сбоев. Причём здесь принцип кнута вообще не работает, здесь каждый должен чувствовать себя максимально полезным, активным, мотивированным.

Так что я приобрела большой опыт, я научилась руководить коллективом, причём непростым, профессиональным. Научилась у моих коллег, у моего руководства, я благодарна нашему генеральному директору Багдату Коджахметову, его заместителю Евгении Гуляевой, которые всегда поддерживают "Информбюро", любые наши предложения. Здесь ты работаешь в здоровой атмосфере, всегда чувствуешь продуктивный заряд. Мы часто выезжаем с коллегами на различные тренинги, проводим брейншторминги, учимся чему-то друг у друга, находимся в постоянном поиске и развитии. У нас происходит постоянный творческий обмен. Ведь мы телевидение, мы должны быть востребованы нашим зрителем. И эта работа в команде в чём-то внутренне поменяла меня, я стала другим человеком, мудрости стало больше, появился другой взгляд на работу. Это ценный опыт. За это я очень благодарна "31 каналу".

Кстати, так совпало, что сегодня мы отмечаем наш профессиональный праздник. И я от всей души поздравляю всех моих коллег! Знаете, главное, что я вам желаю, – это вера. Вера в собственные силы, вера в честность и справедливость, вера в свою причастность к решающим процессам в жизни как рядовых казахстанцев, так и страны в целом. Это так важно. Ведь наш путь и тернист, и чрезвычайно ответственен, и всегда на виду…